Недавно один из гостей нашей синагоги рассказывал мне о своих поездках и посещении еврейских общин в разных городах Украины. Он восхищался гуманитарной помощью, которую оказывают эти общины в столь трудное время, когда, к нашему всеобщему сожалению, постоянно растет количество нуждающихся. «Особенно меня удивило, — сказал мне гость, — что куда бы я ни заходил, я видел людей, получающих каждый день горячие обеды, а до или после еды участвовавших в уроках иудаизма. Как это мудро, с помощью тарелки горячего супа привлекать евреев к изучению Торы.
В связи с этим разговором, я вспомнил один случай из своей жизни. Это было в 1992 году в Нью-Йорке, когда я учился в иешиве Любавичского Ребе. Незадолго до того, как Ребе заболел, его посетил главный раввин сефардской общины Израиля Мордехай Элияѓу. Рав Элияѓу был одним из наиболее горячих приверженцев Ребе. И Ребе тоже любил его и при каждой возможности выказывал ему свое уважение. В тот вечер рав Элияѓу также был удостоен продолжительной аудиенции. Мы, молодые ешиботники, и все, кто знал заранее об этом важном визите (в последние годы Ребе уже почти не принимал людей для частных бесед), собрались возле синагоги и ожидали, когда Ребе выйдет из своей комнаты и пройдет через двор в библиотеку, где и должна была проходить аудиенция. Для нас это была еще одна возможность увидеть Ребе в повседневной обстановке, а не во время молитвы или на фарбренгене.
И вот Ребе вышел из своей комнаты и прошел в библиотеку, где после нескольких минут ожидания встретился со своим важным гостем. Между ними началась продолжительная беседа на темы Торы. Несколько человек, среди них — помощник главного раввина и секретарь Ребе, удостоились присутствия на этой встрече. Беседа также была снята на видео, благодаря чему впоследствии мы смогли узнать и услышать то, о чем говорили Ребе и главный раввин. Мне особенно запомнилось, что рав Элияѓу рассказывал Ребе, как не так давно пришел к Стене плача и увидел невдалеке благотворительную столовую, открытую хабадской организацией «Колель Хабад». Там раздавали бесплатно горячие обеды для всех желающих. Главный раввин сказал, что он одобряет столь замечательную идею, когда люди приходят получить порцию горячего супа и вместе с ней получают порцию духовной пищи — урок Торы. Ребе ответил: «Давать голодному еврею еду — это уже само по себе большая мицва. Нет необходимости накормить еврея для того, чтобы он прочитал лист Талмуда. Надо дать ему пищу для того, чтобы он был сыт…»
Именно этими словами Ребе я ответил своему гостю, поведавшему мне о «чудесах» еврейского пропитания в синагогах на Украине.
В недельной главе Торы «Кдойшим» мы читаем повеление Всевышнего, которое, по словам рабби Акивы, является главным правилом Торы: «Возлюби ближнего, как самого себя!» Это заповедь любви к каждому еврею, ключ к пониманию всей Торы. Как же мы должны исполнять эту заповедь? Основатели хасидизма описывают три степени проявления любви к каждому еврею, что проясняет суть исполнения этой заповеди.
Баал-Шем-Тов, говоря о любви к простым евреям, последовательно исполняющим заповеди, учил, что в этих людях есть даже больше величия, чем в великих знатоках Торы. Комментируя выражение из Талмуда (трактат «Брохойс»): «Тфилин Всевышнего — это еврейский народ», Баал-Шем-Тов сравнивает простых евреев с тфилин, которые накладывают на руку, что символизирует людей действия, исполняющих заповеди. Ученых евреев он уподоблял тфилин, возлагаемым на голову, символизирующим знание и понимание. Как известно, вначале накладывают тфилин, на руку, а лишь затем — на голову. Из этого, по мнению Баал-Шем-Това, следует, что для Всевышнего на первом месте стоят обыкновенные евреи, а уж затем идут знатоки Торы. Именно здесь кроется причина того, почему мы должны относиться с любовью к каждому еврею, даже самому простому, который не обладает какими-либо достижениями в изучении иудаизма. Тем не менее, мы должны твердо осознавать, что это тоже хорошие, кошерные евреи, живущие в страхе перед Небесами.
Магид из Межирича, преемник Баал-Шем-Това, расширил значение заповеди любви к простым евреям. Предыдущий Любавичский Ребе, рабби Йосеф-Ицхок Шнеерсон рассказывает, что однажды Магид позвал одного из своих лучших учеников и сказал ему: «Послушай, что говорят в Небесной иешиве: любить простого еврея — это значит любить законченного злодея так же, как истинного праведника!» Это высказывание представляет собой замечательно верное выражение сути аѓавас Исроэль (любви к евреям): любить не только простого еврея, но законченного злодея! И более того — любить его с той же силой, как и истинного праведника! Так Магид подчеркивает глубинную суть души каждого еврея, постигнув которую, мы обнаружим, что и законченный злодей дорог Всевышнему, следовательно, мы должны возлюбить его в той же мере, что и истинного праведника! Однако и такая любовь все еще является взвешенной и ограниченной. Ведь если говорят, что «надо» любить кого-то, «как» кого-то другого, то это сравнение означает, что есть определенная разница между этим евреем и тем евреем. Но все же «нужно» любить этого «так же», как и того, «нужно» любить всех, хотя все-таки существует между ними разница, маленькая или большая, но все же она есть…
Алтер Ребе, ученик Магида, написал в 32-й главе книги «Тания» (называемой также «сердце «Тании», поскольку число 32 записывается на иврите теми же буквами, что и слово лев — «сердце»), что аѓавас Исроэль должна быть безмерной любовью, как братская любовь, которая заложена в нас с рождения. По мнению Алтер Ребе, заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя!» означает, что надо попросту любить другого еврея, как мы любим себя самих. Ведь каждый человек любит себя и никогда не отрекается от этой любви, даже если «иногда» обнаруживает у себя какие-либо недостатки — может быть, даже большие и серьезные. Сказано в «Мишлей»: «Все преступления простит любовь», и этому стиху последовательно и где-то даже фанатично следуют все! Поэтому Алтер Ребе говорит, что каждый еврей должен любить другого еврея той же беззаветной любовью, которой он любит самого себя и которая выше любого расчета.
