Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Политкорректность — не всегда хорошо

Четверг, 25. Июнь, 2009 - 4:57

Каждому из нас, хотя бы раз в жизни, встречался человек, который жаловался на что-то, что очень «мешает» ему. Однако, глядя на него, было ясно, что эти жалобы лишь не вполне удачная попытка замаскировать то, что действительно ему мешает. Тем не менее, он пытается скрыть истинное положение вещей, так как ему неудобно сказать правду, либо не хочется проявить зависть или ненависть к тому, на кого он жалуется. И вот вырисовывается совсем другая история, и становится понятно, что жалоба вытекает из иного интереса или источника, а сам человек, говоря современным языком, просто пытается «быть политкорректным». Он говорит одно, а подразумевает нечто совсем другое. Причины его жалоб выглядят совершенно иначе, чем представляются по его рассказам…

Кто-то однажды сказал мне, что если мужчина, посмотрев фильм с трагическим концом, прослезится, то это выглядит очень трогательно. Но если мужчина в конце такого фильма будет плакать навзрыд, то ему необходимо срочно разобраться в ситуациях, которые сложились у него дома или на работе. Ведь совершенно ясно, что за рыданиями после фильма скрываются совсем другие проблемы.

В нашей сегодняшней недельной главе «Койрах» мы встречаемся с очень похожим случаем «политкорректности». Койрах, поднимает бунт против Моше-рабейну, обвиняя его и его брата Аѓарона в том, что они предпочитают видеть членов своей семьи на различных должностях, и поэтому захватили все руководящие посты в еврейском народе. Койрах, пытаясь объяснить, почему его требования справедливы, использует самый что ни на есть «веский» аргумент. Он утверждает: «Ведь все общество, все святы, и среди них Б-г! Отчего же возноситесь вы над собранием Б-га?» (Бамидбор, 16: 3). Почему вы думаете, обращается он к Моше и Аѓарону, что вы святее других? Почему вы забрали себе все должности, как будто другие здесь не такие же святые, как и вы?!

На самом деле, точно такие же аргументы могут быть выдвинуты против евреев вообще, и, кстати, многие используют их сегодня, впрочем, как и всегда: «Что вы возомнили о себе? Избранный народ! Разве не все люди равны?»
 

Евреи действительно отличаются от других народов. Это вам подтвердит любой, даже начинающий антисемит, стоит только спросить его (иногда и спрашивать не нужно, он сам постоянно твердит об этом в обществе). И по правде сказать, в этом что-то есть. Мы другие и не похожи на всех остальных. Мы прошли особый исторический путь, а количества пролитых на этом пути крови и слез хватило бы на то, чтобы заполнить не одно море… С другой стороны, количество исполняемых нами заповедей могло бы позволить отдыхать нескольким народам на протяжении многих лет. Но все это не дало нам никаких привилегий перед другими нациями. Благодаря этому мы не превратились в заносчивых гордецов. Наоборот, мы всего лишь стали более чувствительными к проблемам других, более гуманными по отношению к трудностям и несчастьям, которые выпадают на долю других. Видимо, в этом и кроется причина, по которой наши редкие отступления от этих принципов настолько заметны, что сразу же попадают в заголовки мировых новостей.

Наша уверенность в том, что все люди равны, и признание ценности человеческой жизни не противоречат нашему ясному пониманию того, что иудаизм является уникальной религией. Кстати, я до сих пор не обнаружил ни одной религии, которая не считала бы, что она самая правильная. Более того, почти все религии, кроме иудаизма, активно спасают «потерянные души» других религий. Мы, евреи, не стремимся обратить в свою веру побольше людей, потому что мы верим, что «праведники народов мира также имеют свою долю в грядущем мире». Они не должны становиться евреями, чтобы получить свое место в Райском саду.

