Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Змеи — медицинские и не очень…

Четверг, 02. Июль, 2009 - 4:54

Не так давно я провел несколько дней в одном из детских медицинских центров Одессы, где сделали операцию по удалению аппендицита моему среднему сыну (слава Б-гу, операция прошла успешно, мальчик вернулся домой и продолжил учебу вхедере). Когда мы приехали в приемное отделение, дежурный врач начал осматривать ребенка, который был немного испуган и страдал от приступов боли. Доктор сделал все от него зависящее, чтобы отвлечь мальчика и объяснить ему, что все в порядке: он в хороших руках, может быть спокоен и не сомневаться в том, что выйдет отсюда здоровым и невредимым. Во время разговора врач показал ему значок, символ медицины, который был на его белом халате, пытаясь таким образом отвлечь внимание ребенка от боли, страха перед операцией и поговорить на отвлеченную тему. Ребенок спросил врача, что это за змея нарисована на медицинском значке. Доктор подумал и сказал: «Говорят, что змея является символом медицины, возможно, потому, что змеиный яд иногда может быть использован как лекарственный препарат. Еще в старину аптекари лечили больных змеиным ядом». В ту минуту я совсем не был уверен, что змея и яд успокоят моего сына (и меня), но, по крайней мере, предметом разговора на несколько минут стали змеи, их виды, разнообразие их размеров и расцветок.

И все же, почему именно змея стала символом медицины? Как змея может ассоциироваться со здравоохранением? Ведь общеизвестно, что она представляет опасность для здоровья: укус многих ядовитых змей может даже убить человека! И в Торе, читая рассказ о сотворении мира, мы узнаем, что змей, соблазнив Хаву попробовать плод Древа познания добра и зла, принес смерть в этот мир. С тех пор змей является символом зла и злоязычия (лошон ѓоро). А в недельной главе «Шмойс» сказано: «И отвечал Моше и сказал: «Но они не поверят мне и не послушают моего голоса…» И сказал ему Г-сподь: «Что это в твоей руке?» И отвечал он: «Посох». И сказал Б-г: «Брось его на землю». И бросил его на землю, и тот стал змеем, и бежал Моше от него» (Шмойс, 4: 1–3). Раши так комментирует слова «и стал змеем»: «Указал ему на то, что он злословил Израиль, говоря, что они не поверят, и тем самым прибег к чуждому ему змеиному умению».

Если все выглядит таким образом, то как случилось, что змея, символизирующая зло, сплетни, злоязычие и т. д., стала символом медицины и здравоохранения? Поищем ответ в главе Торы «Хукас», которую мы читаем на этой неделе.
 

…Пребывание еврейского народа в пустыне уже подходило к концу. Шел сороковой год скитаний, евреи утомились от долгого пути. Они жалуются: Всевышний слишком долго водит нас по пустыне, нет у нас ни хлеба, ни воды, и «душе нашей постыл ничтожный хлеб» (Бамидбор, 21: 5). И тут на них нападают ядовитые змеи, и многие сыны Израиля умирают от их укусов!

Человеку вообще очень трудно и опасно находиться в пустыне, где водятся ядовитые змеи и скорпионы. Моше-рабейну сам говорит сынам Израиля: «И высокомерным станет сердце твое, и забудешь ты Г-спода, Б-га твоего, Который вывел тебя из Египта, из дома рабства; Который вел тебя по пустыне великой и грозной, где змеи ядовитые и скорпионы, и засуха и безводье; Который извлекал для тебя воду из скалы кремневой» (Дворим, 8: 14, 15). Естественно, что человек, идущий по пустыне, может предполагать, что у него будут проблемы со змеями, — это закон природы. Но в течение сорока лет евреи находились под особой защитой Всевышнего, Который охранял их от змей. Как только сыны Израиля начали жаловаться, они потеряли эту защиту и вернулись в обычные природные условия, в которых змеи в пустыне нападают на людей. Иными словами, эта напасть не возникла «из ничего». До сих пор народ Израиля был защищен от всех опасностей пустыни. Когда же они возроптали, выказав недовольство действиями Моше и Всевышнего, многим пришлось узнать, что такое укус ядовитой змеи.

Тогда сыны Израиля пришли и сказали Моше-рабейну: «Мы согрешили тем, что говорили против Г-спода и против тебя. Молись Г-споду, чтобы Он отвел от нас змей» (Бамидбор, 21: 7). Так как Моше любил народ Израиля, он сразу же начал молиться за него. И тут Всевышний повелел ему сделать нечто очень необычное, чтобы остановить нападения змей: «Сделай себе змея и посади его на шест, и будет: всякий укушенный, увидев его, останется жив» (Бамидбор, 21: 8).

Кажется странным, что созерцание медного змея может способствовать излечению укушенного. Талмуд в трактате «Рош ѓаШоно» (29а) говорит: «Разве медный змей умерщвляет или сохраняет жизнь? Когда сыны Израиля устремляли взор ввысь и подчиняли свои сердца своему Отцу небесному, они исцелялись; а если нет — угасали». Следовательно, поднимая глаза к небу и вспоминая о Всевышнем (как призывает пророк Ишаяѓу: «Поднимите глаза ввысь!»), еврей совершал раскаяние и выздоравливал.

