Printed from chabad.odessa.ua

«Быть головой» — что это значит?

Четверг, 17. Сентябрь, 2009 - 8:54

Во время празднования Рош ѓаШоно соблюдают много обычаев, связанных с едой. Скажем, в начале первой праздничной трапезы совершают Кидуш, а потом дольку яблока окунают в мед и произносят благословение «творящий плод дерева». Затем добавляют короткую молитву: «Да будет воля Твоя, чтобы новый год был добрым и сладким!»

Не только яблоко и мед мы едим в честь праздника Рош ѓаШоно. Существует обычай кушать гранат, добавляя: «Пусть заслуги наши умножатся, как зернышки граната!» В ашкеназских общинах распространен обычай есть блюда из моркови (на идиш — мерн), в частности цимес, при этом говорят: «Пусть умножатся (мерн) наши заслуги».

В разных общинах принято во время праздничной трапезы есть и другие блюда. При этом над некоторыми из них произносят молитву, а над некоторыми нет. Например: над эсрогом и медом ничего не говорят, а над айвой произносят: «Да будет этот год хорошим и сладким, и чтобы вышли на свет все заключенные народа Израиля!» Евреи, которые едят морковь (крати на арамейском), говорят при этом: «Пусть будут выкорчеваны (икрету) враги ваши и ненавистники!» Те, кто ест свеклу (селка), произносят: «Да будут изгнаны (исталку) враги наши и ненавистники!» Те, которые едят тыкву (кра), говорят: «Да будет прочитан (тикра) пред Тобой список наших заслуг!» Некоторые едят бобовые (ровиа) и говорят: «Да умножатся (ирву) наши заслуги!» И так далее.

Но есть обычай, которому следует весь еврейский народ во время трапезы Рош ѓаШоно: на праздничный стол подают голову рыбы, все едят от нее понемногу и желают, чтобы в наступающем году «быть головой, а не хвостом». Голова рыбы не относится к моим любимым кушаньям (я ем это только в ночь на Рош ѓаШоно), и поэтому этот обычай всегда немного больше занимал мое внимание, чем остальные обычаи и признаки праздника.

Итак, отведав кусочек рыбьей головы, мы просим Б-га «быть головой, а не хвостом». Проще говоря, это означает быть лидерами, а нешлеперами, не болтаться хвостами вслед за другими, а вести всех за собой. Но давайте подумаем: что же это за благословение?! Представьте себе, что в синагоге, не дай Б-г, каждый начнет руководить и отдавать распоряжения. Мы не выдержали бы этого больше одного дня! Если все станут раввинами, это будет настоящая катастрофа. Помните известную шутку: в Израиле самая тяжелая работа — быть премьер-министром, так как в Израиле более 7 миллионов премьер-министров, и каждый уверен, что именно он самый лучший! А раз так, то зачем мы просим у Б-га, чтобы он сделал нас всех премьер-министрами?..

Мидраш рассказывает о совместном путешествии таная (одного из мудрецов периода Мишны) рабби Йеѓошуа бен Леви и пророка Элияѓу. Рабби Йеѓошуа хотел научиться у пророка тому, как надо вести себя в той или иной ситуации. Элияѓу отказался, сказав, что рабби Йеѓошуа не сможет правильно понять то, что увидит, у него постоянно станут возникать вопросы, а отвечать на них не будет времени. Рабби Йеѓошуа очень просил, умолял и обещал не задавать никаких вопросов. Элияѓу в конце концов согласился — при условии, что если его спутник задаст хоть один вопрос, они тут же расстанутся.

И пошли они вместе, и к вечеру подошли к старой и шаткой лачуге, перед которой на улице сидела пожилая супружеская пара. Старики были очень бедны, но это не помешало им быть гостеприимными хозяевами. Особых возможностей для приема гостей у хозяев не было, так как жизнь их не проходила в изобилии, но они были готовы поделиться со своими гостями всем, что у них было.

На следующее утро оба гостя попрощались с милыми хозяевами и снова двинулись в путь. Вскоре рабби Йеѓошуа заметил, что Элияѓу молится. Он прислушался и услышал, что пророк молился о том, чтобы принадлежащая старикам корова… умерла! Эта корова была самой большой ценностью в доме, поскольку весь доход четы поступал от продажи молока. Услышав это, рабби Йеѓошуа был просто поражен: супруги были настолько щедрыми к ним, за что и почему они заслужили, чтобы их корова умерла?! Но он помнил, что должен избегать задавать вопросы…

К вечеру они подошли к большому и красивому дому-усадьбе. Они попросили у богатого владельца усадьбы разрешения провести ночь в его доме. После некоторых колебаний, хозяин согласился, но не проявил к ним особого радушия, скупо накормил и холодно с ними разговаривал.

