Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Связь евреев и денег – не только в воображении антисемитов…

Четверг, 29. Январь, 2009 - 6:13

«Большое достояние», с которым еврейский народ вышел из Египта, стало интересным явлением, постоянно упоминающимся в связи с Исходом. Так, еще во время заключения завета меж частей рассеченных животных, когда «ужас, мрак великий» пал на Авраѓама, Всевышний обещал ему: «Знай же, что пришельцем будет потомство твое на земле, не им принадлежащей, и будут порабощать их и угнетать их, четыреста лет… а затем они выйдут с большим достоянием».

Позже, когда Всевышний уговаривает Моше стать спасителем еврейского народа, а Моше отказывается, Г-сподь приводит такой довод: «И дам милость этому народу в глазах египтян, и будет: уходя, не уйдете с пустыми руками. И попросит женщина у соседки своей и у живущей с ней в доме вещей серебряных и вещей золотых, и одежд. И возложите это на ваших сыновей и на ваших дочерей, и опустошите Египет».

Мы читаем эти строки и удивляемся. Так ли было важно известить отцов нации о том, что, их дети, работавшие на каторжных работах, выходя из Египта, получат большое богатство? Может быть это известие предназначено для того, чтобы успокоить Авраѓама, опечаленного тем, что его потомки будут рабами?! Неужели только такой довод нужен был для того, чтобы уговорить Моше стать посланцем Б-га?!

Связь евреев и денег существует не только в воображении антисемитов. История нашего народа не раз подтверждала то, что евреи активно участвовали в руководстве экономикой и были финансовыми магнатами. Праведник Йосеф спас экономику Египта и сделал его одним из самых богатых в мире государств. Во время золотого века сефардских евреев министром финансов Испании был еврей — дон Ицхок Абарбанель. Можно привести еще много подобных примеров в разных поколениях.

Но все же, почему Всевышнему было так важно, чтобы евреи вышли из Египта с большим богатством? С первого взгляда можно подумать, что это было денежное вознаграждение за страдания, которые они претерпели там, и плата за их тяжкий рабский труд. Талмуд в трактате «Санѓедрин» рассказывает, что египтяне обратились к Александру Македонскому с просьбой, чтобы евреи вернули все золото и серебро, взятое во время исхода из Египта, так как в Торе говорится, что Всевышний сделал так, чтобы на этот народ египтяне смотрели благосклонно, и «одолжили» им свое имущество. Но так как евреи до сих пор не вернули то, что взяли, египтяне требуют восстановить справедливость и вернуть их золото и серебро. Гвиа бен Псиса ответил им: «Вы приводите доказательство из Торы, я тоже отвечу вам словами Торы. Написано, что 430 лет жили сыны Израиля в Египте и работали на вас на каторжных работах, и вы ничего им не платили! Раз так, то вы должны нам оплату за труд 600 тысяч работников, и сумма эта, конечно, во много раз превышает стоимость всего серебра и золота, которое вы хотите взыскать с евреев». Спросил Александр Македонский: «Что вы можете сказать им в ответ?» Ответа египтяне не нашли. Они оставили засеянные поля свои и возделанные виноградники и сбежали.

Из этого рассказа следует, что серебро и золото были платой за тяжкий труд и пережитые горести. Но неужели деньги могут искупить горе, страдания и унижения, которым евреи подвергались в Египте?! Талмуд в трактате «Брохойс» рассказывает, что когда Всевышний говорит Моше: «Иди, скажи сынам Израиля, чтобы просили у египтян серебро и золото…», ответили они Моше: «Нам бы самим спастись!» Так, если бы заключенному в тюрьме сказали, что его выпустят завтра на свободу и дадут много денег, а он ответил бы: «Умоляю вас, выпустите меня сегодня и больше мне ничего не нужно!..»

