Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Глава «Тойлдойс»

Четверг, 27. Ноябрь, 2008 - 15:54

Сегодня когда кто-то спрашивает: «Как дела?», все понимают, что речь идет о делах, связанных с экономическим кризисом. Все говорят о кризисе, думают о кризисе, спрашивают о кризисе… Многие ходят с поникшей головой из-за кризиса. Те, кто потерял деньги, и те, кто не получил ожидаемой прибыли, и даже те, кто просто за компанию используют случай погрустить, — все ходят с поникшими головами.

Недавно я разговаривал с одним банкиром, который поведал мне, что чуть ли не половину рабочего дня он и его коллеги проводят перед зеркалом, тренируя мышцы лица, чтобы его выражение, не дай Б-г, не было печальным или, что еще хуже, озабоченным. Банкиры и деловые люди отлично понимают, что даже в обычные дни, а тем более в кризисные периоды необходимо демонстрировать веселые лица, выражающие оптимизм и абсолютную уверенность в жизнеспособности их экономических систем.

Среди множества анекдотов о нынешнем экономическом положении в мире один мне особенно понравился. Некий олигарх позвонил своему другу и стал рассказывать о своей жизни. И, как бы между прочим, упомянул об одной замечательной покупке, которую он недавно сделал и которая изменила его жизнь, сделала ее еще прекраснее. «Что же ты купил?» — спросил заинтригованный приятель. «Белого слона! — ответил олигарх. — Ты не представляешь, какое это незаменимое животное! Жена рада, с его помощью посуду моет, цветы во дворе поливает, дети счастливы — целый день на нем катаются, собака просто в восторге — есть с кем поиграть!» — «Да-а… — мечтательно вздохнул приятель. — Слушай, а продай мне своего слона, а?» — «Нет, ты что! А с кем дети играть будут? Да и вообще, ты просто не представляешь, как классно, когда дома есть слон! Это же самое лучшее домашнее животное. Не, не продам». Собеседник не унимается: «Я тебе за него две цены дам, хочешь — три!» — «Ну ладно, так уж и быть, за три цены забирай…» Встречаются они через некоторое время и опять делятся впечатлениями о жизни. Тот, который слона купил, говорит: «Просто ужас с этим слоном! Жена в истерике — всю посуду ей перебил, клумбы растоптал, двор загадил. Дети его боятся, плачут, собака без конца воет, из будки не вылезает…» А продавец ему на это: «Э-э, брат, с таким настроением ты слона не продашь!..»

В сегодняшней недельной главе «Тойлдойс» мы читаем о том, как наша праматерь Ривка забеременела после 20 лет молитв и бесплодных надежд. Когда же Всевышний благословил ее, и она зачала, написано: «И сталкивались дети в ее утробе, и сказала она: «Если так, зачем же я молилась?..» Раши комментирует: «Если столь велика тягость беременности, зачем же я молилась о зачатии?» То есть, ей было так тяжело, что она как будто бы уже сожалела о том, что забеременела.

Тора продолжает: «И пошла она вопросить Г-спода». Раши объясняет: «Пошла в дом учения Шема, чтобы сказал ей, что будет с нею в конце». Шем, сын Нояха, в то время жил в Иерусалиме, как пишет Раши в комментарии к главе «Лех-лехо»: «Малки-Цедек — это Шем, царь Шалема (Иерусалима)». И «Мидраш рабо» подтверждает, что Шем был царем в Иерусалиме: «Авраѓам назвал это место Йире, что означает: «Б-г будет смотреть с этого места вниз и изливать на мир Свою доброту». Шем назвал его Шалем, «совершенный». И сказал Всевышний: «Если Я назову это место именем, данным Авраѓамом, станет жаловаться праведный Шем. Если Я назову его Шалем, то будет жаловаться Авраѓам. Поэтому Я объединю эти два названия в одно — Иерушалаим».

Ривка же жила со своим мужем Ицхоком и свекром Авраѓамом в Беер-Шеве, которая находилась достаточно далеко от Иерусалима. И поэтому Ребе задает вопрос: «Почему Ривка, имея в своем доме двух пророков, решила ехать в Иерусалим, чтобы спросить о своих проблемах другого пророка? Более естественным было бы, если бы она спросила обо всем у своего мужа и свекра! Зачем она отправилась в Иерусалим — в ее-то положении? (А ведь в то время это не была поездка на полтора часа!)

Ребе объясняет, что Ривка, оказывается, просто не хотела причинить своему мужу Ицхоку и своему свекру Авраѓаму душевную боль. Они были бы очень огорчены, услышав, что после стольких лет молитв, когда она, наконец, забеременела, она испытывает такие физические страдания, что сожалеет о наступившей беременности. Именно поэтому она отправилась в Иерусалим… Ривка была из той породы людей, которые не любят делиться своей болью с другими. Наоборот, она всегда стремилась приносить своим близким только добрые вести и была готова сколько угодно страдать сама, но только не причинять горе и душевную боль своему мужу-праведнику.

