Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Глава «Вайейцей»

Четверг, 04. Декабрь, 2008 - 15:38

Как вы, уважаемые читатели, знаете, 26 ноября террористы атаковали индийский город Бомбей и захватили несколько зданий, среди которых оказался еврейский общинный центр «Бейс-Хабад». В руках террористов оказались сотни человек, в том числе и несколько десятков евреев. Индийский спецназ уничтожил террористов и освободил заложников, но, увы, в ходе боев погибли почти 200 человек, в том числе руководители бомбейской еврейской общины раввин Гавриэль-Ноях Хольцберг и его супруга Ривка, да отомстит Всевышний за их кровь.

Гавриэль и Ривка родились в Израиле (причем Гавриэль жил недалеко от меня, мы учились в одной иешиве и были знакомы) — так как же они оказались в далекой Индии? Ответ прост — супруги Хольцберг были шалиахами (посланниками) и приехали в Бомбей по поручению Любавичского Ребе, дабы помочь в развитии и укреплении еврейской жизни. 

Движение посланников, созданное Любавичским Ребе, хорошо известно во всех уголках земного шара. Конечно, только будущее раскроет нам все значение посланнической работы и ее влияние на историю еврейского народа, но успех армии посланников, которая в настоящее время насчитывает многие тысячи семей, общепризнан. О посланниках Ребе и их делах часто рассказывают со страниц газет и с телеэкранов. Сегодня, когда о шалиахах вновь заговорил весь мир (к сожалению, повод для этого разговора — трагический), многие спрашивают меня: «Что вы, посланник Ребе, собираетесь делать? Каков будет ваш ответ на этот кошмар?» А когда я отвечаю: «Мы будем еще больше трудиться, укреплять и развивать еврейскую жизнь в тех местах, где мы живем и работаем», удивляются: «Откуда вы черпаете силы для этого?»

Сегодня я хотел бы поговорить об одном понятии, которое с самого начала сопровождает нашу деятельность. Ребе подбадривает посланников и подталкивает их вперед с помощью слова уфорацто — «и ты распространишься». Есть известный нигун, который часто исполняется на фарбренгенах у Ребе со словами (взятыми из нашей недельной главы): «И распространишься ты на запад и на восток, на север и на юг…» (Брейшис, 28: 14).

Что же означает уфорацто? Раши комментирует так: «Окрепнешь, станешь могучим…» — то есть, Всевышний благословил Яакова, чтобы он был сильным. Талмуд в трактате «Шабос» приводит иное объяснение: «Распространишься — от слова «взломать», «разрушить ограду», чтобы не было для него преграды, ограничения, останавливающего его». На иврите это слово также употребляется в значении «расшириться». Вот именно такого «расширения» деятельности по распространению идишкайт в мире и ожидает от нас Ребе. Но что конкретно должны мы делать, чтобы выполнить его наказ?
 

Благословение «и распространишься» получил наш праотец Яаков. Давайте вспомним его жизнь и, может быть, таким образом проясним для себя смысл этого понятия.

Первый эпизод из жизни Яакова, рассказанный нам Торой, — это известная всем история с первородством. Голодный Эйсав возвращается с охоты и видит Яакова, который готовит чечевичную похлебку. Эйсав просит у брата дать ему чечевицы, и тут Яаков ни с того, ни с сего говорит ему: «Хочешь чечевицы? Продай мне первородство!» Простому человеку и в голову не могло бы прийти такое: попросить продать первородство за чечевицу! Но, к всеобщему удивлению, Эйсав соглашается.

Второй эпизод связан с получением благословений. Если бы наш праотец Яаков пришел посоветоваться с кем-нибудь из нас, то я уверен, что все мы посоветовали бы ему одно и то же: не обманывать отца. Во-первых, нехорошо и неправильно обманывать, и тем более старого отца. Во-вторых, Ицхок может обнаружить обман и проклясть его. В-третьих, если во время благословения появится Эйсав, то он просто может убить брата на месте. Но Яаков не стал спрашивать нашего совета, переоделся Эйсавом, что вряд ли пришло бы в голову нормальному человеку, и получил благословение отца. Более того, Ицхок, который хотел благословить Эйсава, в конечном счете, согласился с этим и даже сказал: «Пусть тоже будет благословлен!»

