Printed from chabad.odessa.ua

Глава «Ръэй»

Четверг, 28. Август, 2008 - 4:30

Чуть более месяца назад нашу общину посетил рав Ицхок-Йеѓуда Ярославский. Он является главным раввином квартала «Хабад» в Кирьят-Малахи, секретарем Объединения раввинов Хабада в Израиле. Рав Ярославский — это один из самых уважаемых хабадских раввинов в мире, носитель сокровищницы знаний по всем вопросам Торы и большой специалист по законам ежедневного соблюдения заповедей. Я сам вырос в Кирьят-Малахи, и рав Ярославский был моим раввином. Часто я обращался к нему с вопросами, связанными с законами соблюдения Субботы и кашрута. И в настоящее время я продолжаю советоваться с равом Ярославским по сложным и запутанным проблемам, которые часто возникают в Одессе и на Юге Украины.

Рав Ярославский приехал на этот раз в Одессу с двойной целью. Во-первых, проверить строительство двух микв (мужской и женской), которое ведет сейчас еврейская община Одессы. Так как с миквойсвязано много сложных законов, необходимо, чтобы во время строительства каждые несколько месяцев приезжал раввин и определял, соответствует ли строящаяся миква еврейскому закону, а также решал проблемы, которые неизбежно возникают при этом.

Второй причиной, по которой рав Ярославский совершил свой визит в Одессу, был экзамен на звание раввина для учеников колеля. Этот экзамен был уже вторым из серии экзаменов. Первый ученики сдавали по «Млихе», а сейчас их проэкзаменовали по «Босор бе-холов» (это одни из наиболее сложных разделов в законах кашрута). Я лично присутствовал некоторое время на экзамене вместе с равом Ярославским и был приятно удивлен уровнем знаний учащихсяколеля. Я вижу их каждый день, отмечаю их прилежание и старание, но не ожидал, что круг их знаний настолько широк. Должен заметить, что сам рав Ярославский, который почти каждый месяц ездит по разным общинам для приема экзаменов на звание раввина, сказал мне с большим восхищением, что подобных знаний и владения материалом, как у учеников одесского колеля, он уже давно не встречал.

Экзамен в этот раз сдавали: Шмуэль Ериш, Элияѓу Хусид и Хаим Лукашевский. Когда рав Ярославский подписывал ученикам свидетельство об экзамене, я попросил, чтобы рядом с фамилией Хаима в скобках была добавлена фамилия Перекрестов, которая записана в его паспорте. Рав спросил меня, откуда происходит эта фамилия. Я ответил ему, что, судя по семейным преданиям, эта семья является потомками кантонистов, на что и указывает их фамилия.

…История кантонистов относится к периоду 1827–56 годов. Русский царь Николай I издал указ о том, чтобы еврейских детей в юном возрасте забирали из дома и отдавали в военные школы, где бы из них готовили хороших солдат для царской армии. Основной целью этого указа было стереть из памяти детей то, что они евреи, поэтому их посылали в очень отдаленные места для того, чтобы у них не было никаких связей с еврейскими общинами. Там их всеми силами старались принудить к принятию христианства…

Царский указ предписывал каждой общине поставлять определенное количество рекрутов. Ответственность за выполнение указа была возложена на глав общин. По закону мальчики 12 лет и старше передавались в специальные военные школы, где они воспитывались до 18 лет, а затем начинали срочную армейскую службу, которая продолжалась 25 лет!

Так как решение о сдаче в рекруты того или иного мальчика зависело от руководителей общин, по этому поводу разгорались ожесточенные споры и распри. Как следствие всего этого богатые начали откупаться деньгами, чтобы их детей не забирали в армию. Бедные же прятали своих мальчиков… Все это раздирало на части еврейские общины в России того времени, и, естественно, отрицательно сказывалось на общинной жизни.

Главы общин нанимали так называемых «хаперов», в задачу которых входило вырвать детей из родительских рук и передать их в армию. Когда они появлялись в еврейских местечках, из каждого дома начинали раздаваться крики и проклятия. «Хаперы» забирали детей, не считаясь ни с чем. Больше всего от их рук страдали дети-сироты и семьи бедняков. Это был один из наиболее тяжелых периодов в истории евреев России. Жаль, что нынче многие даже не слышали об этом…

Третий Ребе Хабада, рабби Менахем-Мендел из Любавичей (Ребе Цемах-Цедек), который жил в то время, основал организацию под названием «Хевра тхияс ѓа-мейсим» («Общество воскрешения мертвых»). Первой своей целью организация ставила нахождение путей уменьшения количества детей, которых надо было отдать от каждой общины. Другая цель состояла в том, чтобы подкупить воинских начальников и вызволить детей, уже взятых в кантонисты. Делалось это так: мальчика выкупали, а офицер, получив деньги, записывал, что он умер по дороге, и посылал об этом доклад по команде. Самих детей, которые по понятным причинам не могли вернуться к себе домой, отсылали в удаленные общины, для того чтобы они были воспитаны в еврейских традициях. Поэтому этих детей называли «воскресшие из мертвых».

