Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Моше и разбитые Скрижали

Четверг, 12. Март, 2009 - 5:52

Выборы в Израиле уже позади. Приведен к присяге Кнессет 18-го созыва. Президент Израиля Шимон Перес поручил Беньямину Нетаниягу формирование коалиционного правительства. Нетаниягу ведет переговоры по созданию коалиции, и все надеются, что ему будет сопутствовать успех не только в этом деле, но и в том, что как премьер-министр он поведет народ, живущий в Сионе, в правильном направлении, преодолевая все стоящие на его пути препятствия в экономике и обеспечении безопасности (особенно иранскую угрозу). Я уверен, что Всевышний, Который любит еврейский народ и Землю Израиля (как сказано в Торе: «Непрестанно глаза Г-спода, Б-га твоего, на ней — от начала года и до конца года»), благословит премьер-министра и весь народ на успех.

«Другая политика» — таков был один из лозунгов последней предвыборной кампании. В нем выражался призыв одной из партий к поиску нового руководителя другого сорта, некоего идеала, человека с чистыми руками, идущего прямой дорогой. В общем, такого, которого в настоящее время не существует. Однако именно его одна из партий требовала избрать (намекая на своего лидера) для того, чтобы он вывел Израиль из кризиса в экономике, в общественных отношениях и в системе безопасности. Но на Небесах было решено по-другому, и избрали опытного руководителя, который, вполне возможно, справится с этой тяжелой работой. Очень интересно попытаться понять, кто он, этот лидер, которого еврейский народ хотел бы видеть своим руководителем. По каким критериям он выбирается?

Если мы попробуем отыскать подобного руководителя в Танахе, то очевидно, что в первую очередь нужно упомянуть Моше-рабейну, первого руководителя еврейского народа. Интересно, что в Писании руководитель и его деятельность, его взаимоотношения с народом предстают как очень сложные и совсем не однозначные.

Много руководителей было у еврейского народа, и все они не были похожи друг на друга. Однако при более глубоком рассмотрении можно заметить, что Танах представляет Моше-рабейну, как образец руководителя, прорицателя и Б-жьего посланника, и подчеркивает его отцовское отношение к евреям. Без сомнения, идеального руководителя не существует, в Писании мы не найдем ни одного человека без недостатков. Однако величие Моше-рабейну состоит в том, что он обладает особенной способностью внести в свое руководство моральный аспект (чего, к сожалению, нет у многих лидеров в современном мире).

Первый руководитель, Моше-рабейну, именуется в книге «Зоѓар»райя меѓеймана, «верный пастырь». Он выводит сынов Израиля из рабства на свободу. С самого начала отношения Моше и еврейского народа складываются нелегко, они сложны и постоянно подвергаются сомнению. «Но они не поверят мне и не послушают моего голоса», — говорит Моше. Быть может, потому не складываются отношения Моше с народом, что он не умеет говорить? Как он сам говорил Всевышнему: «Я человек не речистый, ибо тяжел на уста и тяжел на язык я». А может быть, ему не хватает харизмы? Или, может быть, потому, что многовековое рабство глубоко укоренилось в душах сынов Израиля? Да и рабу в душе трудно поверить в свободу и посланца свободы… Но одно несомненно: Моше с первой же минуты непросто было направлять свою паству!

Недоверие народа сопровождает Моше и все сорок лет скитаний по пустыне. Вновь и вновь он совершает чудеса, и каждый раз народ верит ему ненадолго, а потом снова отступает и предъявляет Моше претензии: «Вывел нас из Египта для того, чтобы армия фараона поубивала нас… чтобы мы утонули в Красном море… чтобы мы умерли в пустыне… Лучше быть рабами и есть мясо в Египте, чем стать свободными и голодными!» Отношения складываются настолько тяжело, что в конце своих дней Моше называет евреев «народ неблагодарный и неразумный» и упрекает их, так как за их грехи он был наказан и не удостоился войти в Землю обетованную: «Но гневался Г-сподь на меня из-за вас…»

И более того, Моше как посланец Небес постоянно принимает огонь на себя. Он понимает: жалобы евреев — это проявление недостатка веры в Б-га, а не простое недоверие к нему самому. Когда в Кивройс ѓаТаава Г-сподь гневается на сынов Израиля, Моше возмущается: «Почему Ты содеял зло рабу Твоему — и почему не обрел я милости в глазах Твоих, чтобы возложить бремя всего народа этого на меня! Я ли носил весь этот народ, и я ли породил его, чтобы Ты сказал мне: «Неси его в лоне твоем, как пестун носит младенца». Другими словами, Моше говорит Всевышнему: «Я не мать этому народу, я его не породил на свет! Почему я должен ухаживать за ним, как за ребенком?!» В то же время от своего «отцовства» Моше не отказывается — мы понимаем это, читая сегодняшнюю недельную главу «Ки сисо».
 

