Несколько лет назад я участвовал в радиопрограмме, в которой слушателям была предоставлена возможность задать мне вопросы об иудаизме и евреях. Вопросы были самые разнообразные, связанные с Торой, еврейскими праздниками, политической ситуацией в Израиле и так далее. И, конечно же, встречались классические антисемитские вопросы (естественно, в осторожной форме). Один из вопросов я помню по сей день. Тогда я ответил на него лишь частично, и с тех пор постоянно искал удобный момент, чтобы восполнить этот пробел и завершить свой ответ. Вопрос был следующим: «Почему вы называете себя «избранным народом»? Разве вы не понимаете, что это вызывает ненависть к вам? Неужели вы все еще не поняли, что это корень зла?»
Откровенно говоря — нет, я не осознал, что это корень зла. Я даже не понял до сих пор, почему в этом состоит причина ненависти к евреям!
Без сомнения, антисемитизм сам по себе может стать темой отдельной статьи. Тогда же, в ходе радиопередачи, я ответил на заданный вопрос с помощью примера. Я сказал: «В каждом королевстве живут люди, которые считаются подданными короля. В основном, их отношения с королем строятся так, что они встречаются с ним один или два раза в год: в день его рождения и в день его коронации. Именно в эти дни подданные короля преподносят ему подарки или участвуют в празднествах в его честь, а остальную часть года они просто должны быть добропорядочными и законопослушными гражданами. Но есть некоторые люди, которых король «избрал» из всех своих подданных. Это — слуги, работающие в его дворце и при дворе. Они убирают каждый день комнату короля, застилают ему постель, готовят пищу, убирают кабинет короля и другие помещения дворца, чистят до блеска королевские туфли, стирают его одежды, сдувают пыль с королевской короны и так далее. Эти люди являются «избранными» представителями народа, но для чего их выбрали? Для того чтобы они были рабами! Но Всевышний даже царей и руководителей еврейского народа называет Своими рабами: «Моше, раб Мой», «Давид, раб Мой»… «И поэтому, — продолжил я свои пояснения озабоченному слушателю, — у вас нет реальных оснований ненавидеть нас за эту «избранность». Наше положение отличается лишь тем, что мы должны больше работать. Мы обязаны исполнять 613 заповедей. Мы — рабы, тяжело и много работающие изо дня в день. Вы должны исполнять всего лишь семь заповедей. Вы — просто подданные короля, которым фактически необходимо только соблюдать законы».
Слушатель поблагодарил меня за ответ. Казалось, что он даже получил некоторое удовольствие от того, что мы с вами «рабы»! Я не могу утверждать, что он присоединился к одной из сионистских партий после моего ответа, но если это так, то он, вероятно, выйдет из нее, когда прочитает эту статью. И это потому, что я хочу использовать данную мне возможность, чтобы полностью завершить свой ответ. Всем нам совершенно очевидно, что не бывает прав без обязанностей, как нет и обязанностей без прав. Поэтому не может быть, чтобы раб был только лишен прав свободного человека, и в то же время не пользовался какими-либо привилегиями. Об этом, как мне кажется, уместно поговорить сейчас, когда мы читаем в Торе главу «Беѓар», в которой приводится заповедь шмиты, устанавливающая, что каждый седьмой год запрещается возделывать землю, а также — законы о еврейских рабах…
Вообще, всегда, когда мы произносим слово «рабы», в нашем воображении возникают образы тех несчастных афроамериканцев (говоря современным языком), которые много лет тому назад каторжно трудились на плантациях США. Должен вам твердо заявить, что такое рабство запрещено Торой. Когда в Десяти заповедях сказано: «Не укради!», Раши объясняет, что Тора имеет в виду похищение людей. То есть, речь идет не о краже имущества, а о запрете на кражу людей, за нарушение которого Тора повелевает: «Похитивший человека и продавший его… будет наказан смертью» (Шмойс, 21: 16).
И сразу же после этого в той же главе «Мишпотим» Тора представляет законы о еврейских рабах. Начнем с того, что в иудаизме рабом становится тот, кто сам, в силу собственного свободного выбора, решит продать себя в рабство. Не имея никакой другой работы, еврей ищет дом, своего рода «приемную семью», находя это у другого еврея. В Торе есть много законов, посвященных тому, как надо оберегать достоинство раба. Познакомившись с ними, мы поймем, что держать еврейского раба у себя дома совершенно не выгодно. Талмуд определяет это так: «Каждый, кто покупает еврейского раба, как будто покупает себе господина». Почему? Потому что купивший еврейского раба делает это, чтобы исполнить заповедь благотворительности, а не потому, что ему захотелось использовать бесправного человека.
Из нашей сегодняшней главы мы также узнаем, что на седьмой год его рабства (или в йовель — пятидесятый год, если он наступит раньше) еврейских рабов отпускают на свободу. Почему? Тора говорит: «Ибо рабы Мои они, которых вывел Я из земли Египетской» (Ваикро, 25: 42). В этом, на самом деле, и заключена причина того, почему евреи не должны быть ничьими рабами. Ведь все евреи уже являются рабами Всевышнего! Как комментирует Раши приведенный выше стих: «Моя купчая грамота древнее».