Интересно: Всевышний избрал для излечения евреев именно то, что приносило им вред. Смертоносный змей превратился в лечебное средство! Мы знаем, что с такой же целью делаются прививки от некоторых болезней. Вакцину с очень малым количеством возбудителей болезни вводят в организм, и таким образом человек избегает заражения. Всевышний хотел показать евреям, что их убивают не змеи, а грехи.

Можно сказать, что с той поры и по сей день символом здравоохранения считается все тот же медный змей (на иврите нахаш нехошес — игра слов), который принес излечение народу Израиля в пустыне.

Медный змей был у еврейского народа на протяжении более семисот лет. Потом пришло время правления праведного царя Хизкияѓу. Он, вероятно, был первым в истории правителем, который ввел закон о всеобщем обязательном образовании. При нем каждый еврейский ребенок в Земле Израиля получал настоящее еврейское воспитание. Так много чудес произошло в то время, что Талмуд говорит: «Хотел Всевышний сделать Хизкияѓу Мошиахом». Так вот, об этом царе сказано в Книге Млохим II (18: 4): «Он упразднил жертвенные возвышения, разбил столбы, срубил деревья, которым поклонялись, и изломал в куски медного змея, которого сделал Моше». Он уничтожил медного змея, который уже в течение многих веков существовал у еврейского народа, а мудрецы «были благодарны ему за это» (Мишна, трактат «Псохим», 4: 9).

Что же произошло? С какой стати Хизкияѓу сделал это?! Как он мог взять на себя такую ответственность — уничтожить вещь, изготовленную Моше-рабейну по повелению Самого Всевышнего? В продолжении упомянутого стиха из Книги Млохим II говорится, что во времена Хизкияѓу «сыны Израиля приносили ему [змею] воскурения, и назван он был Нехуштан». То есть евреи того поколения превратили медного змея в идола и стали ему поклоняться! Поэтому царь Хизкияѓу измельчил его в прах и стер с лица земли. Ведь медный змей был создан для того, чтобы евреи подняли глаза к небесам и вспомнили о Всевышнем. Как только он стал идолом, отдаляющим евреев от Всевышнего, необходимость в нем отпала…

Эта история наглядно показывает, что каждое поколение имеет свои собственные цели, и то, что подходит одному, не обязательно подойдет другому. Змей, укреплявший связь евреев со Всевышним, сотни лет спустя стал предметом идолопоклонства. Моше-рабейну сделал то, что было нужно его современникам, а царь Хизкияѓу сделал то, что стало необходимым для евреев его поколения.

В мидраше «Псикта зутарта» сказано: «Так устроен этот мир, что каждому поколению свое. И все служат Всевышнему, благословен Он, и все истинно называются рабами Г-спода. И одно поколение не может исправить все поколения, а из поколения в поколение вожди Израиля сообщают еврейскому народу путь Г-спода, исправляют, обновляют и дополняют то, что совершили предыдущие на пути служения Всевышнему».

На прошлой неделе мы с особыми чувствами в душе переживали 3 тамуза, годовщину дня, когда душа руководителя нашего поколения Любавичского Ребе Менахем-Мендела Шнеерсона покинула этот мир. Каждое поколение имеет своего лидера, который указывает евреям главные задачи на путях служения Всевышнему, которые, как мы сказали, меняются из поколения в поколение. Очевидно, что в любом поколении нужно исполнять все заповеди — всегда накладывать тфилин, всегда соблюдать законы Субботы, и все это остается неизменно. А на что надо обратить особое внимание, в чем состоит главная задача того или другого поколения? Для ответа на этот вопрос, необходим Ребе.

«Задача нашего поколения, — сказал Любавичский Ребе, — заключается в распространении иудаизма». Сегодня на земном шаре живут тысячи евреев, оторванных от традиции их отцов. Ассимиляция набирает все большую и большую силу. Именно поэтому Ребе сказал, что наша главная задача — поделиться своим еврейством с другими евреями. Неважно, насколько мы сами далеки или близки к иудаизму. Всем, что есть у нас, мы обязаны поделиться и научить этому других евреев, даже если сами мы знаем пока не так много. Необходимо познакомить как можно больше евреев с иудаизмом, и это может делать каждый из нас.

Для нашего поколения не так важно, с какими намерениями мы читали сегодня утреннюю молитву, как то, сколько евреев мы привели с собой в синагогу помолиться. Это и есть заповедь для нашего поколения. И каждый еврей, выполняя указания главы поколения, должен приложить все усилия для того, чтобы привлечь другого еврея к исполнению еще одной заповеди. Таким образом он продолжает дело Ребе в нашем материальном мире.

Комментарии: Змеи — медицинские и не очень…
Нет добавленных комментариев