После дарования Торы Моше поднялся на гору Синай, пообещав евреям вернуться через 40 дней. Настал сороковой день, и евреи забеспокоились и начали нервничать. В течение всего долгого отсутствия Моше, эрев рав (разношерстная толпа выходцев из Египта), сопровождавшие евреев с начала Исхода, распространяли слухи о том, что Моше никогда не вернется, и поэтому евреи могут выбрать другого руководителя, который станет посредником между ними и Всевышним. Сыны Израиля не поняли, что Моше собирался вернуться по прошествии 40 дней. Поэтому когда настал день 16 тамуза, сороковой день после явления Г-споднего на горе Синай, а Моше не появился, евреи набросились с упреками на Аѓарона и Хура, сына Мирьям (им было передано временное руководство лагерем евреев) и потребовали изваять золотого «посредника», который смог бы заменить Моше. Напрасно Хур пытался отговорить группу руководителей банды, которые были необыкновенно воодушевлены своими планами. Его отказ осуществить их замыслы разозлил их настолько, что они убили его. Тогда Аѓарон понял, что вряд ли удастся остановить их. В конце концов, больше всех пострадает сам Аѓарон, его постигнет та же участь. В результате всего этого евреи совершат ничем не смываемый грех — убийство первосвященника!

Аѓарон знал, что Моше вернется завтра утром, и решил выиграть время. Он попросил всех принести ему их золотые украшения и украшения их жен для того, чтобы сделать из них изваяние. Аѓарон думал, что евреи не захотят расстаться со своими драгоценностями, и тем самым он отложит исполнение их планов. Однако его надежды не оправдались, и вскоре эрев рав с воодушевлением передали ему собранное у евреев золото (и только еврейские женщины отказались отдать свои украшения). Аѓарону ничего не оставалось, как взять груду колец, цепочек и браслетов и отправить их в плавильный котел. Колдуны, которые были среди египтян, использовали силы магии для того, чтобы золото превратилось в тельца. Когда евреи увидели золотого тельца, они хотели пасть ниц перед ним и начать ему поклоняться. И тут Аѓарон предпринимает еще одну отчаянную попытку отсрочить грех поклонения идолу. Он говорит, что завтра построит жертвенник и объявляет завтрашний день особым праздником…

Тем временем Всевышний сообщает Моше, находящемуся на горе Синай, о грехе, совершенном евреями, и о наказании, которое их ожидает за это: они все умрут, тогда как новый народ, происходящий от потомков Моше, станет вместо них избранным народом. Моше очень расстроен — и это еще мягко сказано! Он горячо молится и умоляет Б-га пощадить еврейский народ. Он напоминает Всевышнему о завете, заключенном с нашими праотцами Авраѓамом, Ицхоком и Яковом, и ради этого умоляет Его простить евреев. В конце концов, Б-г нисходит к его мольбам и обещает пощадить еврейский народ. Заручившись обещанием Всевышнего, Моше спускается с горы Синай. Прошло ровно 40 дней после того, как он поднялся на гору. Он несет в своих руках Скрижали завета, на которых Сам Всевышний высек Десять заповедей. У подножья горы Моше ожидает его ученик Йеѓошуа, и они вместе направляются к лагерю евреев. Приблизившись к лагерю, они слышат радостные крики и шумное веселье. И через некоторое время Моше видит все, что там происходит. В отчаянии он роняет Скрижали, и они разбиваются на мелкие кусочки. Народ, который может поклоняться золотому тельцу вскоре после того, как ему явился Всевышний, сказавший: «Не сделай никакой статуи или образа», — этот народ не достоин получить такое богатство, как Скрижали завета. Так думал Моше. После этого он взял золотого тельца, растер его в мелкую пыль и развеял эту пыль по воде, а затем напоил этой водой евреев. Таким образом Моше показал сынам Израиля никчемность статуи, которую они сделали, и всю глупость совершенного ими проступка. После этого, стоя в воротах лагеря, Моше воскликнул: «Кто предан Г-споду, ко мне!». Вокруг Моше собралось все колено Леви, которым он приказал убить тех, кто поклонялся золотому тельцу, невзирая на положение и родственные связи. В тот день, 17 тамуза, за свой грех идолопоклонства погибли три тысячи евреев…

Без сомнения, это самая низкая точка в развитии отношений между Моше и еврейским народом. Г-сподь говорит ему: «И воспылает Мой гнев против них, и истреблю Я их, и сделаю тебя народом великим». Однако Моше отвергает это предложение: «Совершил этот народ великий грех, и сделали они себе божество золотое… И теперь, если простишь их грех, хорошо; а если нет, то сотри меня из Твоей Книги, которую Ты написал!» В самую критическую минуту, когда все положено на чашу весов, когда Б-г готов отказаться от евреев, Моше не готов сделать этого. Он использует всю свою значимость и говорит Б-гу: «Если Ты не прощаешь сынов Израиля, уничтожь и меня вместе с ними!» Готовность Моше пожертвовать собственной жизнью ради спасения еврейского народа — это кульминация его деятельности руководителя. Может быть, поэтому его и называют «верным пастырем». Ведь он ставит благо своей паствы выше собственного блага!