Как же можно достигнуть столь высокой любви к каждому еврею? Как можно прийти к пониманию и осуществлению заповеди любить другого еврея так же, как я люблю себя самого? Учение хасидизма объясняет нам два момента, которые могут помочь в этом. Во-первых, аѓавас Исроэль — это действие, производное от нашей любви к Всевышнему. Еврей любит Всевышнего, и эта любовь заложена в душу каждого из нас. Всевышний любит каждого еврея, о чем свидетельствуют слова Торы в Книге Дворим: «Сыны вы Г-споду, Б-гу вашему!» А тот, кто любит кого-то, любит и то, что любит его возлюбленный. Таким образом, любя Всевышнего, мы любим, не прикладывая никаких дополнительных усилий со своей стороны, и каждого еврея! Во-вторых, если посмотреть глубже, все еврейские души имеют общий корень, как написано в книге «Тания»: каждая еврейская душа — это в буквальном смысле часть Всевышнего. Следовательно, наша любовь к ближнему не есть любовь к другому человеку, а является любовью к самим себе. Это и есть корень аѓавас Исроэль.
Однако в какой мере каждый еврей должен любить другого еврея? До какой степени надо увлекаться этой любовью? Рабби Леви-Ицхок из Бердичева, ученик Баал-Шем-Това, был известен своей большой любовью к простым евреям. Ежедневно со всем пылом своей души он предавался этой великой любви к каждому еврею до такой степени, что его стали называть «адвокатом еврейского народа». Сам он рассказывал, что это качество характера развилось у него под влиянием учения Баал-Шем-Това, который в комментарии на стих трактата «Пиркей овойс»: «Любые занятия Торой, не сочетающиеся смлохой (работой ради пропитания), не могут продолжаться долго и повлекут за собой грех» утверждает, что слово млоха имеет значение «практическое применение аѓавас Исроэль». Согласно Баал-Шем-Тову, для того, чтобы осуществлялась Тора, которую мы учим, к ней надо приложить млоху — претворение на практике любви к каждому еврею. В этом комментарии особо выделяется слово млоха, подчеркивая, что аѓавас Исроэль становилась делом, работой того, кто ею занимался. А кто считается хорошим предпринимателем? Тот, кто не сидит, сложа руки, в ожидании, что клиенты сами узнают о его товаре и сбегутся покупать то, что у него есть. Тот, кто открывает магазин на бойком месте, вешает большую вывеску, всячески старается разрекламировать свой товар и делает все, чтобы люди пришли к нему за покупками. Точно так же должна осуществлятьсяаѓавас Исроэль. Не надо ждать, когда ближний придет к тебе и попросит о помощи. Не стоит дожидаться, когда кто-либо придет и закричит: «Возлюби меня!» Надо приложить все свои мысли и энергию, чтобы помочь другому еврею. Мы должны выяснить и понять, чего ему не хватает в материальном и духовном плане, а затем сделать все, чтобы восполнить недостающее. Это и называется работой по осуществлению аѓавас Исроэль, это — истинное исполнение заповеди любви к ближнему.
Баал-Шем-Тов учил, что путь приближения другого еврея начинается с оказания материальной помощи. Суть исполнения заповеди, проявляющаяся в такой помощи, приводит к сердечному сближению с другим евреем, которое, в конечном счете, способствует сближению в духовной сфере. Ясно, что нельзя, не дай Б-г, оказывать материальную поддержку ближнему в обмен на духовные ценности. Помощь должна предоставляться без каких-либо условий. И все же суть материальной помощи состоит в том, что она способствует духовному сближению.
Мы достигаем совершенства в исполнении заповеди тогда, когда мы так твердо поставим на ноги ближнего своего, что он сам сможет стать «опарой для нового теста». То есть, в его силах будет помогать другим. Тот, на кого влияли, сможет сам влиять и поддерживать других — это и есть наивысшее достижение аѓавас Исроэль.
Есть люди, которые утверждают, что они не способны учить других. Им следует знать, что такого не бывает. Еврейские мудрецы говорят в трактате «Пиркей овойс» (4: 1): «Кто мудр? Тот, кто учится у каждого человека». У любого из нас есть нечто, чего нет у других, и мы обязаны поделиться этим с другими. Это нечто составляет наше богатство, и наш долг совершить благодеяние и поделиться своим богатством с другом. Когда еврей помогает ближнему своему и учит его Торе, совершается то, что называется «Всевышний просветляет обоих» — Г-сподь щедро посылает обоим, и дающему и получающему, Свои благословения.