Я работал у себя в кабинете над очередной статьей для газеты, когда раздался телефонный звонок. Мне позвонил один из политических лидеров Украины, еврей по происхождению, но, к сожалению, в настоящее время человек, довольно далекий пока от исполнения заповедей, и, если я не ошибаюсь, никогда в жизни не переступавший порог синагоги. Этот человек родился, рос и воспитывался при советской власти. Он учился в советской школе, был комсомольцем, окончил советский университет, стал членом коммунистической партии и даже успел поработать советским функционером на одном из ответственных постов в своем родном городе (может быть, в этом и кроется причина того, что он до сегодняшнего дня далек от еврейства). Этот человек рассказал мне интереснейшую историю. Неделей ранее он посетил свой родной город, и семья, которая сейчас живет в доме, где он родился и вырос, показала ему вещь, найденную во время капитального ремонта. Когда они меняли входную дверь, треснула дверная коробка, и все увидели, что внутри нее была вставлена…мезуза! «Мой отец сам построил этот дом, — рассказывал мне политик, и голос его срывался от волнения. — Оказывается, ребе, что мой отец, которого я всегда считал атеистом и «хорошим коммунистом», был религиозным человеком, хотя и всю жизнь боялся показать это. В те годы любое проявление религиозности жестоко преследовалось, поэтому он установил мезузу на дверях нашего дома, но скрыл ее так, что даже мы об этом не знали!» И тут я услышал, что он плачет. Понимая, что происходит в его душе, я молча ждал, пока он немного успокоится и скажет, почему ему захотелось рассказать все это мне. И тут он попросил: «Рабби, я хотел бы установить эту мезузу на дверях своего дома! Это мое наследие, и я хочу жить с ним…»
Я подумал: интересно, что увидел мой собеседник в этот момент? Неужели нечто такое, чего до сего дня никогда не встречал? Я полагаю, что он уже не один раз в своей жизни видел мезузы на дверях разных домов. Что же удивительного и необычного он увидел в этоймезузе, что это стало Б-жественным просветлением, которое изменило его?..
В эти дни исполняется год со дня смерти дедушки моей супруги, да продлятся ее дни, раввина Аѓарона Хазана, да будет благословенна его память. Его душа покинула этот мир, когда ему было 96 лет. Его воспоминания опубликованы в книге «Против течения», которая недавно вышла в свет в дополненном издании. Я слышал от него много разных историй, но ту, что я хочу рассказать сейчас, поведал мне его внук, который в свою очередь слышал ее от дедушки.
Это произошло в 1944 году, рав Аѓарон Хазан жил тогда в Ташкенте, куда был эвакуирован из Одессы. В Ташкенте собралась большая группа хасидов Хабада, и они решили заняться еврейским образованием. Следует помнить, что это происходило в советской России, где в то время подобная деятельность считалась серьезным преступлением. Несмотря на это, хасиды решили, что они должны сделать что-то, чтобы спасти еврейских детей. Речь шла не об их собственных детях, о еврейском воспитании и образовании которых они никогда не забывали (они организовали подпольный хедер, где их дети учили Тору). Их основной заботой были другие еврейские дети, которые жили в этом городе и не имели никакой возможности учиться иудаизму. Раву Хазану предложили собрать детей и организовать для них занятия в каком-либо тайном убежище, а оплату его работы возьмет на себя подпольная еврейская община. Он согласился.
Для прикрытия раввин Хазан был оформлен рабочим в мастерской одного из хасидов Хабада в городе. Он появлялся там каждое утро и каждый вечер, только для того, чтобы отметиться, а весь его день был посвящен святой работе. Он ходил по домам, где, по его сведениям, жили еврейские семьи. Приходил, стучал в дверь, представлялся, как человек, который хочет научить еврейских детей читать на иврите и готов делать это бесплатно, для поднятия души своих родителей, убитых фашистами… Как правило, это были семьи без кормильца. Отцы этих детей находились на фронте, некоторые из них погибли, многие пропали без вести.