Это напоминает спор, который возник в наше время, когда немцы захотели выплатить компенсации евреям за Холокост. Были такие (во главе их стоял Менахем Бегин), кто утверждал, что нельзя брать у немцев деньги. Они говорили, что это вызывает у них ощущение, будто мы простили немцев за их грехи, тогда как на самом деле никакие деньги не могут искупить кровь евреев. Однако Любавичский Ребе придерживается другого мнения. Отвечая на этот вопрос в одном из своих писем, он пишет: «Известно из Торы, что надо отобрать награбленное у грабителя… Ибо оставленное в его руках богатство укрепляет его положение, особенно если грабитель остался грабителем. Мое мнение: сделай все, что от тебя зависит, чтобы отсудить наибольшую сумму, которая тебе полагается, ведь они возвращают награбленное его владельцам». Таким образом, Ребе видит в этом не плату за работу и не искупление за души погибших, а возврат награбленного имущества. Нацисты, да сотрется память о них, ограбили миллионы евреев, и компенсации — деньги этих евреев, которые должны быть возвращены.

Точно так же серебро и золото египтян не были платой за горе и унижение, которые евреи испытывали на протяжении сотен лет, — никакие деньги не могли это искупить. Богатство, вынесенное из Египта, изначально принадлежало евреям. Это была не только плата за работу: египтяне властвовали как над телами евреев, так и над еврейскими деньгами, присвоив себе все имущество евреев. И им пришлось его вернуть!

В рассказе об «опустошении Египта», мы находим нечто более серьезное, чем просто возвращение награбленного или плата за страдания. С самого начала, когда Всевышний задумывал создание еврейского народа, было сказано: «они выйдут с большим достоянием». Именно на это намекал Он нашему праотцу Авраѓаму во время заключения завета меж частей рассеченных животных, когда говорил о будущем еще не созданного народа, о будущем потомства Авраѓама еще до того, как родился Ицхок, вместе с обещанием отдать евреям Землю обетованную и предсказанием изгнания и спасения. Следовательно, получение «большого достояния» (по словам Раши — «большого богатства», а попросту — огромных денег) было частью Б-жественного плана, который осуществился при исходе евреев из Египта.

Более того, в рассказе о переходе через Красное море на стих: «И увел Моше сынов Израиля от моря…» Раши дает такой комментарий: «Понудил их отправиться в путь против их воли. Потому что египтяне украсили своих коней золотом, серебром и драгоценными камнями, и сыны Израиля находили эти драгоценности на берегу моря, и добытое из моря было больше добытого в Египте. Поэтому ему пришлось заставить их отправиться в путь против их воли».

Все это доказывает, что евреи пришли к горе Синай очень богатыми, с огромным количеством золота и серебра. Возникает вопрос: почему для Всевышнего было так важно, чтобы евреи стали богатыми еще до получения Торы? Ведь, например, у представителей других религий больше почитаются люди, живущие скромно, не имеющие никакого имущества аскеты, надевающие рубище и живущие в кельях. Согласно их взглядам, деньги и материальные блага — это пощечина духовности. А Всевышний с самого начала спланировал все так, что евреи будут богатыми.

В сегодняшней недельной главе «Бой» мы читаем о казни первенцев и спрашиваем, почему Г-сподь убил именно первенцев египетских? Почему не самых маленьких, не всех мудрецов, а именно первенцев? Отвечая на этот вопрос, вернемся к главе «Шмойс», в которой Всевышний говорит Моше-рабейну: «И скажи фараону: «Так сказал Г-сподь: сын Мой, первенец Мой Израиль… Отпусти Моего сына, и он будет служить Мне. Но ты отказываешься отпустить его, и вот, Я убью твоего сына, твоего первенца за это». То есть, эта казнь была наказанием по принципу «мера за меру». Фараон не хотел отпустить первенца Всевышнего, народ Израиля, и за это Г-сподь убил египетских первенцев.

Но для нас важно то, что здесь Всевышний впервые называет евреев Своими первенцами. Что же означает быть первенцем, старшим сыном? Во-первых, это значит, что есть еще сыновья — все другие народы тоже считаются сыновьями Всевышнего. Во-вторых, на первенца возлагаются особые надежды. Он должен быть примером для своих братьев и сестер, должен указывать им дорогу, нести за них ответственность. Именно этого ожидает Г-сподь от сынов Израиля. Мы должны быть «светом для народов».