В этом же контексте нам стоит рассматривать вторую историю, рассказанную в нашей недельной главе, — о «похищении» благословения. Каждый, кто знакомится с этой историей, удивляется: неужели Ривка могла подать такую идею — обмануть Ицхока? А Яаков, будучи «человеком бесхитростным», пошел у нее на поводу и переоделся Эйсавом, и таким обманным путем ему удалось получить благословение отца?! Ицхок сам так говорит об этом Эйсаву: «Пришел брат твой с хитростью и взял твое благословение». Это и послужило причиной ненависти Эйсава к Яакову, которую мы ощущаем до сих пор…

Украсть отцовское благословение! Разве можно так вести себя! Если Ривка считала, что благословение заслуживает Яаков, то она должна была прийти в офис Ицхока, попросить у секретаря, чтобы в ближайший час их не беспокоили телефонными звонками, приготовить себе и мужу по стакану чая, сесть и поговорить с ним. Надо было объяснить ему, почему она считает, что благословения заслуживает Яаков, а не Эйсав. И очень может быть, что ей удалось бы уговорить его. Но обманывать мужа! Разве это достойное поведение? Какой пример она подает будущим поколениям?!

С другой стороны, учитывая особенности характера Ривки, которые упоминались выше, можно объяснить все по-другому. Допустим, что Ривка решила бы поговорить с Ицхоком. Представим себе, что она могла бы ему сказать. Что еще во время беременности, когда она проходила мимо молельных домов идолопоклонников, Эйсав пытался выскочить из ее живота. А может быть, ей стоило рассказать ему то, о чем говорит нам Талмуд в трактате «Бава басра»: «Сказано в Торе: «…и устал он (Эйсав)» — пять преступлений совершил злодей в этот день: соблазнил обрученную девушку, погубил человеческую душу (убил человека), отрицал существование Б-га, отрицал воскрешение из мертвых, продал право первородства!» И в жены Эйсав взял идолопоклонниц, которые воскуряют идолам благовония… Конечно, если бы Ривка рассказала все это Ицхоку, то он бы согласился отдать благословение Яакову, но она не хотела причинять своему мужу душевную боль. Она не хотела огорчать его. Она понимала, что Ицхок не знает о том, что происходит с Эйсавом. Ицхок не любил бы так Эйсава и, само собой разумеется, не хотел бы отдать ему свое благословение, если бы он знал все это. Ривка понимала, что если Г-сподь не хотел причинять Ицхоку боль и не открыл ему глаза на то, кто такой Эйсав (несмотря на то, что Ицхок — пророк), то у нее, Ривки, тем более нет права ничего рассказывать. Именно поэтому Ривка решила, что лучше получить благословение не совсем честным путем, чем причинить такие душевные страдания истинному праведнику.

Мы довольно часто сталкиваемся с тем, что родители не хотят выслушивать критические замечания в адрес своих детей, даже тогда, когда они знают, что им говорят правду. В любом случае, критика воспринимается болезненно, и высказывающий ее раздражает, несмотря на то, что он делает это, желая добра самому ребенку. Наверное, поэтому учителя часто не говорят родителям всей правды, чтобы их не расстраивать. То же и в случае с Эйсавом, который был истинным злодеем и преступником. Даже ребенку понятно, что узнав о том, кто на самом деле его старший сын, Ицхок был бы сражен горем. Ривка самоотверженно оберегала душевный покой своего мужа — как тогда, когда, будучи беременной, совершила путешествие на верблюде из Беер-Шевы в Иерусалим.

Какой урок из сказанного мы можем извлечь для себя? Есть люди, которые любят делиться своими горестями с другими. И дела у них не идут, и здоровье не очень и т. д., и т. п. Надо помнить, что мало кто хочет иметь таких людей в друзьях. Другое дело Ривка, которая относилась к типу людей, стремящихся делить с близкими людьми только радость и счастье, приносить только добрые вести…

Дорогие друзья! Для тех, кто понимает, что все временно и вскоре все наладится, и для тех, кто не способен так думать, приведу известное высказывание Ребе Цемах-Цедека (третьего Любавичского Ребе). Отвечая еврею, который просил его помолиться о тяжело больном, он сказал: «Думай хорошо и будет хорошо!» Любавичский Ребе объясняет, что сущность позитивного мышления — это доверие к Всевышнему, битохон, который приводит к положительным результатам. Другими словами, человек должен думать и всегда верить в то, что, с Б-жьей помощью, все будет хорошо. Это поможет всем нам, не только в том, чтобы наши друзья постоянно были бы рады общаться с нами и дружить, но и позволит нашим делам идти все лучше и лучше. В тот момент, когда мы верим, что все идет хорошо, нам, с Б-жьей помощью, все удается.

Не горюйте, друзья! С такими лицами слона не продашь!

Комментарии: Глава «Тойлдойс»
Нет добавленных комментариев