Сначала раввин Хазан учил с ребенком алфавит, и после того, как тот выучивал несколько букв, раввин уходил, пообещав вернуться. На следующий день он приходил снова . После нескольких уроков, когда ребенок уже знал некоторые буквы и начинал читать слова, он рассказывал его матери, что есть в городе место, где проводят занятия по еврейской традиции, которые ребенок может посещать каждый день, и там его будут кормить бесплатным обедом. Большинство родителей не соглашались. Они хорошо понимали, что забрать ребенка из государственной школы и отдать его учиться в подпольный хедер незаконно и просто опасно для жизни. Но были и такие, кто согласился. И так он привлекал к учебе одного мальчика за другим. Затем он нашел кого-то, кто был готов пойти на риск и предоставить у себя дома прибежище для изучения Торы. И вдобавок ко всему он нашел учителя, который согласился преподавать Тору, даже подвергая опасности свою жизнь. Таким образом он создал в городе четыре хедера, в каждом из которых учились двадцать детей. Все они хорошо знали, что их учеба противозаконна, и были подготовлены к тому, что нужно делать, когда придет милиция, — изобразить, что они там просто играют, а не изучают Тору.
Однажды 14-летний мальчик заметил, что к ним пожаловали нежданные гости, и сразу же предупредил об этом своих друзей. Дети спрятали священные книги в тайник, а из другого угла достали елку, поставили ее в центр комнаты и начали танцевать вокруг нее и старого учителя, напевая песенку про Деда Мороза. Они сделали все так натурально, что даже милиционер, ничего не заподозрив, сказал им: «Постыдились бы! Разве можно так обращаться со старыми людьми!..»
Эти хедеры просуществовали до 1946 года, пока хасиды не уехали из Ташкента. Много лет спустя, дедушка моей жены переехал в Израиль и продолжил там свою святую работу. Он посещал дома евреев, приехавших из России и проживающих в разных уголках страны. Он просто стучался в дверь, представлялся по-русски и рассказывал семье о еврейских традициях. В одном из домов дверь открыла молодая девушка, и рав Хазан спросил у нее на русском языке: «Твой отец дома?» Она позвала отца: «Папа, пришел какой-то рав и хочет поговорить с тобой!» На зов дочери вышел мужчина лет пятидесяти. Рав Хазан не успел даже представиться, как вдруг этот человек набросился на него с объятиями и начал танцевать с ним. Сначала рав Хазан подумал, что ему попался какой-то сумасшедший. И тут выяснилось, что это был один из учеников того самого хедера, который раввин организован сорок лет назад. Он помнил своего учителя, этот мальчик из Ташкентского хедера, который совершилалию в Эрец-Исроэль!
Несколько лет тому назад мы с женой приехали ненадолго в Израиль и привезли с собой короткий видеофильм о нашей деятельности здесь, в городе Одессе. Среди прочих кадров были в этом фильме и сюжеты о еврейской школе и хедере. Мы пригласили рава Хазана посмотреть этот фильм в дом его дочери, моей тещи.
На протяжении всего фильма он сидел и плакал как маленький ребенок. Он не мог поверить, что в той стране, где запрещали евреям быть евреями, и где он сам столько страдал, чтобы вырастить еврейских детей, произошло такое чудо. Еврейские дети свободно учатся в еврейских школах, произносят молитвы Шма и Моде ани, омывают руки перед едой, носят кипу и гордятся тем, что они евреи… Он своими глазами видел кровавый процесс строительства коммунизма и ему повезло увидеть крах этого строя на видео, которое мы сняли в Одессе.
Что же увидел в этом фильме дедушка моей жены, чего я не видел? В Одессе я часто посещаю школу и хедер. В Израиле рав Хазан видел сотни и тысячи раз еврейские школы, хедеры, детей, которые молятся, учат Тору и носят кипу. Почему я отношусь к этому спокойно, а он так плакал? Разве мы видели разные вещи?!