Когда они на следующее утро отправились в дорогу, рабби Йеѓошуа заметил, что Элияѓу снова молится. О чем же он молился на этот раз? Одна стена в доме богача была треснута и могла упасть. Пророк молился за то, чтобы стена вернулась в надлежащее состояние и стала крепкой и устойчивой. Рабби Йеѓошуа ничего не мог понять. Ведь этот человек был скуп и обошелся с ними негостеприимно, но Элияѓу молился за него, за то, чтобы стена с трещинами в его доме была целой и прочной, как раньше! Но опять же — он помнил, что не должен задавать вопросы…

К концу дня они пришли в красивый город, каждый уголок которого говорил о богатстве и изобилии. Они направились к синагоге, которая представляла собой красивое и величественное здание. Рабби Йеѓошуа подумал, что в этом городе у них не возникнет проблем с поиском места, где остановиться. Но на самом деле все было не так: люди здесь были не очень любезны. Когда молитва закончилась, никто не подошел к ним, чтобы спросить, где они собираются ужинать и есть ли у них место остановиться на ночлег. В конечном итоге они остались без ужина и были вынуждены ночевать в синагоге, приютившись на жестких скамейках… Утром, когда они были готовы уйти из города, пророк благословил всех жителей города, пожелав им всем быть руководителями. Опять же, это было загадкой для рабби Йеѓошуа: почему Элияѓу благословил людей, которые были столь негостеприимны?!

Вечером того же дня они прибыли в другой город. Сразу было видно, что в этом городе община не столь богата, как в предыдущем: синагога не была настолько красива, но люди были очень достойные, приветливые и доброжелательные. Они сделали все возможное, чтобы гости испытали как можно больше приятных ощущений от своего пребывания в их городе. Прежде чем путешественники покинули город, пророк Элияѓу благословил его жителей, сказав: «Пусть только один из вас будет руководителем!»

После этого рабби Йеѓошуа, не сумев справиться со своим любопытством, сказал пророку: «Я знаю, что, задав этот вопрос, я потеряю право продолжать сопровождать вас, но я не могу так жить дальше. Пожалуйста, объясните мне ваше поведение в каждом из этих четырех случаев!»

«Хорошо, — ответил пророк Элияѓу и начал объяснять: — Сначала мы встретили прекрасную пару стариков, которые оказали нам отличный прием. Я хотел благословить их, но этот день должен был стать последним в жизни этой женщины. Благодаря тому, что она приняла нас в своем доме, ей представилась возможность исполнить заповедь гостеприимства. Заслуга от исполнения этой заповеди была настолько большой, что приговор женщине был отменен, но не совсем. И я молился о том, чтобы умерла корова, которая была так важна для них. Корова умрет, а женщина будет жить хорошо и долго. Таким образом, смерть коровы несла добро и благословение этой паре.

Относительно дома скряги — в той самой стене с трещинами были скрыты сокровища. Стена была непрочной и могла скоро рухнуть. Так как хозяин отличился особой скупостью и невежливым поведением, я молился о том, чтобы стена укрепилась, и он не обнаружил клад и не смог насладиться им.

Что касается людей в богатом городе, — продолжал Элияѓу, — то моя молитва о том, чтобы все в городе стали лидерами, не принесет никакого блага. Наоборот — самая разрушительная вещь, которая может случиться в любом городе, — это когда каждый житель будет считать себя городским головой. Когда же я просил Б-га, чтобы евреи в другой общине имели только одного лидера, то делал это ради их же блага. Все единодушно будут следовать за своим вождем, и в результате община будет процветать. Ведь не зря говорят, что на корабле должен быть только один капитан, иначе судно пойдет ко дну…»

После этой истории еще острее встает заданный ранее вопрос: почему же в Рош ѓаШоно мы просим, чтобы все были во главе?

