Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Глава «Ноях»

Четверг, 30. Октябрь, 2008 - 16:10

Несколько недель назад, сразу же после Рош ѓа-Шоно, я вместе со многими членами общины принимал участие в похоронах: мы проводили к месту вечного успокоения реб Шлоймо-Лейба бен Ехиэль-Михла Гольдферба (дальнего родственника моей жены, да продлятся ее дни). На момент смерти ему было 96 лет. Практически всю свою жизнь он прожил в Одессе и все это время, даже в самые тяжелые годы, ходил молиться в синагогу. Его дочь, да продлятся ее дни, рассказала мне, что на второй день праздника Рош ѓа-Шоно он сидел и молился почти весь день с талесом на плечах и сидуром в руках (ему уже было очень тяжело ходить, и поэтому он не пошел в синагогу). Потом он почувствовал себя плохо, прилег, заснул и так во сне вернул свою душу Создателю. Удивительно легкая смерть, смерть праведника!

На похоронах рав Фишл Чичельницкий вспомнил, как в начале 90-х годов он посещал уроки Торы в синагоге, которая находилась тогда у Пересыпского моста. Иногда эти уроки проводил реб Лейб. «Я помню, как однажды он вел урок по недельной главе Торы, — рассказал рав Фишл. — Так как мы почему-то не смогли найти в синагоге Пятикнижие с комментарием Раши, реб Лейб читал нам недельную главу наизусть, постоянно повторяя: «Так сказал Раши». Мы, будучи детьми, смеялись потом на перемене и говорили: «Конечно, так сказал Раши, особенно когда невозможно это проверить!» На следующий день, придя в синагогу, мы нашли книгу, проверили — и оказалось, что реб Лейб не только Пятикнижие, но и всего Раши знает наизусть! А позже выяснилось, что он знает наизусть и многие трактаты Талмуда», — закончил свой рассказ рав Фишл. Таким был реб Лейб, да будет благословенна его память, хотя в этом эпизоде проявилась лишь малая часть его величия, маленькая искра его большой жизни длиною в 96 лет.

…Несколько лет назад были обнародованы результаты исследования, проведенного в Еврейском университете в Иерусалиме. Группе пожилых людей, которые в 1997 году были уже старше 60 лет, задавали вопросы, касающиеся их образа жизни и повседневных занятий. В 2004 годы ученые вновь обратились к исследуемой группе и обнаружили, что более чем 60% составляющих ее людей еще живы и вполне дееспособны. Наиболее удивительным открытием стало то, что жизнеспособность пожилых людей, которые регулярно посещали синагогу, была на 75% выше, чем у их сверстников, не посещающих синагогу. Иными словами, у человека, который ходит молиться в синагогу, на 75% выше шансы прожить более долгую жизнь, чем у того, кто этого не делает. Исследователи попытались объяснить это тем, что человек идет в синагогу в Субботу пешком и таким образом поддерживает свое физическое здоровье. Другое объяснение состояло в том, что эти люди живут дольше, потому что вера во Всевышнего и уверенность в Его всемогуществе позволяет им легче справиться с тревогами и дает душевный покой. Еще одно объяснение этого удивительного явления исследователи видели в том, что посещение синагоги — это общественная деятельность, во время которой люди встречаются, разговаривают друг с другом, устанавливаются межличностные связи, поддерживающие человека в жизни.

Все мы знаем пожелание «Биз ѓундерт ун цванциг! — До 120!» Откуда оно пришло к нам? Почему евреи решили, что надо жить до 120? Почему не до 150? Ответ на эти вопросы — в Торе. В конце главы «Брейшис» мы читаем: «И сказал Б-г: «Да не судит дух Мой человека долго, так как он всего-навсего плоть. Пусть будут дни его 120 лет». Перед всемирным потопом люди жили сотни лет, после него Всевышний установил возраст 120 лет. Но почему именно это число, почему не круглые 100 или 200 лет?

Жизнь каждого человека делится на три основные части: период детства и юности, средний возраст и преклонные годы. Число 40 часто упоминается в Торе для определения многих временных отрезков. Например, потоп длился 40 дней (как сказано в сегодняшней недельной главе «Ноях»), Моше пребывал на горе Синай 40 дней, евреи скитались по пустыне 40 лет… Приняв это во внимание, можно сказать, что Всевышний установил срок жизни человека, равный трем периодам по 40 лет. Первые 40 лет человек еще молод (поэтому еврейские мудрецы считают, что нельзя изучать Кабалу до сорокалетнего возраста, так как человек еще недостаточно созрел для этого). С 40 до 80 лет — это середина жизни (то есть, до 80 лет нечего даже думать о старости и выходе на пенсию). С 80 до 120 лет — это старость, «золотой» возраст.

В Торе мы находим много примеров этому. Моше-рабейну жил 120 лет, и его жизнь тоже можно поделить на три периода. Мидраш говорит: «Моше жил во дворце фараона 40 лет, в Мидьяне — 40 лет и служил еврейскому народу 40 лет». Таким образом, жизнь Моше-рабейну сама по себе поделилась на три сорокалетних периода. Первый проходил в Египте, в доме фараона. Второй начался тогда, когда он бежал в Мидьян и затем жил у Исро. В третьей части своей жизни Моше выводит еврейский народ из Египта. В Торе ясно написано: «И было Моше 80 лет, когда предстал он перед фараоном…» То есть, в 80 лет он начал новую «карьеру» — руководителя еврейского народа.

Некоторые из таноим (мудрецов, составивших Мишну) тоже жили до 120 лет. Среди них — рабби Акива, благодаря которому «Тора не стерлась в еврейском народе». И в его жизни было три периода по сорок лет. Рассказывают, что до 40 лет он был простым безграмотным пастухом у Калба Савуа, который позже стал его тестем. И только потом он пошел изучать Тору, и тогда в сорокалетнем возрасте у него начался новый период жизни.