Есть известный мидраш, рассказывающий о бунте: «Койрах собрал своих людей и они надели одежду из тхейлес (голубой шерсти, которая использовалась для нитей цицис). Потом встал Койрах и спросил Моше: «Обязательно ли прикреплять цицис к одежде, сделанной целиком из тхейлес? А когда Моше ответил утвердительно, они все рассмеялись и сказали: «Если одна нить изтхейлес делает все одеяние разрешенным, то как же целое одеяние изтхейлес не разрешает самое себя?» Любавичский Ребе говорит, что Койрах хочет сказать этим: «Все одеяние, т. е. вся община, свято. Мы все тхейлес — священная шерсть. Нет необходимости проводить различия между нами. Почему же вы, Моше и Аѓарон, назначили себя сами лидерами, и ставите себя выше нас?»

Разделение и различия представляют собой объективную необходимость в жизни. Хотя мы не стремимся создавать разделение между людьми, но ведь не каждый человек, например, может стать врачом. Представьте себе, что будет, если кому-то придет в голову повесить табличку на дверь своего дома и начать выписывать лекарства. Мы попали бы в трудное положение, очень трудное…

Ребе был великим гуманистом. Он заботился обо всех народах мира, о каждом человеке — еврее или нееврее — и пытался влиять на общество в целом. Ребе стал инициатором проведения во всех американских школах акции «Минута тишины» — каждое утро, до начала занятий, дети стоят несколько секунд и думают о том, что у этого мира есть Повелитель, который создал его и продолжает заботиться о нем (это предложение Ребе было впоследствии подкреплено соответствующим указом президента США). Ребе подчеркивает, что это необходимо делать во всех школах, и участвовать в акции должны учащиеся, независимо от исповедуемой ими религии. Но это не противоречит тому, что существуют разные люди, разные религии, все они по-разному служат Всевышнему, и вместе с тем каждый человек верит в одного единого Б-га.

Так и среди евреев есть коѓены и левиты, а большинство относится к другим коленам Израиля. У нас есть врачи и юристы, священнослужители и пророки. Каждый из нас по-своему служит Всевышнему. И при этом нет смешения между способами служения. Они не вступают в противоречие друг с другом, как это хотел представить Койрах, говоря красивые слова «все святы». Действительно, мы все святые, но каждый в той мере, в какой от него требуется быть святым. Главная задача вождей и любого, кто занимает руководящий пост, — сохранить эти различия так, чтобы не допустить ни их стирания, ни возникновения противоречий между разными представителями народа.

Удивительно, но то же самое мы встречали несколько недель назад в главе «Носой», в которой говорится о жертвоприношениях предводителей народа по случаю освящения жертвенника. Сначала они хотели принести свои жертвы вместе, в один и тот же день. Однако Всевышний попросил, чтобы каждый принес свою жертву отдельно и в разные дни. Очевидно, что предводители пришли с позитивным предложением, порожденным их стремлением к объединению. Почему Создатель повелел разделить их?

Для этого необходимо понять анатомию еврейского народа. Сравним его с телом человека. Человеческий организм состоит из многочисленных органов, каждый из которых имеет свое назначение и выполняет свою роль в функционировании всей системы. Хотя сердце жизненно важно, но если все органы будут как сердце, то тело не сможет функционировать. Скорее различия между органами способствуют нормальной деятельности всего организма.

Так и еврейский народ состоит из двенадцати колен с разными культурами и различными руководителями. Каждое колено добавляет свой оттенок цвета в уникальную народную мозаику. Главы колен считали, что единство будет достигнуто путем стирания различий между ними, и поэтому просили совершить жертвоприношения в один и тот же день. Всевышний предпочел выделить уникальную красоту каждого колена, так как только тогда освящение жертвенника будет совершено идеальным образом.

Такой подход будет правильным и по отношению к различным еврейским общинам. Красота нашего народа как раз и заключается в разноцветном богатстве их обычаев. Обратите внимание на особую содержательность, которую добавляет традиция отцов. Настройте свой слух на сложную симфонию, состоящую из звуков разных по происхождению общин! Протяните руку ко всем евреям! Не наступайте сами себе одной ногой на другую! Мы все одно тело!

Комментарии: Политкорректность — не всегда хорошо
Нет добавленных комментариев