И вот мы дошли до нашей главы «Вайейцей». Яаков приходит в Харан и договаривается с Лаваном, что будет семь лет работать у него, чтобы взять в жены его младшую дочь Рахель. И настал день свадьбы Яакова, а наутро… «И оказалось… что вот — это Лея!» Как любой современный человек повел бы себя в подобных обстоятельствах? Он немедленно позвонил бы своему адвокату и потребовал бы развода. И уж, естественно, ни за что на свете не стал бы больше связываться с таким обманщиком, как Лаван. А что делает наш праотец Яаков? Он снова поступает самым неожиданным образом: не раздумывая, соглашается на предложение Лавана отработать еще семь лет, чтобы, в дополнение к Лее, жениться и на Рахели. Странная реакция, тем более что он первоначально не имел намерения жениться на двух женах! Но именно это необычное поведение Яакова привело к тому, что он создал большую процветающую семью и сам стал богатым человеком. А Лаван, который когда-то из милости пустил его, голого и босого, к себе в дом, а потом издевался над ним и обманывал его, умолял Яакова остаться. И делал он это совсем не потому, что стал ярым сторонником проживания евреев в Харане, а потому, что, как он сам сказал: «Б-г благословил меня ради тебя». Таким образом, непонятное поведение Яакова, снова приводит к большому благословению.

В конце концов, Яаков убегает от Лавана. Человек, имеющий четырех жен и 12 детей, обычно не встает в одно прекрасное утро и не покидает насиженное место. Никто никогда не посоветовал бы ему сделать такую глупость. Куда можно податься с 12 малыми детьми, тем более что заказанный «чартер» не ждет тебя в аэропорту и ни одно государство не обещает тебе статус беженца. Он сам говорит Эйсаву: «Господин мой знает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот молодой у меня…» — и невозможно быстро идти. То есть, убежать совершенно нереально. И, тем не менее, Яаков с успехом сделал это, хотя его решение на первый взгляд выглядело очень странным.

В продолжение всей жизни Яакова мы неоднократно сталкиваемся с его необычным поведением. Он посылает Йосефа к братьям, зная, что они ненавидят его. И это, противоречащее всякой логике, решение приводит к успеху Йосефа, который становится помощником фараона и кормильцем мира. Когда умерла Рахель, Яаков не похоронил ее в пещере Махпела, там, где Авраѓам похоронил Сару и Ицхок похоронил Ривку. Он похоронил ее даже не на кладбище, а просто у дороги. Это на первый взгляд неправильное решение преследовало особую цель: еврейский народ получил возможность по дороге в изгнание преклонить голову и поплакать на ее могиле в полной уверенности, что есть кому помолиться за них перед лицом Всевышнего, чтобы Он услышал и спас их… Даже в последние дни своей жизни, перед смертью, когда Йосеф привел своих сыновей, Менаше и Эфраима, чтобы дедушка дал им свое благословение, Яаков снова удивляет всех и простирает правую руку над головой Эфраима (младшего из них) и левую над головой Менаше, хотя логика требовала обратного!

Итак, Яаков в течение всей своей жизни удивляет окружающих своими поступками. Но именно такое необычное поведение Яакова способствует его постоянному успеху во всем и, прежде всего, в семейных делах. И не только в этом преуспевает Яаков — в конце концов, он достигает мира в отношениях со всеми: Ицхок соглашается с благословением, данным Яакову; Лаван говорит, что все добро в его жизни исходит от Яакова; он побеждает ангела Эйсава, а сам Эйсав обнимается и целуется с ним. И в воспитании своих детей он достигает большего успеха, чем другие наши праотцы. Так у Авраѓама было двое сыновей, один из которых стал злодеем и отверг воспитание, данное ему отцом. У Ицхока было двое сыновей, один из которых не пошел по праведному пути отца. И только про Яакова сказано: «Ложе его цельно…» — то есть, все его дети были праведниками и пошли по пути отца.

Авраѓам дал еврейскому народу образец праведности и любви к Всевышнему. Ицхок дал нам силу принять ярмо Б-га и испытывать страх перед Небесами. Наш праотец Яаков научил нас новым понятиям: смелости и инициативы. Не робей перед миром, делай то, чего меньше всего от тебя ожидают, ломай все преграды —уфорацто!

Талмуд в трактате «Шабос» пишет: «И распространишься ты…» — это благословение на «наследие без границ». Мидраш добавляет: «Унаследуй мир без меры!» Почему? Говорит мидраш, что благословение Яаков получил за то, что соблюдал Субботу. Как пишет Тора: «И станом расположился он перед городом», — придя в Шхем. Наши мудрецы объясняют, что Яаков подошел к городу перед самым наступлением Шабоса и установил тхум Шабос («границу Субботы» — расстояние, на которое в Шабос разрешается удаляться от населенного пункта).