Еще один известный мудрец, имя которого знакомо всем, — Ѓилель. Тот самый Ѓилель, который изложил всю Тору, «стоя на одной ноге»: «Не делай ближнему, чего не желаешь себе. Это вся Тора, остальное — комментарии». Он тоже жил 120 лет, и его жизнь достаточно легко можно поделить на три периода по 40 лет: в сорокалетнем возрасте он переехал из Вавилона в Землю Израиля, после этого 40 лет служил еврейским мудрецам, а затем 40 лет «кормил духовной пищей» еврейский народ.

Можно вспомнить еще одного мудреца, который жил в то же время, что и Ѓилель и рабби Акива. Он тоже жил 120 лет, и жизнь его была разделена на три периода по сорок лет. Это рабби Йоханан бен Закай. Талмуд говорит о нем: «Сорок лет занимался торговлей, сорок лет учился и сорок лет учил».

Кабала утверждает, что эти три мудреца — Ѓилель, рабби Йоханан бен Закай, рабби Акива — были реинкарнацией души Моше-рабейну, и поэтому они руководили еврейским народом, как и Моше, сорок лет.

Остается вопрос — в чем состоит секрет долголетия? Что надо делать нам, чтобы удостоиться прожить долгую и счастливую жизнь? В чем причина того, что те, кто ходит в синагогу, живут дольше? Почему реб Лейб из Одессы прожил 96 лет и в чем секрет его жизни?

Многие жалуются на дороговизну еврейской жизни. Разве можно столько платить за эсрог? Почему мезуза стоит так дорого? А цицис? Не будем говорить уже о кошерном мясе, которое стоит гораздо дороже мяса на Привозе! «Почему за еврейское образование надо платить так много денег?» — спрашивают люди (у нас еврейское образование пока почти бесплатно, но так, скорее всего, долго не продлится: во всем мире уже давно осознали, что еврейское образование — это дорого, и за это надо дорого платить).

Для таких людей у меня есть хорошая новость. Талмуд говорит: «Все расходы человека закладываются в его бюджет от Рош ѓа-Шоно до Йом-Кипура, кроме расходов на Субботы, праздники и обучение Торе его детей. Так что если он тратит на эти цели меньше, то получает меньше, а если больше, то и получает больше». Если в Рош ѓа-Шоно установлено, что человек заработает в этом году, например, каждый месяц 1000 гривен, то есть в год 12 тысяч гривен, то ему не стоит беспокоиться о 100 или 200 гривнах, которые он потратит на образование своего ребенка. Эти деньги не берутся из того бюджета, который установил ему Всевышний, а даются сверх того (вроде премии или тринадцатой зарплаты). Если ты потратил много денег на праздники — принимал много гостей, семья твоя лакомилась изысканными кушаньями, — знай, что расходы эти не из семейного бюджета. В конце года ты заработаешь ровно столько, сколько было выделено тебе в Рош ѓа-Шоно. Почему? Потому что когда ты тратишь деньги на дело, угодное Б-гу, ты делаешь это не за счет своих денег, а за счет «бюджета» Самого Всевышнего.

Так же это работает и с годами жизни. Вот пример. В тяжелые годы советской власти в России жил хасид по имени рав Лейзер Нанес. Он был посланником предыдущего Ребе и основал подпольные хедеры во многих уголках России. Своей успешной деятельностью он спас многих еврейских детей от ассимиляции. НКВД выследило его и арестовало. Он был приговорен к 20 годам лагерей, но сила его духа помогла ему пережить это страшное испытание и вернуться домой к семье. В середине 60-х ему удалось выехать из России и поселиться в Святой земле. При первой же возможности он поехал в Нью-Йорк к Любавичскому Ребе. Во время аудиенции Ребе взвалил на него много разной работы и среди прочего попросил проводить личные беседы с учениками иешивы. И тогда он сказал, извиняясь перед Ребе, что это непростая работа, а ему уже почти исполнилось 80 лет. Ребе ответил ему: «Ба мир из нит нихшав ди йорн вос ду бист гезецн! — Я не считаю годы, которые ты сидел!» Это значит, что если этот еврей должен был жить, предположим, 80 лет, то 20 лет лагерей не входят в их число. Так и получилось: рав Лейзер прожил 100 лет, и мне даже довелось познакомиться с ним лично, когда я учился в иешиве в Иерусалиме…

Иногда евреи говорят: «Вот я растратил столько-то времени своей жизни на еврейскую общину, столько-то времени я потратил на еврейское воспитание, столько-то времени я потратил на то, чтобы приблизить людей к Б-гу». Господа! Годы, затраченные нами на развитие иудаизма, не в счет — наоборот, каждый час, потраченный на еврейское дело, удлиняет годы нашей жизни. В этом заключается простая причина того, что те, кто ходит в синагогу, живут дольше. Если сложить вместе все часы, «растраченные» ими в синагоге, а это приблизительно 5 лет их жизни, соответственно они будут жить на 5 лет дольше, чем иные люди в их положении. Ведь эти 5 лет не были даны им изначально, это дополнительные годы, выделенные Всевышним.

Так что в следующий раз, когда вас попросят безвозмездно помочь еврейской общине, пожертвовать своим временем или дать цдоку, не говорите, что у вас нет времени, не отказывайте в пожертвовании! Помните, что каждым своим пожертвованием, будь то время или деньги, вы приобретаете деньги, которых раньше не было в кошельке, и время, которое продлевает годы вашей жизни.

Желаю всем нам дожить до 120!

Комментарии: Глава «Ноях»
Нет добавленных комментариев