Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Как избежать неприятных сюрпризов

Четверг, 18. Июнь, 2009 - 5:00

В праздник Швуэс ко мне подошел один из членов общины (его сын уже почти достиг школьного возраста) и спросил мое мнение о том, как выбрать для сына подходящую школу. Мы говорили о еврейском образовании, его значении, о проблемах, которые могут возникнуть у ребенка во время учебы в нееврейской школе — к примеру, экзамены по субботам или еврейским праздникам, соблюдение кошерности пищи, внешний вид и поведение, далекие от еврейских понятий скромности, и многое другое, с чем ученики еврейских школ, как правило, не сталкиваются. Не говоря уже о тех плюсах, которые есть в еврейских школах, как, например, изучение истории нашего народа, уроки традиции, изучение еврейских первоисточников и многое другое. Все это учащиеся еврейских школ получают частично в рамках обычных школьных уроков, но, кроме этого, значительный объем еврейских знаний они черпают из дополнительных и внеклассных занятий.

«Я слышал, что в Одессе есть еще и хедер», — сказал мой собеседник. «Это правда», — ответил я. «А что это такое, хедер?» — спросил он. Я объяснил, что в хедере учатся только мальчики, начиная с возраста 3–4 лет и до возраста бар-мицвы. Затем они, как правило, покидаютхедер и продолжают свою учебу в иешиве.

Учебная программа в хедере включает изучение Пятикнижия с комментариями Раши, Мишны, Талмуда и мидрашей. При этом часть учебного материала заучивается наизусть. Во второй половине дня ученики обучаются тем же предметам, что и их сверстники в общеобразовательных школах. Тем не менее, обучение в хедереявляется полностью религиозным, как и в хедерах в Израиле, в Америке или где-либо еще в Европе, а успехи наших учеников, с Б-жьей помощью, даже лучше, чем в других странах.

В отличие от еврейской школы, которая является точно такой же, как обычные школы в городе (если не учитывать плюсов, о которых упоминалось выше), хедер предназначен для тех, кто хочет, чтобы их сыновья росли евреями, соблюдающими все заповеди Торы, и параллельно получали среднее образование, как этого требуют государственные законы…

Мой собеседник решил отправить своего сына в хедер: он хотел бы видеть своего ребенка среди «благочестивых детей».

В нашей сегодняшней недельной главе «Шлах» мы читаем о разведчиках, которых Моше посылает исследовать Землю Израиля. С этой целью он выбирает «победоносную сборную команду», состоящую из лидеров: «все эти мужи — главы сынов Израиля». Раши добавляет: «Действительно, позднее они согрешили, однако в тот момент были мужами достойными».

Среди них были любимый ученик Моше Йеѓошуа и его родственник Калев, сын Йефуне. Но уже с самого начала мы видим: Моше чувствует, что произойдет что-то плохое. Раши говорит, что Всевышний сказал ему: «Пошли от себя (буквально: «пошли себе»). По твоему разумению. Я не повелеваю тебе; если желаешь — пошли».

Это значит, что уже тогда Моше понимал: если Всевышний не повелевает, значит, ни к чему хорошему это не приведет. Кроме того, рассказывается, что «нарек Моше Ѓошеа бин-Нуна, Йеѓошуа». У еврейского народа есть обычай: когда человек болеет, изменять или добавлять ему имя. Моше-рабейну решает изменить имя своего ученика, ибо, как говорит Раши, «молился о нем: «Да спасет тебя Г-сподь (таково значение имени) от дурного замысла разведчиков!»

То есть Моше уже видит все проблемы, связанные с разведчиками. И не только он чувствовал это, но даже о Калеве, который не ведал Б-жественных откровений, мы читаем, что он пошел в Хеврон. Раши так объясняет это: «Калев пошел туда один и молился на могилах праотцев о том, чтобы ему устоять и не участвовать в дурном замысле разведчиков».

Мы видим, что Калев тоже почувствовал что-то неладное. Следовательно, хотя при поверхностном рассмотрении кажется удивительным, что разведчики были против этой страны, но при более детальном изучении текста нашей недельной главы, можно обнаружить: Моше знал о том, что может произойти. Откуда?

Если задуматься над тем, сколько времени народ Израиля пребывал у горы Синай, то этот срок покажется нам несколько странным. Евреи вышли из Египта в Песах, в рош-хойдеш сивон достигли горы Синай, получили Тору. После этого Моше поднялся на гору и находился там сорок дней, а затем все усложнил грех золотого тельца. Моше еще восемьдесят дней пребывал на горе Синай, и только в Йом-Кипур сказал ему Всевышний: «Простил Я по слову твоему». На следующий день после Йом-Кипура Моше приказал построить Мишкан.

Не совсем понятно, почему евреи остановились в пустыне, тогда как цель Исхода заключалась в том, чтобы привести народ Израиля в Землю обетованную, «землю, текущую молоком и медом»? Сразу же после Йом-Кипура надо было отправляться в путь в Землю Израиля. Почему они задержались в пустыне? Разве невозможно было построить Храм в Израиле? Напротив, это самое подходящее место для его строительства. Даже если мы предположим, что Всевышний хотел, чтобы сначала евреи построили Мишкан в пустыне, и только потом отправились в землю Израиля, то мидраш это не подтверждает. Ибо сказано: «Сказал рабби Ханина: 25 числа месяца кислев завершена была работа над Мишканом, и он лежал сложенный до первого числа месяца нисон». А если так, то это было вполне подходящее время продолжить путь в землю Кнаан. В действительности же евреи оставались в пустыне до месяца нисон, и только тогда еврейский народ установил Мишкан, отпраздновал Песах, и лишь после этого, 20 ияра, они, наконец-то, покинули гору Синай.