Всевышний знает, что для того, чтобы еврейский народ мог иметь влияние на мир, он должен использовать власть денег. Ибо люди уважают тебя, только если видят, что ты преуспел в бизнесе. Только тогда они готовы тебя слушать. Например, если приедет в город Билл Гейтс, то все захотят послушать его, даже если он не будет раздавать деньги, бесплатные советы и лицензионные копии Windows, и даже если за его лекцию надо будет заплатить деньги! Почему? Потому что это человек, который преуспел в своем бизнесе, а люди преклоняются перед таким успехом.

Если у человека есть деньги (или он занимает важное место в финансовом мире), это уже дает ему силу и влияние на других людей. Любавичский Ребе пишет: «Деньги ставят человека на высокую общественную ступень, что помогает ему оказывать влияние на других. Мы часто видим, что в одних и тех же ситуациях над бедными смеются, а богатым — подражают! Даже если они делают глупости, повторяют за ними все, а уж тем более, если они поступают правильно. Если богатый человек возложит на себя тфилин, и другие возложат тфилин. Если он соблюдает Субботу, то и другие будут соблюдать Субботу. Если он будет есть мацу шмуру, то закроются все пекарни, производящие простую мацу, потому что все будут есть только мацу шмуру!..»

И в Талмуде говорится: «Рабби (Йеѓуда ѓаНоси, составитель Мишны) уважал богатых». Не сказано «уважал щедрых жертвователей», как было бы логично подумать, но богатых вообще, поскольку они оказывают влияние на остальную часть народа.

А во время Исхода евреев из Египта богатство было еще более необходимо. Евреи нуждались в духовном спасении, а для этого им нужно было… большое материальное богатство! «То, что покупает раб, покупает его хозяин», — это не только ѓалохическое правило, это — суть и естество раба. У него нет ничего, кроме того, что он принадлежит своему хозяину. Он — имущество хозяина. Для того чтобы изжить это рабское сознание, и предназначается большое богатство. С этого момента меняются приоритеты и роли. Еврейский раб больше не имущество своего египетского господина — египтянесами отдают свое богатство Израилю! Это делается для того, чтобы евреи увидели и укоренили в своих сердцах все величие их возвышения и достоинства. Теперь становится понятно, почему нельзя было отказаться от египетской компенсации. Несмотря на то, что «добытое из моря было больше добытого в Египте» и качественно, и количественно, оно не давало им возможности приобрести новое положение свободных людей. Там, на берегу моря, евреи не могли почувствовать себя господами, они получили большое, но никому не принадлежащее богатство. Потребовалось еще египетское имущество, чтобы у них внутри начало работать сознание ценности и величия их душ.

Распространять Имя Всевышнего в мире можно только с ощущением «большого достояния» и уверенности в себе и своих силах. Поэтому Всевышний во время заключения завета меж частей рассеченных животных, предсказывая, что потомство Авраѓама будет 400 лет жить в рабстве, одновременно утешает нашего праотца и говорит: «А затем выйдут с большим достоянием». Это для того, чтобы Авраѓам не беспокоился, сможет ли его потомство, с душами, иссушенными рабством, продолжить свой путь и быть светом для других народов. Сыны Израиля выйдут из Египта не с ощущением рабства и душевной слабости, а с полным осознанием своего достоинства и превосходства. Для того чтобы народ понял, что серебро, золото и прочее «большое богатство» не самоцель, а лишь средство, с помощью которого можно их душам приобрести отвагу и душевный подъем, об этом говорится не в форме безоговорочных приказов, а в форме просьбы («и попросит»).

И на протяжении всей истории еврейского народа, во всех поколениях, для того чтобы евреи могли оказывать влияние на другие народы, Всевышний всегда заботится, чтобы они занимали высокое положение, особенно в экономической сфере. Но помните: это — не самоцель! Известно, что Б-г дает нам успех в материальном, чтобы мы преуспели в духовном. Поэтому наша задача использовать все наше влияние на неевреев, чтобы они исполняли 7 заповедей Нояха. И все это для того, чтобы осветить мир и сделать его более совершенным и приятным для жизни человека.

Комментарии: Связь евреев и денег – не только в воображении антисемитов…
Нет добавленных комментариев