Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Глава «Лех-лехо»

Четверг, 06. Ноябрь, 2008 - 16:07

Сегодняшняя недельная глава Торы называется «Лех-лехо». В ней рассказывается о первом в мире вечном страннике. 75 лет было Авраѓаму (его тогда даже еще не звали так — он был Аврам) и был он бездетным. Создатель наказал ему: «Иди с земли твоей, с родины твоей, из дома отца твоего на землю, которую укажу тебе!» — этой землей стал Кнаан (Ханаан). Туда и отправился Аврам, взяв с собой жену свою Сарай (ее имя позже стало Сара), своего племянника Лота, рабов и рабынь (мужчин и женщин, которые под влиянием Аврама и Сарай начали верить во Всевышнего) и все свое имущество. В Кнаане явил Себя Г-сподь Авраѓаму и сказал: «Твоему потомству дам эту землю!» В благодарность за двойную добрую весть — о том, что родятся у него сыновья, и о том, что Г-сподь возвратит им Землю Израиля, — Авраѓам построил там жертвенник Всевышнему.

Однако через какое-то время в Кнаане начался голод, и Авраѓам был вынужден спуститься в Египет. Тора так говорит об этом: «И был голод на той земле, и спустился Аврам в Египет, пожить там, ибо тяжек голод на земле».

И тут встает вопрос, который задают все толкователи Торы: «Разве может быть, чтобы Авраѓам покинул эту землю против воли Всевышнего?!» И действительно, Рамбан говорит, что со стороны Авраѓама было грехом покинуть Кнаан, так как в нем должна была жить уверенность, что Б-г не причинит ему зла и даст силы выстоять. Продолжая развивать эту тему, Рамбан утверждает, что это тоже стало причиной, по которой сыны Авраѓама были наказаны голусом(изгнанием) в Египте: «Грех совершил он, покинув из-за голода землю, данную ему изначально… и за это наказано было потомство его рабством у фараона в Египте…»

Как же могло произойти, что наш праотец Авраѓам покинул эту землю из-за голода?! Ведь ни один хасид, которому Ребе повелел поехать в определенное место и жить там, не уедет оттуда из-за голода. В очень тяжелых условиях, в самых опасных местах живут посланники Ребе. И никому из них даже не придет в голову уехать по причине каких-либо изменений к худшему в странах, куда они были посланы. Мы знаем много случаев, когда посланники Ребе именно в самые тяжелые для их стран времена, когда все стремились уехать, оставались и были опорой и поддержкой для евреев. Так, например, в Аргентине, когда несколько лет назад эта страна была на грани экономической катастрофы и все благотворительные организации покинули ее, посланник Ребе основал целую систему гуманитарной помощи и особый фонд для раздачи лекарств больным и нуждающимся. Когда к Новому Орлеану приближался ураган «Катрин», и большинство жителей города покинули его, посланник Ребе остался с теми, кто не мог уехать, и сам с большим трудом выжил в этом природном катаклизме.
 

Убегать из-за голода?! Не может быть! Такое поведение не подобает нашему праотцу Авраѓаму, который ко всем своим достоинствам еще был необыкновенно самоотверженным человеком. К тому же голод не был настолько силен, люди не умирали от него. В главе «Тойлдойс» мы читаем, что во времена нашего праотца Ицхока тоже был голод: «И был голод на земле, кроме прежнего голода, который был в дни Авраѓама» (то есть, был такой же голод, как во времена Авраѓама). Ицхок хотел уйти в Египет, как сделал это его отец, но явился ему Г-сподь и сказал: «Не спускайся в Египет!» И Ицхок остался в Кнаане, и с голоду не умер! Поэтому кажется, что и в случае Авраѓама речь не шла о жизни и смерти. Выясняется, что не у всех жителей Кнаана была возможность спуститься в Египет. Ясно, что не все из тех, кто остался, умерли от голода. Положение было очень тяжелым, но не более того. А если все обстояло таким образом, то спрашивается: зачем Авраѓам покинул обещанную ему землю как бы против воли Всевышнего?

Приходится признать, что существовала, вероятно, более глубокая причина того, что Авраѓам покинул Кнаан. Подтверждение этому мы находим в главе «Вайеро»: «И отправился оттуда Авраѓам… и проживал он в Граре». Раши комментирует этот стих так: «Когда увидел, что города разрушены и путники там больше не появляются, он покинул те места». Это нужно понимать так: главной целью нашего праотца Авраѓама было распространять в мире знания о Всевышнем. Каждый раз, когда он видел, что не может исполнить свое жизненное предназначение и воздействовать на людей, привлекая их к служению Создателю, он начинал искать для себя новое место. Именно поэтому Раши говорит, что Авраѓам, живя недалеко от Сдома, видит, что после разрушения Сдома и Аморы путники перестают приходить в эти места, и ему не на кого влиять. Тогда он начинает искать новое место для своей деятельности…

Авраѓам и Сара были настолько самоотверженны, что готовы были на все ради выполнения своего долга. Искать новое место для жизни в пустыне совсем непростое дело. Сара была уже в том возрасте, когда наши бабушки, удобно устроившись в кресле перед телевизором, вяжут свитера своим внукам. Да и Авраѓам был в годах преклонных, и по-хорошему его кругом общения давно должны были стать не люди, с которыми нужно вести беседы на духовные темы, а врач ближайшей поликлиники! Однако они снялись с уже насиженного места и, не боясь трудностей совершенно новой жизни, пошли искать землю, где смогли бы продолжить выполнять свою миссию.

