Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Глава «Микейц»

Четверг, 25. Декабрь, 2008 - 15:24

Несколько недель назад у одного из членов нашей еврейской общины родился сын. Произошло это в субботу и, следовательно, обряд обрезания, брис-мило, тоже надо было совершить в субботу, в Шабос. Брисрешили провести у нас дома после утренней молитвы в синагоге. Семья новорожденного живет далеко от центра города, поэтому, чтобы не нарушать Субботу, они сняли комнату в гостинице рядом с нашим домом.

После совершения обряда члены семьи и все гости присоединились к нашей субботней трапезе, которая в данном случае стала и трапезой в честь брис-мило. Я сделал Кидуш, все с удовольствием трапезничали и говорили слова Торы. В конце была произнесена молитва после еды (биркас ѓамозон) над бокалом вина. И тогда отец новорожденного, который, без сомнения, первый раз в жизни присутствовал на подобном торжестве, не смог удержаться и спросил: «Ребе! Сегодня после обрезания во время молитвы и благословения ребенка вы держали в руках бокал вина, затем дали малышу попробовать вино.Кидуш вы тоже совершили с вином, произнесли биркас ѓамозон над бокалом вина, во время трапезы несколько раз все присутствующие произносили «Лехаим!» и пили вино… Вы можете мне объяснить, почему у евреев такая тяга к вину? Почему по каждому поводу мы пьем вино?!»

Действительно, отец ребенка был прав. Но, приняв участие только в одном из еврейских обрядов, он не мог расширить свой вопрос и привести другие примеры, когда евреи пьют вино. Есть ведь еще вечерний КидушЃавдола при выходе Субботы, праздники, хупа… А в период шева брохойс (неделю после хупы) каждый день мы пьем по два бокала вина!.. Куда ни посмотри — все связано с вином! Я уже не говорю о четырех бокалах вина, которые мы обязаны выпить во время Пасхального Седера! А еще есть обычай каждый день холь ѓамоэдпраздников Песах и Суккос выпивать не менее 100 мл вина… Откуда все это? Давайте разберемся!

Начнем с Кидуша, который мы совершаем над вином вечером в пятницу, во время первой субботней трапезы. «Шулхан орух» говорит: «Тора дала нам заповедь, обязывающую совершать определенные действия для освящения Субботы. Как сказано: «Помни день субботний, чтобы освятить его!» Мудрецы постановили, что «помнить» надо над бокалом вина, совершая Кидуш перед началом Субботы и Ѓавдолу на ее исходе». Действительно, Тора говорит, что надо помнить Субботу, но почему обязательно с помощью вина? Ведь можно это делать с хорошим стейком, приготовленным по случаю Субботы, или вкусной гефилте фиш. Почему же речь идет именно о вине?

Столь же трудный вопрос встает, когда говорится о Пасхальном Седере. Каждый еврей знает, что в эту ночь надо выпить 4 бокала вина. Тот, кто немного учил Тору, знает, что причина этого объяснена в начале главы «Воэйро». Всевышний произносит там 4 слова, связанных с Исходом и избавлением: «И выведу… и избавлю… и спасу… и возьму…». Чтобы все помнили эти четыре деяния, еврейские мудрецы установили, что во время Седера каждый обязан выпить 4 бокала вина. И снова встает вопрос, почему помнить об этом надо именно с помощью вина, как и помнить о Субботе? Один из мудрецов эпохи ришоним (XI–XVI века) спрашивал, почему именно 4 бокала вина, а не 4 мацы?..

Ответ на этот вопрос мы находим в сегодняшней недельной главе «Микейц». В конце прошлой главы «Вайейшев» мы читали о главном виночерпии и главе пекарей фараона. Виночерпий рассказывает о сне, который он видел: «И вот лоза виноградная предо мною. А на лозе три ответвления, и она будто распускается, показалась завязь, поспели гроздья ее, виноград. И чаша фараона в моей руке, и взял я виноград и выдавил его в чашу фараона, и подал я чашу на ладонь фараона». А после того, как сбылось толкование сна, данное Йосефом, и главный виночерпий был освобожден из тюрьмы, говорит Тора: «И возвратил [фараон] начальника виночерпиев на должность… и он подавал чашу в руку фараона».

Иерусалимский Талмуд в трактате «Псохим» пишет: «Почему четыре бокала?.. Говорит рабби Йеѓошуа бен Леви: «Против четырех чаш фараона: «и чаша фараона в моей руке», «и выдавил его (виноград) в чашу фараона», «и подал я чашу на ладонь фараона», «и он подавал чашу в руку фараона». Это означает, что именно здесь кроется причина, по которой мы используем вино, а не мацу или еще что-либо. Рабби Йеѓошуа бен Леви считает, что это связано с историей Йосефа и главного виночерпия.

Надо сказать, что вино обладает одним необычным и выдающимся качеством. С одной стороны, вино помогает человеку забыть свои горести. Выпивший много вина, может совершенно забыть о том, где он находится. Как сказано в Мишлей: «Выпьет и забудет свою нищету». А с другой стороны, вино как раз многое пробуждает в памяти. Недаром говорится: «Входит вино — выходит тайна». Когда человек пьянеет, он вдруг вспоминает о том, что годами не приходило ему в голову. Он поднимается над повседневной действительностью и плывет в заоблачные дали. И тогда можно услышать от него такие воспоминания, которым он сам дивится, не зная, откуда они пришли.