На еще более высокую ступень жертвенности Моше-рабейну поднялся, когда «бросил Скрижали и разбил их под горою». Объясняет Раши: «Если относительно пасхальной жертвы, которая является лишь одной из заповедей, Тора говорит: «Всякий пришелец не должен есть от нее», то здесь, когда речь идет обо всей Торе, а весь Израиль — отступники, своими поступками отчуждающие себя от своего Небесного Отца, неужели я дам ее им?» А далее, на стих: «И сказал Г-сподь Моше: «Вытеши себе две Скрижали каменные, как первые; и Я напишу на них то, что было на первых Скрижалях, которые ты разбил», Раши пишет: «Это можно сравнить с царем, который отправился в заморскую страну и оставил свою невесту со служанками. По вине служанок пошла о ней дурная слава. Тогда ее дружка разорвал ее брачный договор, сказав: «Если царь велит казнить ее, я скажу ему: «Она еще не твоя жена». Возвратился царь и выяснил, что провинились только служанки, и он вновь благоволил невесте. Сказал ему ее дружка: «Напиши ей другой брачный договор, потому что первый разорван». Сказал ему царь: «Ты разорвал его, ты же купи для него другой лист, и я напишу ей моею рукой». Так и здесь: царь — это Святой, благословен Он; служанки — это иноплеменники, вышедшие из Египта вместе с сынами Израиля; дружка — это Моше; а невеста — народ Израиля». Тут мы видим две причины, которые привели Моше к такому непростому решению — разбить Скрижали. Первая подчеркивает недостаток еврейского народа, который не был достоин получить Тору. Вторая подчеркивает значимость евреев, ибо для их защиты и спасения от наказания, Моше разбивает Скрижали, как дружка, который рвет брачный договор.

В этом — еще одно проявление величия Моше как руководителя. Ведь Скрижали вместили в себя всю Тору, особенно те, первые, которые были сделаны Самим Б-гом, а не вторые, изготовленные Моше. Без сомнения, Моше, приняв Тору, прекрасно понимал все ее значение. Конечно, надо защищать народ, но как же мог Моше решиться разбить Скрижали, которые дал ему Всевышний?!

Моше понимал, что евреи — его дети, дети Всевышнего, опережают даже Тору. Все величие и значимость Торы позади, она написана для еврейского народа: «Прикажи сынам Израиля… Говори с сынами Израиля…» И поэтому когда может пойти дурная слава о евреях, обрученных со Всевышним, Моше не сомневается и ни с кем не советуется, даже с Б-гом. Он разбивает Скрижали, те самые, которые сделал Сам Б-г! Ибо если, не дай Б-г, понадобится выбирать между народом и Торой, Моше, как истинный руководитель своего народа, не будет мучиться сомнениями. Он разбивает Скрижали, чтобы спасти Израиль, несмотря на их столь ужасный грех!

В этом заключается самое большое достижение Моше-рабейну, верного пастыря еврейского народа, который для того, чтобы защитить свою паству, жертвует всем, что у него есть. Это истинный руководитель, который готов отдать всего себя и даже Тору, пожертвовать своими личными интересами ради того, чтобы спасти еврейский народ.

Среди других достижений Моше-рабейну Писание подчеркивает и его способность разговаривать с Всевышним «лицом к лицу», и «чудеса исхода из Египта», «получение Торы», «чудеса и подвиги, совершенные в течение 40 лет блужданий в пустыне». Однако истинное величие Моше мы постигаем, читая последние слова Торы: «И не восстал более пророк в Израиле как Моше, которого знал Г-сподь лицом к лицу… и при всей крепкой руке и при всем страхе великом, что совершил Моше на глазах у всего Израиля». Раши объясняет: «На глазах у всего Израиля» относится к тому, что сердце побудило его разбить Скрижали у них на глазах, как сказано: «И я разбил их на ваших глазах» И Святой, благословен Он, одобрил это, как сказано: «Которые ты разбил» (Шмойс, 34: 1). Читай не ашер, «которые», но яшар койхахо — да прямится сила твоя за то, что ты разбил» («да прямится сила твоя» — это выражение благодарности и одобрения). Желание защитить еврейский народ, безмерная любовь Моше к сынам Израиля — эти качества подчеркиваются в конце Торы, как истинное его величие. Таков Моше — человек, способный разбить ради евреев Скрижали, смысл всей своей жизни.

Сущность стиля руководства Моше — ставить благо всех евреев выше своего блага, самопожертвование ради спасения народа Израиля. Моше — это «сотри меня из Твоей Книги», и в еще большей степени — разбитые Скрижали. Все остальное — лишь дополнение. Таким видит Танах руководителя Израиля. Так Тора завещает нам руководить в полной и безусловной любви к еврейскому народу.

Комментарии: Моше и разбитые Скрижали
Нет добавленных комментариев