В нашей главе сказано, что метод, которым Авраѓам пользовался для распространения веры во Всевышнего, связан с пищей. Стих Торы: «И посадил он [Авраѓам] тамариск в Беер-Шеве» Раши комментирует так: «Там Святого, благословен Он, называли Б-гом над всем миром. Когда гости утоляли голод и жажду, Авраѓам говорил им: «Благословите Того, Чью пищу вы ели! Думаете, вы ели принадлежащее мне? Принадлежащее Тому, Кто молвил — и стал мир, вы ели». Об этом же говорится и в мидрашах: Авраѓам, кормя своих гостей, способствовал тому, что они слушали и хотели услышать о Б-ге. А в книге «Зоѓар» сказано: «Авраѓам все силы отдавал, добывая для каждого прохожего хлеб и воду, а после говорил, обращаясь к их сердцам: «Кому вы служите? Служите Г-споду, Создателю небес и земли!» И призывал их к этому всегда…»

Таким образом, Бейс-Хабад («дом Хабада» — синагога или просто квартира, где живет посланник Ребе; место, где вам помогут исполнить одну из заповедей Торы, где всегда готовы ответить на любой вопрос, да и просто дать ночлег и пищу еврею, которому негде преклонить голову; из-за сходства с шатром нашего праотца Авраѓама иногда говорят, что именно он был первым хабадником) Авраѓама был основан на гостеприимстве и угощении. И до сих пор, кстати, пища является очень эффективным средством воздействия на людей, способом открыть их сердца… Вот почему Авраѓам посчитал, что когда наступил голод и ему нечем стало угощать своих гостей, он не сможет больше выполнять свою работу по привлечению людей к служению Всевышнему — там, в Кнаане. Именно поэтому он начал искать новое место для своей деятельности.

…Есть известный рассказ предыдущего Любавичского Ребе рабби Йосефа-Ицхока Шнеерсона, рассказанный им одному хасиду, о том, что, сидя в тюрьме, он очень хотел, чтобы его правая рука отсохла: «Эс волт зайн бесер ди хант зол опдорн! — Лучше бы моя рука отсохла!» Ведь он никак не мог написать письмо еврею, нуждающемуся в его помощи, и немного облегчить ему душу. Его зять и преемник Ребе Менахем-Мендел Шнеерсон пишет, что, несмотря на то, что он мог исполнять с помощью этой руки другие заповеди, он хотел, чтобы она отсохла, потому что не мог выполнить свое главное предназначение — помогать евреям.

Однако у Авраѓама была особая причина спуститься в Египет — ведь в то время там был мировой центр идолопоклонства. Поэтому Авраѓам и Сара самоотверженно спустились именно в Египет, чтобы иметь возможность распространить веру в Единого Б-га и уничтожить идолопоклонство как раз в его мировом центре. Вот почему наш праотец Авраѓам пошел «завоевывать» именно Египет. С тех пор евреи все время в движении, они постоянно перемещаются с места на место. Они получили это в наследство от Авраѓама, которому не сиделось на одном месте. Выполнив свою миссию в одной стране, он шел дальше и нес с собой веру во Всевышнего.

Мы, потомки Авраѓама, тоже исполняем посланническую миссию. Иногда нам кажется, что мы едем в какую-то страну по делам или просто в туристическую поездку, а на самом деле Всевышний хочет, чтобы мы распространяли святость по всему миру. Б-г создает поводы для того, чтобы мы поехали в какое-либо место и там встретили человека, которому бы напомнили, что есть Б-г, а если этот человек еврей — то предложили ему исполнять заповеди. Отсюда возник и обычай «посланников мицвы», когда отправляющемуся в путешествие еврею дают деньги на цдоку, и тогда целью его поездки становится исполнение заповеди.

На самом деле вся наша жизнь — одно большое путешествие. Мы всегда в дороге. Поэтому каждый день, проснувшись, еврей должен знать, что он посланник Всевышнего, что он должен сегодня воздействовать хотя бы на одного еврея, для того, чтобы тот исполнил хотя бы одну заповедь.

Весной 1972 года Любавичскому Ребе исполнилось 70 лет. В те дни он получил много поздравительных писем с пожеланиями здоровья. В некоторых из них говорилось, что может быть ему уже стоит подумать о покое, после многолетней столь активной деятельности. В свой день рождения Ребе произнес длинную речь, в которой хотел передать универсальное сообщение для евреев «в возрасте». Ребе сказал: «Когда вы, взрослые люди, захотите сдаться и прекратить творческую деятельность, надо поступать наоборот. Вы обязаны использовать весь свой опыт и дополнительные годы мудрости для того, чтобы создать как можно больше будущих лет жизни. Если вам дана способность создавать, вы должны продолжать идти вперед и воздействовать на окружающих до тех пор, пока это в ваших силах».

Мы обязаны всегда помнить, что в любой поездке мы говорим в дорожной молитве: «Да будет угодно Тебе, Г-сподь… привести нас к цели нашего путешествия для жизни, радости и благоденствия». Так и в жизни: пусть человек всегда молится о том, чтобы не сойти с того истинного пути, по которому он должен следовать в этом мире, в том числе — и в повседневной жизни. Только так он преуспеет и сумеет достичь главной цели своего земного существования!

Комментарии: Глава «Лех-лехо»
Нет добавленных комментариев