И все-таки в наши дни как-то не очень хорошо звучит: «Мы — рабы Всевышнего!» Что это означает?! Разве Ему нужен кто-то, кто будет чистить Его туфли или вытирать пыль с Его короны? Для чего Всевышнему нужны рабы?! Быть рабом постыдно, это унижает человеческое достоинство!
Талмуд рассказывает о рабби Ханине бен Доса, жившем в конце периода Второго Храма. Он был известен как праведник, чьи молитвы принимались Всевышним с особой благосклонностью. Каждый, кто нуждался, чтобы за него помолились, обращался к рабби Ханине. Это привело к тому, что он заслужил славу мудреца, творящего чудеса. Талмуд в трактате «Брохойс» приводит историю о том, как заболел сын рабана Гамлиэля. Будучи руководителем еврейского народа, одним из крупнейших мудрецов того времени и истинным праведником, рабан Гамлиэль, тем не менее, не понадеялся на свои силы, когда его больной сын нуждался в благословении. Он отправил двух своих лучших учеников к рабби Ханине с просьбой помолиться за больного. Увидев их, рабби Ханина уединился на чердаке и тут же начал молиться за сына рабана Гамлиэля. Окончив молитву, он сказал ученикам: «Идите, ребенок будет здоров». Они спросили: «Рабби, вы — пророк?» И ответил он: «Я не пророк и не сын пророка, но так повелось, что по тому, насколько легко изливается из моих уст молитва, я знаю, принимает ее Всевышний или нет». Ученики записали время, когда это произошло, а вернувшись, узнали от рабана Гамлиэля, что именно в это же время мальчик пришел в себя и попросил пить!
В чем был секрет рабби Ханины? Каким образом ему удалось это сделать? Мы тоже хотели бы знать, как достичь такого уровня святости и близости к Всевышнему, чтобы наша молитва была услышана и, более того, чтобы мы могли узнать, когда она будет услышана…
Талмуд рассказывает еще одну аналогичную историю. В ней снова принимает участие рабби Ханина, который пошел изучать Тору у рабби Йоханана бен Закая. Сын рабби Йоханана заболел, и отец обратился к рабби Ханине с просьбой помолиться и испросить милосердия Небес для сына. Рабби Ханина помолился за него, и это возымело свое воздействие: молитва была услышана, и ребенок снова был здоров. Сказал рабби Йоханан бен Закай: «Если бы я сам горячо молился целый день, не было бы этого». То есть, рабби Йоханан Бен Закай признал, что ребенок поправился только благодаря молитвам рабби Ханины.
Жена рабби Йоханана бен Закая сказала ему: «Разве Ханина более велик, чем ты? Ты известный мудрец, руководитель еврейского народа. Почему же твои молитвы не помогают, а молитва Ханины помогла?» Другими словами она сказала ему: «Я думала, что вышла замуж за праведника. Неужели ты обманывал меня все эти годы?!» (она не была единственной женщиной, обратившейся к своему мужу с подобным вопросом; множество женщин, вероятно, говорят подобные слова своим мужьям). В ответ рабби Йоханан бен Закай сказал нечто очень поучительное для всех нас: «Нет, но он как раб предстает перед Царем, а я предстаю как министр». Министр является очень важным человеком, к его мнению все прислушиваются и т. д. Но он не может прийти к царю, когда захочет. Ему отведено определенное время, когда он может видеть царя: во вторник в четыре часа дня он встречается с ним, и поэтому должен ждать назначенного часа. С рабом все по-другому: он не важная персона, никто не принимает во внимание его мнение, никто не советуется с ним. Раб всего лишь убирает дом и начищает до блеска обувь короля, но, с другой стороны, он всегда может войти в комнату к царю, ибо для него не существует приемных часов. Он входит и выходит из царского дворца, когда захочет. Он живет там, как в своем доме, потому что всегда должен быть наготове, чтобы служить царю. Так что раб находится во дворце двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю и поэтому он может просить царя о чем угодно и когда угодно.
В этом и заключается смысл слов «рабы Мои». Всевышний хочет, чтобы мы, народ Израиля, были с Ним в таких же отношениях, как раб и господин. Он каждый день делает для нас «днем открытых дверей». Мы всегда можем войти к Нему и нам не надо за три месяца записываться на прием! Г-сподь хочет дать нам этот дар — быть Его домочадцами, что и означает «рабы Мои». Он не нуждается в чистке обуви, стирке и уборке, Он просто хочет, чтобы мы были с Ним все время. Однако мы должны четко представлять, что значит быть хорошими рабами, чтобы воспользоваться этой исключительно нам данной возможностью.
…Кто-то спросил меня недавно, что нужно делать, чтобы быть рабом Всевышнего. Я посмотрел на него и сказал: «Ты женат и задаешь мне такой вопрос? Иди и спроси об этом свою жену!»