В начале Книги Дворим мы читаем, как Г-сподь «умоляет» евреев идти в землю Кнаан: «Г-сподь, Б-г наш, говорил нам на Хореве так: Довольно вам оставаться у этой горы». И Раши замечает «Буквально». Любавичский Ребе комментирует: «Моше хотел объяснить необходимость войти в землю обетованную сразу же. Ведь еще во время пребывания в Хореве было велено немедля идти в Эрец-Исроэль, из чего нам понятно, что каждый день у горы Синай рассматривается как излишний. Сам Всевышний хотел, чтобы евреи немедленно вошли в Землю Израиля». Тора прямо пишет о том, что евреи не хотели уходить от горы Синай, и задержались там не по наказу Всевышнего, а скорее наоборот.

Если все это так, то Моше уже на горе Синай видел, что сыны Израиля никуда не торопились: они вовсе не стремились в Землю обетованную. Довольно трудно было евреям покинуть гору Синай, поэтому они пришли с просьбой послать разведчиков в Эрец-Исроэль, (как сам Моше рассказывает: «И подошли ко мне все вы и сказали: Пошлем мужей пред собою, и они разведают нам землю»). И тогда Моше-рабейну понял, что это еще один тактический ход для оттягивания момента вступления в страну и что добром все это не кончится… В сущности, все знали об этом, и большой неожиданностью данный факт ни для кого не стал.

Получается, что евреи хотели остаться у горы Синай, а Моше хотел, чтобы они пошли в Эрец-Исроэль и построили Храм на горе Мория. Гора Синай символизирует место, где сыны Израиля получали всё: Тору, ман с небес, воду, Облака славы, охраняющие их. Иными словами, они были постоянно заняты лишь тем, что принимали дары Всевышнего. Гора Мория, на которой евреи будут строить Храм, символизирует место, где нужно отдавать: приносить жертвоприношения, маасер (десятину) и т. д. И поэтому евреи не хотели покидать место, где получали всё без особых трудов и входить в Землю Израиля, где нужно начинать отдавать, работать и жертвовать.

Можно с уверенностью сказать, что результат похода разведчиков не стал ни для кого неожиданностью: ни для Моше, ни для Калева, ни для еврейского народа и, возможно, даже ни для самих разведчиков.

Какой же урок мы можем извлечь для себя из всего сказанного? Родители иногда жалуются, что отправили своих детей в еврейские школы, и не ощущают особых результатов их обучения. Дети не продолжают следовать тому, чему их учили: они не хотят идти в синагогу, они как будто делают одолжение родителям, когда ведут себя по-еврейски. «Что нам делать? Неужели мы их потеряли?» — спрашивают обеспокоенные взрослые.

Одно можно сказать с абсолютной уверенностью: «Иудаизм никогда не будет «сюрпризом» для этих детей!» Сегодня есть евреи в возрасте 40 или 50 лет, которых удивляет, когда я спрашиваю кого-то из них, придет ли он в синагогу на Швуэс. Он мне отвечает: «Я никогда не слышал, что есть такой праздник». Люди приходят ко мне с красивыми пустыми футлярами для мезузы, которые они получили в подарок или купили во время поездки в Израиль. Они просят меня установить эти «коробочки» на дверях их дома или офиса, и очень удивляются, когда я объясняю им, что необходимо положить вовнутрь пергамент с написанным на нем текстом молитвы Шма. «Мы не знали, что внутри коробочки должно быть что-то!» — говорят они. Есть среди евреев еще те, которые не слышали о тфилин или слышали, но не знают, что их надо возлагать себе на руку и на голову каждое утро (кроме Суббот и праздников). Кто-то однажды сказал мне, что он не учил кабалу в школе, и поэтому он не знает, что евреи постятся в Йом-Кипур! «Неужели евреи верят в жизнь после смерти? — спросил меня кто-то. — Я думал, это вера индусов». И так каждый раз я невольно вызываю удивление евреев, которые в силу определенных обстоятельств оказались — временно — отлучены от еврейства.

Дорогие мои! Дети, которые учились в еврейской школе, может и не будут религиозны в той мере, как мы хотим, но я уверен, что иудаизм во всех его проявлениях никогда не вызовет у них удивления, ибо он глубоко проник в их еврейские души. Эти дети уже слышали о Лаг боОймер, они знают, кто такой рабби Акива. Они не только в курсе того, что такое мезуза, но и знают, как прикрепить ее, на какую сторону дверей и на какой высоте. Более того, они помнят, какое благословение надо при этом произнести. Они знают, что такое миква, кашрут, Ханука, Пурим и Песах. Между прочим, детей, которые сегодня учатся в еврейских школах, больше не придется убеждать отдать их детей в еврейские школы. У их детей не будет проблем с родителями, и они не столкнутся у себя дома с непониманием, когда будут стремиться исполнять заповеди, как это бывает сегодня у некоторых из ваших детей. Да, они уже будут в полном смысле религиозными и помогут своим родителям, своим дедушкам и бабушкам быть хорошими евреями, соблюдающими законы и заповеди Торы.

Главная наша задача сегодня заключается в том, чтобы дать молодому поколению то, чего мы не получили, восполнить недостаток знаний еврейской традиции. Мы обязаны исправить неестественное положение вещей, при котором еврей не знает, что такое еврейство. Мы должны сделать все, чтобы наши дети свободно дышали чистым воздухом еврейской мудрости и гордились тем, что они евреи… Мы с вами должны смотреть вперед — хотя бы на расстояние одного поколения, потому что только так мы сможем поддержать и продолжить золотую цепь еврейства, идущую от праотцев, через нас и — в будущее.

Комментарии: Как избежать неприятных сюрпризов
Нет добавленных комментариев