Есть известный хасидский рассказ о двух сыновьях одного из предыдущих Ребе Хабада. Дети играли в игру «Ребе и хасид», воспроизводя виденное дома. Старший брат, который исполнял роль Ребе, сел в кресло, а младший, который играл хасида, подошел к нему с подобающим почтением и рассказал, что ищет совета и благословения для решения своей проблемы. Старший брат, не задумываясь, дал ему совет, как решать эту проблему, и свое благословение, сказав, что все будет хорошо. На что младший (речь идет, замечу, о детях в возрасте девяти и семи лет) сказал: «Нет, ты не Ребе!» Старший брат обиделся и спросил: «Почему ты так говоришь?» И младший брат (через много лет он станет Любавичским Ребе) ответил: «Ребе, прежде чем дает ответ или благословление, всегда издает вздох, идущий из самой глубины своего сердца, а ты ответил сразу же, без вздоха».

Что такое вздох? Это знак, что у тебя что-то болит. Следовательно, быть Ребе означает принимать чужую боль близко к сердцу, как будто это твоя личная боль, как будто это касается тебя лично до такой степени, что вызывает вздох, — вот это и называется быть Ребе.

Хасиды всегда говорили, что слово Ребе — это аббревиатура, означающая рош бней Исроэль («глава сынов Израиля»). Что означает быть главой? В теле человека голова является той частью, которая чувствует боль каждого органа. Если у вас болит ноготь на ноге, то чувствует эту боль ваша голова.

Когда мы говорим в Рош ѓаШоно, чтобы нам «быть головой», мы совсем не собираемся все становиться руководителями. Мы делаем это, потому что хотим, чтобы каждый чувствовал боль другого так, как он чувствует свою собственную боль. В Рош ѓаШоно мы стараемся быть более «головами», чтобы научиться чувствовать, не дай Б-г, беды и напасти других, как свои и терять из-за этого сон по ночам.

Но даже это еще не самое сложное. Труднейшая задача для того, кто является «главой», — научиться чувствовать радость другого человека. Когда вы встречаете друга, и он говорит вам, что его бизнес преуспевает, это должно вызвать в вашем сердце такую же радость, как если бы вы услышали нечто подобное от своего собственного сына. Когда кто-то сообщает вам хорошее известие, это создает у вас хорошее настроение и просто добавляет вам здоровья. Многие говорят друзьям: «Как тебе хорошо!» А нужно, радуясь тому, что другому хорошо, говорить: «Ах, как мне хорошо!» Ребе всегда ожидал, что люди будут делиться с ним хорошими новостями, и это добавляло ему здоровья, в буквальном смысле.

Похожую историю мы находим в Торе. Каждый знает рассказ о том, как Моше увидел горящий терновый куст. Он подошел ближе, чтобы посмотреть, «почему куст не сгорает». Тогда Б-г открылся ему и попросил идти в Египет и стать спасителем сынов Израиля. Но Моше не хотел, и целую неделю длился спор между ним и Всевышним. Одной из причин, по которой Моше не хотел стать руководителем Израиля, был его старший брат Аѓарон. Он был на три года старше Моше, он руководил евреями в Египте все эти трудные годы изгнания. И тут вдруг Б-г ставит над ними нового лидера! Это может обидеть Аѓарона. Всевышний говорит Моше: «Ведь Аѓарон, твой брат… вот, он выйдет тебе навстречу и увидит тебя, и возрадуется в сердце своем» (Шмойс, 4: 14). Раши поясняет: «Не так, как ты думаешь, что он будет недоволен тобою из-за обретаемого тобою величия». По природе вещей, старший брат, видя, что его младший брат преуспевает больше, чем он сам, наверно, счастлив, но где-то в глубине души все-таки немного завидует. Поэтому Моше не хотел согласиться с назначением, не желая причинить душевные муки своему брату Аѓарону. Однако Всевышний говорит ему, что Аѓарон «возрадуется в сердце своем», и на самом деле он был счастлив за брата, как за самого себя. Поэтому Аѓарону было дано право быть первосвященником и носить «нагрудное украшение на сердце» (Раши, там же). Только еврей, который действительно всем сердцем радуется успеху другого, может быть первосвященником — символом сердца всего Израиля…

Дорогие друзья, пора нам всем становится «как Ребе». Для этого не нужно ехать в Израиль, покупать штраймл и отращивать длинную бороду (это тоже важно, но не в данном случае). Стать Ребе, прежде всего, означает — быть «главой», чувствовать душу другого человека, ощущать его боль, как свою. И даже более того — радоваться счастью другого, как своему собственному счастью! Веселого вам праздника и хорошей «главы» года («глава года» — дословный перевод названия праздника Рош ѓаШоно) всем нам!

Комментарии: «Быть головой» — что это значит?
Нет добавленных комментариев