Итак, мы видим, что все заповеди, в которых Тора призывает нас: «Помни!», мы выполняем с помощью вина. «Помни день субботний! — мы помним его с бокалом вина. «Помни, что сделал тебе Амолек!» — мы особенно вспоминаем об этом в Пурим, когда читаем в Торе о заповеди уничтожить потомство Амолека. В Пурим мы пьем вино, много вина. В праздник Песах мы вспоминаем об Исходе из Египта и делаем это с помощью вина. Ибо так принято у еврейского народа: вино пробуждает память.

В истории о главном виночерпии мы находим подтверждение особенному свойству вина, которое помогает вспомнить и в то же время может способствовать тому, чтобы забыть. Растолковав виночерпию значение сна, Йосеф просит его: «И если будешь помнить обо мне, когда станет тебе хорошо, то сделаешь мне милость, и напомнишь обо мне фараону, и выведешь меня из этого дома». А заканчивается глава «Вайейшев» словами: «Но не вспомнил главный виночерпий об Йосефе и забыл его». Однако в начале сегодняшней недельной главы «Микейц» главный виночерпий вспоминает об Йосефе, что приводит к тому, что Йосеф выходит из тюрьмы и становится главным помощником фараона. Таким образом, благодаря вину, Йосеф вышел на свободу и спасся. И поэтому, когда речь идет о спасении, мы вспоминаем об этом над бокалом вина.

Царь Давид сравнивает еврейский народ с виноградной лозой: «Виноградную лозу из Египта Ты вывел» (Теѓилим, 80: 9). Говорит Раши: «Виноградная лоза — Израиль, которого Всевышний вывел из Египта». Пророк Ѓошеа тоже сравнивает еврейский народ с виноградной лозой: «Виноградный куст одичавший — Израиль, плоды его достойны его… Как виноград в пустыне нашел Я Израиль». Раши комментирует: «Еврейский народ подобен виноградной лозе. И как виноград, засыхающий в пустыне, полюбил его Всевышний». Почему же еврейский народ сравнивается с виноградной лозой? Потому что вкус изготовленного из ее плодов вина становится тем лучше и насыщенней, чем дольше стоит вино, чем оно старее. Так и еврейский народ: чем больше времени он существует, тем лучше он становится. Еврейский народ — самый древний народ в мире и с течением лет он становится все лучше и совершеннее.

Над этим объяснением стоит задуматься и каждому отдельному еврею. Я вспоминаю, как лет пять тому назад накануне Песаха пришел в синагогу пожилой еврей покупать мацу. Он купил 10 килограмм, разложил их по пакетам… Я как раз проходил мимо, и он попросил меня: «Вы не могли бы сказать кому-нибудь, чтобы постерегли мою мацу. Я не смогу унести все за один раз, мне придется вернуться». Я хотел подбодрить его и сказал: «Дорогой! Ты такой молодой и здоровый! Почему ты считаешь, что не сможешь отнести эти пакеты за один раз?» Он ответил мне: «Ребе, как вы думаете, сколько мне лет?» — «Максимум — 70», — ответил я. Тогда он вытащил свой паспорт и показал мне дату своего рождения. Оказалось, что старику уже исполнилось 97 лет! Тут он попросил меня: «Ребе! Позвольте мне определить, сколько вам лет!» Он посмотрел на седые пряди на моей голове и проседь в бороде, затем немного подумал, и мне показалось, что он решает сколько лет надо убавить, чтобы сделать мне комплимент. После этого он сказал: «Максимум — 60!»

Часто, когда я спрашиваю людей об их возрасте, они обижаются и говорят: «Почему вы спрашиваете? Разве я выгляжу старше своих лет?!» Очевидно, такая реакция — это результат воздействия современной культуры, которая считает старость постыдным недостатком. Все в мире хотят выглядеть молодыми! В иудаизме все наоборот. Невозможно сравнить тридцатилетнего еврея с шестидесятилетним. После 30 лет, в течение которых он ходил в синагогу, учил Тору и соблюдал еврейскую традицию, он гораздо более «еврей», чем был в начале этого пути. Более того, каждый день, прожитый им в соответствии с еврейскими законами, добавляет ему совершенства, как сказано в «Пиркей овойс» (4: 20): «Кому подобен тот, кто учится у стариков? Тому, кто ест спелый виноград и пьет выдержанное вино». Поэтому у евреев чем старше, тем ты лучше. Люди больше тебя уважают, выше ценят, внимательнее прислушиваются к твоим советам.

Для того мы и пьем вино при каждом случае, чтобы напомнить: стариться как еврей — это не недостаток, а большое преимущество. Наша обязанность видеть, что «вкус» нашего «вина» тем лучше, чем мы старше. И мы должны использовать возможность испить «вино» мудрости стариков, которые нас окружают.

Комментарии: Глава «Микейц»
Нет добавленных комментариев