Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Йом-Кипур

Четверг, 02. Октябрь, 2008 - 4:12

На днях мне довелось беседовать с одним из моих близких друзей о проблемах мировой экономики. Мы говорили о падениях бирж в разных странах, о разорении многих компаний и о тех трудностях, которые испытывают в результате всего этого сотни тысяч людей, в их числе и многие евреи. Разговор шел и о том, что все это может привести, не дай Б-г, к сокращению объема пожертвований, которые евреи, ранее активно помогавшие общинам во всех уголках земли, станут теперь давать на благотворительные нужды. Это крайне негативно скажется на всех областях еврейской жизни — образовательно-воспитательных программах, помощи малоимущим, решении социальных проблем членов общин и так далее. И вдруг мой друг сказал: «Ребе! Если положение может так ухудшиться, то я прямо сейчас пойду и куплю лотерейный билет, а вы помолитесь, чтобы я выиграл. И когда я выиграю, я пожертвую нашей синагоге десятину (как положено) от суммы выигрыша». Я посмотрел на него и ответил: «Дорогой мой! Если речь идет о твоем бизнесе, и ты просишь, чтобы за него помолились, то я, конечно, помолюсь за твой успех. Я сам не занимаюсь бизнесом, и единственное, чем я могу тебе помочь, — молитва… Однако выигрыш в лотерею — совсем другое дело! Зачем мне молиться за то, чтобы ты выиграл и пожертвовал часть суммы синагоге, если я сам могу купить лотерейный билет, помолиться за свой выигрыш и пожертвовать всю сумму полностью на нужды еврейской общины?!»

После этого шутливого диалога я задумался: а что же заставляет людей (по крайней мере, часть из них) играть в лотереи? Почему они стараются регулярно покупать лотерейные билеты, хотя и достаточно хорошо представляют, что шансы у них нулевые?.. Как-то я слышал одно очень образное определение возможности выигрыша в лотерею: если человек поднимется на Останкинскую телебашню и бросит монетку в стакан, который находится на земле рядом с ней, то шанс монеты попасть в стакан гораздо выше, чем шанс человека выиграть в лотерею с миллионами и десятками миллионов участников. И все равно есть много людей, которые покупают лотерейные билеты, и даже делают это с завидным упорством каждую неделю.

Между прочим, людям не мешало бы знать, что для того, чтобы выиграть первый приз в типичной лотерее надо угадать 6 из 49 номеров, без повторов (то есть, каждый из 49 номеров в розыгрыше может выпасть только один раз) и в любом порядке. Вероятность выигрыша при таких условиях — 1 к почти 14 миллионам (точнее, к 13 983 816). Для того чтобы понять насколько ничтожны шансы выиграть первый приз, проведем простой расчет. Представим, что человек покупает лотерейный билет один раз в неделю. 14 миллионов недель — это приблизительно 269 тысяч лет! А для украинского «Супер-лото», где надо правильно угадать 6 номеров из 54, эти цифры будут еще внушительнее…

Но, несмотря ни на что, люди продолжают все время покупать билеты и не оставляют попыток испытать свое счастье. Почему так происходит? Есть этому достаточно простое объяснение. Люди наслаждаются мыслью о том, что случится, когда они выиграют, что они будут делать с деньгами, как правильно их деньги будут вложены и главное — на что и как они станут эти деньги тратить. Эти минуты сладких мечтаний стоят тех нескольких гривен, которые были потрачены на билеты. Именно поэтому люди их покупают. Однако очевидно, что есть и более глубинная причина такой погони за удачей. Попробуем разобраться.
 

Для начала отметим, что азартные игры в иудаизме запрещены, и постоянное занятие ими считается большим прегрешением. Профессиональных игроков в азартные игры называют в Талмуде «запускающие голубей и играющие в кости». Такие люди не могли быть свидетелями в суде, так как считалось, что подобное занятие порождает в них склонность к разбою, а также потому, что они не занимались никакой созидательной работой, тем самым как бы восставая против Творца, Который поставил перед человеком задачу «обживать» наш мир (правда, многие мудрецы считают, что покупка лотерейных билетов не относится к этому запрету).