Любавичский Ребе объясняет: то, что Тора подчеркивает соблюдение Яаковом заповеди о Субботе, свидетельствует, что он исполнял эту заповедь особенным образом — строже, чем все другие мицвойс. Этим он и заслужил благословения: «И распространишься — уфорацто». Поэтому еврейские мудрецы считали, что «исполнение законов о субботнем покое дает наследие без ограничений, как сказано: «Веди себя, как велит Всевышний… и удостоишься удела Яакова, о котором сказано: «и распространишься ты на запад и на восток, на север и на юг».

Ребе уточняет, что способы исполнения всех заповедей у больших праведников и у обычных людей отличаются: заповеди связаны с некими действиями, исполнить которые можно с различной степенью полноты и духовности. В отличие от этого, суть заповеди о Субботе состоит в воздержании от дел. А ведь в бездействии все равны, нет в нем различий и степеней. И поэтому благословения, которые получил Яаков, может получить каждый, кто соблюдает законы Субботы. Более того, субботний отдых связан с самóй сутью души, где нет различий между человеком и его ближним. Эти различия проявляются в разуме и сердце, в свойствах характера и чувствах, а источник душ — у всех общий, бесконечная Сущность Творца. Еврей, соблюдающий Субботу, обнаруживает бесконечность своей души и получает неограниченное вознаграждение за это, «наследие без границ».

…Весь мир смеялся и не понимал о чем идет речь, когда Любавичский Ребе начал посылать посланников во все уголки земли, продвигая свой план распространения иудаизма среди евреев — даже тех, кто был очень далек от этого. Казалось, что это самая что ни на есть сумасшедшая идея. Даже религиозные люди утверждали, что это не будет работать.

В 70-е годы Ребе осуществил еще более революционный замысел:мицво-танк. Он взял слово «танк», ассоциировавшееся с убийством и разрушением, и придал ему положительное значение. Мицво-танкистали средством передачи идишкайта в самые широкие массы евреев. Надо было просто выйти на улицы с репродукторами и напомнить им об их еврействе! Евреи передавали свою мудрость из поколения в поколение, но никогда не занимались широкой пропагандой иудаизма. Поэтому многие смеялись и сопротивлялись начинаниям Ребе. Но с успехом не поспоришь!

Ребе ввел новый, казалось бы, совершенно неприемлемый обычай устанавливать ханукии в общественных местах. Тысячелетиями евреи зажигали ханукальные свечи у себя дома, рядом с окном или с дверью. Никто никогда не думал, что можно зажигать светильники высотой в несколько десятков метров в самом центре больших городов. Вот это и называется уфорацто — то есть, быть естественным, дерзать, ничего не бояться! Только так можно достичь настоящего успеха во всем!

Преодолеть все ограничения природного свойства и присовокупить к ним соблюдение законов Субботы — вот залог успеха для еврея!

Уфорацто — это «бензин» хабадского «мотора», то, что помогает нам делать немыслимые с привычной точки зрения вещи и добиваться успеха. В трудные минуты, именно призыв уфорацто заставляет посланников Ребе открываться миру и идти туда, откуда порой хочется убежать. И потому в те моменты, когда террористы пытаются запугать нас и сделать так, чтобы двери и окна наших домов, двери «Бейс-Хабадов» и синагог по всему миру закрылись, когда силы зла пытаются сделать так, чтобы свет еврейства не пересекал границ, очерченных нашими недругами, наш ответ, наше «уфорацто» будет состоять в том, что мы еще шире распахнем окна и приложим все усилия, чтобы свет Торы и заповедей распространился повсюду.

Но «распространиться» значит также и «достичь других». И если нам, посланникам, удается сделать так, что Тора и заповеди становятся частичками жизни каждого еврея, живущего по соседству, то именно тогда мы чувствуем, что выполняем наказ Ребе. Поэтому я хотел бы обратиться к вам, дорогие читатели. Лучшей памятью для супругов Хольцберг, посланников Ребе, которые все свои силы отдавали тому, чтобы укрепить еврейскую жизнь в Индии, и окружали гостеприимством каждого гостя города, станет наше уфорацто. Подобно тому, как наш праотец Яаков соблюдал законы Субботы и был за это благословен «наследием без границ», пусть каждый из вас постарается в эту Субботу добавить в соблюдении законов Шабоса (а если вы еще не начинали это делать — то попробуйте сделать хотя бы первый шаг). Наше соблюдение заповедей Субботы и наши усилия по развитию и укреплению еврейской жизни в Одессе (а другие посланники постараются сделать то же самое в других местах) приведут к тому, что в полной мере исполнятся слова «Уфорацто — и распространишься ты на запад и на восток и на север и на юг»!

Комментарии: Глава «Вайейцей»
Нет добавленных комментариев