Недельная глава «Дворим» читается каждый год в Субботу перед Тише б’ов, постом 9 ова. В эту Субботу мы читаем Ѓафтору из книги пророка Ишаяѓу, которая открывается словами «Видение Ишаяѓу, сына Амоца…», и эта Суббота называется Шабос Хазон — «Суббота видения». Рабби Ѓилель из Парича приводит от имени рабби Леви-Ицхока из Бердичева глубокое объяснение значения Шабос Хазон. В эту Субботу, говорит он, каждому еврею показывают издали Третий Храм, да будет он построен скоро и в наши дни. Рабби Леви-Ицхок из Бердичева приводит притчу об отце, который сшил своему сыну очень дорогой костюм, но сын порвал его в клочья. Отец снова пошил сыну красивый костюм, но и на этот раз сын порвал его. И тогда отец, увидев, что его сын не умеет правильно себя вести, сшил ему третий костюм, но не отдал его сыну. Время от времени, по особым случаям отец доставал костюм, показывал его сыну и обещал, что тот получит костюм, когда научится хорошо себя вести. Таким способом отец воспитывал своего сына, приучал его идти по правильному пути…
Суть притчи ясна: Всевышний дал своим сыновьям Первый Храм, и он был разрушен за их грехи. Затем Б-г дал им Второй Храм и снова был вынужден разрушить его. С тех пор один раз в год, в Шабос Хазон, Он показывает народу Израиля Третий Храм, чтобы побудить евреев исправиться и заслужить право увидеть его построенным.
И тут возникает вопрос: кто же на самом деле видит этот образ Третьего Храма? Если его видят только праведники и люди с возвышенными душами, то цель этого видения не будет достигнута, ибо оно предназначено для того, чтобы вдохновить весь еврейский народ совершить тшуву. Раскаяние необходимо многим евреям, но на первый взгляд кажется, что именно им-то это видение и недоступно!
Аналогичный вопрос можно задать о различных видах Бас-Коль(«Небесного гласа»), которые слышатся каждый день. Мишна и Талмуд спрашивают: кто же удостоится услышать глас Небес?! Тогда какую пользу он приносит, если простые люди вроде нас не слышат его?
Учение хасидизма поясняет, что глас Небес слышит каждый человек, душа каждого еврея слышит его призывы. Иногда это является причиной, внезапно побуждающей сердце еврея совершить тшуву без каких-либо видимых поводов. Глас Небес, который воспринимается душой, независимо от воли человека пробуждает в нем стремление к раскаянию и мысли о праведных делах.
Может быть, именно это и увидел политик, позвонивший мне по телефону? Может быть, это услышал он, глядя на мезузу, которую спрятал его отец в дверной коробке? В ту минуту, когда он увидел этумезузу, его душа услышала глас Небес!
И, может быть, именно это и увидел рав Хазан? Я смотрел фильм, в котором еврейские дети читали Шма, а он видел и слышал глас Небес, который сказал ему: «Вот идет Мошиах!» Возможно, он уже «слышал, видел и попробовал» грядущее Избавление?
Любавичский Ребе говорит в одной из своих бесед (Шабос главы «Брейшис» 5751/1990 года), что «свободу в проявлениях иудаизма, пришедшую в эту страну [СССР], можно рассматривать как пример исправления и совершенствования мира во времена Мошиаха. Это подобно сказанному в молитвах о субботнем дне: «Наслаждающиеся им удостоятся вечной жизни…» — то есть Шабос предоставляет соблюдающим его возможность почувствовать «вкус» Грядущего мира. А когда коммунистический режим разваливается как карточный домик без единого выстрела, это и называется «увидеть Третий Храм в отдалении», прочувствовать будущий приход Мошиаха.
Это также ответ на наш вопрос, почему с помощью обычного зрения мы не можем видеть появление Третьего Храма в Шабос Хазон. Тем не менее, наша душа, воспринимающая все более духовно и тонко, видит эту картину, и это имеет большие последствия, которые не всегда осознаются (однако тот, кто очищен от греха и тонко чувствует действительность, видит все это практически реальным зрением).
Мы живем во времена Шабос Хазон. Мы уже ощущаем вкус Грядущего мира. Я искренне желаю всем нам, чтобы когда в Тише б’ов мы будем скорбеть и молиться во искупление греха разрушения Храма, мы явственно ощутили этот прекрасный вкус дней Мошиаха!