…В названии праздника Йом-Кипур слово йом означает «день», а словокипур — «искупление» — имеет тот же корень, что и слово пур, означающее на древнеперсидском языке «жребий», как сказано в Свитке Эстер: «Бросали пур, то есть жребий». Во времена существования Храма в Йом-Кипур и в самом деле бросали жребий. Брали двух козлов, одного из которых приносили в жертву, а второго отправляли в местность, которая называлась Азазель, — во искупление грехов сынов Израиля (это был «козел отпущения» — именно оттуда и пошло данное понятие). В Торе написано, что для того, чтобы решить, какой из козлов будет принесен в жертву в Храме, а какого отправят в пустыню, бросали жребий. Первосвященник опускал руку в урну и доставал из нее две записки. На одной из них было написано: «Всевышнему», а на другой писалось: «Азазелю». Записка, вынутая правой рукой первосвященника, возлагалась на козла по правую сторону, а записка, вынутая левой рукой, — на козла по левую сторону. Таким образом решалась их судьба… В этой истории не совсем понятно, почему придавалось особое значение тому, какого козла принести в жертву в Храме, а какого отправить к Азазелю. И вообще, зачем нужно было бросать жребий? Почему первосвященник не мог решить этот вопрос сам?

Еще одно подтверждение тому, что Йом-Кипур связан со жребием, мы находим в тексте молитвы Минха, которая читается незадолго до окончания поста. После чтения Торы читается Ѓафтора — книга пророка Йоны. Всевышний просил его пойти в город Ниневия, где жили неевреи, и сообщить им о намерении Б-га вскоре разрушить город. Однако Йона не хотел этого делать и поэтому он добрался до порта Яффо, сел на корабль и уплыл… Но тут на море разыгралась сильная буря. «И сказали они [матросы и пассажиры корабля] друг другу: «Пойдем и бросим жребий, и узнаем, из-за кого бедствие это постигло нас». И бросили они жребий, и пал жребий на Йону». Продолжение этой истории прочитайте сами в Ѓафторе, сейчас важно только отметить, что тут мы снова обнаруживаем связь между жребием и Йом-Кипур. Почему же именно в этот день мы сталкиваемся с бросанием жребия?

После того, как евреи вошли в Землю обетованную и должны были поделить ее между собой, Йеѓошуа и Эльазар-первосвященник спросили у урим ве-тумим (священный предмет, вложенный в нагрудник первосвященника, через который Всевышний отвечал на вопросы, связанные с народом Израиля в целом), и получили ответ, что такое-то колено получит такой-то удел. После этого бросили жребий, который показал те же результаты, что и пророчество.

Мы видим, что, несмотря на то, что два пророка, Йеѓошуа и Эльазар, получили решение от урим ве-тумим, это не удовлетворило еврейский народ, который хотел удостовериться во всем с помощью жребия. Почему? Потому что это заложено в природе человека. Когда брошенный жребий решает, кто что получит, тогда не на кого сердиться, никто не чувствует себя проигравшим. Каждый понимает, что никто не мог вмешаться в процесс, что результаты исходят прямо от Б-га. По этой же причине каждый готов принять свою судьбу. Человек чувствует, что, бросая жребий, он касается чего-то, что выше человеческого понимания. В респонсах еврейских законоучителей эпохи гаонов мы читаем: «Судьба предначертана свыше, и преступить ее — то же самое, что нарушить Десять заповедей». Почему это сравнивают с Десятью заповедями? Потому что они исходят прямо от Всевышнего. Так и судьба исходит прямо с Небес, и поэтому мы придаем ей такое большое значение!

В этом и заключается важность Йом-Кипура. Что мы все ищем в синагоге в этот день? Почему каждый еврей делает все от него зависящее, чтобы прийти в синагогу и участвовать во всех молитвах? Нечего делать в синагоге в Йом-Кипур тому, кто думает, что он сам, как говорили в советское время, «творец своей судьбы»! Нечего делать в синагоге в Йом-Кипур тому, кто считает, что только от него зависит, сколько денег он заработает в новом году, кто думает, что работая больше и тяжелее, он заработает больше, а работая меньше — и заработает меньше. Нечего делать в синагоге в Йом-Кипур тому, кто наивно полагает, что его здоровье зависит только лишь от того, что в наступающем году он будет заниматься спортом по воскресеньям, вторникам и четвергам, не станет ничего есть после 6 часов вечера и будет начинать день со стакана апельсинового сока!

Тот, кто приходит в синагогу в Йом-Кипур, хорошо знает, что нужно делать все от него зависящее, чтобы преуспеть в бизнесе и сохранить свое здоровье, но в конце концов все понимают, что все это зависит только от Всевышнего. Ты можешь делать много, ты даже обязан много делать, но лишь от Б-га зависит, что из этого выйдет, и увенчаются ли твои старания успехом. В этом и заключается главная идея Йом-Кипура: всем своим существом понять, что мы не контролируем свою жизнь, и тем самым признать, что Всевышнему принадлежит вся полнота власти над нами.

Несомненно, что дорога эта не односторонняя, а двухсторонняя. Так происходит, например, в браке. Человек, вступающий в брак, совершенно осознанно отказывается от своей власти в определенных областях жизни и перекладывает значительную часть решений на плечи своего супруга, говоря: «Это тебе решать». У всех это происходит по-разному, каждый знает, решение каких вопросов он доверяет своему супругу, а что он предпочитает решать сам. И неважно, мужчина ты или женщина, но всегда найдется вопрос, для решения которого супруг или супруга скажут: «Это решаешь ты!» И тогда он или она принимают решения, касающиеся жизни другого. И иногда эти решения имеют определяющее влияние на жизнь человека.

То же самое происходит в Йом-Кипур. Еврей приходит в синагогу и говорит Всевышнему: «Я признаю этим, что Ты властвуешь, что Ты решаешь, сколько денег и здоровья будет у меня в этом году!» Однако, как и в браке, это взаимно, и Б-г дает нам право решения определенных вопросов. Например, выбор между добром и злом. Только от тебя зависит, сколько добра ты будешь делать в этом году, сколько заповедей ты будешь исполнять. Всевышний не вмешивается в твои решения. Здесь у тебя есть право свободного выбора и полноты власти. Только ты решаешь, какую заповедь исполнять, сколькоцдоки ты дашь в этом году, сколько раз придешь в синагогу. В этом Б-г тебя не принуждает, как сказано: «Все во власти Небес, кроме страха перед Небесами».

И поэтому мы просим у Него, чтобы Он дал нам хороший и сладкий год! И одновременно мы заключаем с Ним договор о нашей жизни и устанавливаем, что мы, со своей стороны, сделаем все от нас зависящее в тех областях, которые находятся в нашей власти. Мы постараемся принимать мудрые решения и максимально использовать наше влияние на исполнение заповедей. А у Него мы просим, чтобы там, где распространяется Его влияние, Он сделал все, чтобы у всех нас был сладкий и хороший год.

И еще раз вспомним слова, с которыми мы обращаемся ко Всевышнему в Йом-Кипур в молитве Мусаф: «Воистину — Ты и Судья, и Обвинитель, и Защитник, и Свидетель! Ты запишешь, Ты скрепишь печатью, Ты напомнишь все, что предано забвенью. Ты раскроешь книгу, и слова сами зазвучат. В ней записаны дела каждого, и Ты решишь судьбу каждой души… В Рош ѓа-Шоно — запишешь, в Йом-Кипур — скрепишь печатью: сколько уйдет, сколько родится, кто будет жить, кому умереть. Кому в срок, кому до срока, кто от огня, кто от воды. Кто от меча, кто от голода, кто от жажды, кто от удушья. Кто успокоится, кто будет метаться, кто пребудет в благополучии, кого станут пытать. Кто разбогатеет, кто разорится, кто вознесется, кто падет… Но тшува, молитва и цдокаотменяют суровый приговор

Комментарии: Йом-Кипур
Нет добавленных комментариев