В школах кантонистов еврейских детей истязали и заставляли отречься от веры их отцов. Часть из них не смогла противостоять такому натиску — они приняли христианство. Многие не выдержали истязаний и умерли. Были и такие, которые после 25 лет горя и страданий остались верны своей вере. Одним из таких детей был дедушка бывшей премьер-министра Израиля Голды Меир. Она с особой гордостью рассказывала о том, что ее дед был кантонистом и за все эти годы ни разу не ел приготовленной пищи. Даже после завершения службы, когда он создал семью и зажил нормальной еврейской жизнью, у него осталась привычка спать без подушки, как искупление за то, что, может быть, как-то случайно он поел некошерную пищу…

Рассказывают, что однажды в месяц тишрей делегация раввинов приехала в Петербург для того, чтобы посодействовать отмене антиеврейского указа. Единственными евреями, которым было разрешено проживать в этом городе во время действия законов о «черте оседлости», были николаевские солдаты, то есть те самые кантонисты. Это была единственная синагога в Петербурге. Делегация раввинов, о которой шла речь, присоединилась к миньянукантонистов в молитвах Йом-Кипура. Когда пришла очередь молитвыНеила, завершающей служение этого дня, раввины попросили, чтобыхазаном, посланником общины в этой самой святой из всех молитв года был один из кантонистов. Солдаты отказывались, ссылаясь на то, что они с трудом умеют молиться, однако раввины сказали им, что евреи, у которых хватило самоотверженности в тех условиях остаться евреями, гораздо ближе к Б-гу, и их молитвы будут приятны Всевышнему и благословлены гораздо больше, чем молитвы самого праведного из раввинов!

В нашей сегодняшней недельной главе «Ръэй» мы читаем: «Если встанет в твоей среде пророк или сновидец и даст тебе знамение или чудо, и явится знамение или чудо, о чем он говорил тебе, чтобы сказать: «Пойдем вслед за божествами иными, каких вы не знали, и будем служить им», — то не слушай пророка этого…»

Тора говорит здесь о человеке, утверждающем, что он является пророком. Такого человека следует проверить: есть ли у него два основных признака пророка. Первый признак — это должен быть человек, который находится на очень высоком уровне духовного развития, способен обуздывать свои страсти, всегда занят духовными вопросами. «Дар пророчества дается только великому мудрецу, с сильным характером. Злое начало никогда и ни в чем не превзойдет его, а напротив — он силой своего духа всегда победит злое начало», — пишет Рамбам в «Законах основ Торы». Вторым доказательством пророческого дара Рамбам называет способность человека предсказывать будущее: «Говорят ему: «Ты пророк, должен предсказывать будущее!» И он предсказывает, и мы ждем, чтобы его слова исполнились. Если не исполняется то, что он сказал, даже в чем-то малом, ясно, что он — лжепророк» (можно привести такой пример: кандидат в пророки говорит нам, что завтра курс доллара на Украине будет 4,67 продажа и 4,62 покупка, и если курс будет хоть на копейку больше или меньше, то этот человек — лжепророк).

Однако даже если человек прошел все испытания и соответствует всем требованиям, но говорит, что «Б-г послал его добавить мицвуили убавить мицву… значит, он — лжепророк», — пишет Рамбам. И Тора, как сказано выше, велит нам: «Не слушай пророка этого!»

Может возникнуть вопрос: почему Всевышний дает лжепророку силу совершать все эти чудеса? Тора отвечает: «Ибо испытывает вас Г-сподь, Б-г ваш, чтобы знать, любите ли вы Г-спода, Б-га вашего, всем сердцем вашим и всею вашей душой». Всевышний проверяет нас — до какой степени сильна наша любовь к Нему, до какой степени мы готовы идти за Ним. Даже когда появляется тот, кто с успехом творит чудеса и действует против Б-га, мы — еврейский народ — не идем за ним, а продолжаем следовать за Всевышним.

Но зачем Б-гу испытывать нас? Для чего вынимать из нас душу? Ответ таков: еврей, прошедший испытания и продолжающий исполнять заповеди, гораздо ближе Всевышнему, чем тот еврей, который исполняет заповеди в благоприятных для него условиях.

Какой вывод из сказанного мы можем сделать для себя? Для того чтобы стать самоотверженным евреем, не обязательно испытывать себя в России, в страшные времена произвола. Нет необходимости в том, чтобы тебя выкрали из местечка и отправили в школу кантонистов, где придется 25 лет отказываться от некошерной еды! Чтобы пойти на месирус нефеш (самопожертвование), вовсе не обязательно, чтобы Сталин, да сотрется память о нем, сослал тебя на 25 лет в Сибирь. Сегодня мы тоже проходим через разнообразные испытания. Например, еврей, не получивший религиозного воспитания, идет в Субботу в синагогу, несмотря на то, что друзья звали его на футбол. Этот еврей стоит на более высокой ступени духовности, чем тот, кто родился в религиозной семье и каждый день ходит в синагогу. Или другой еврей, который никогда не соблюдал кашрут и не был приучен к этому, решает, что отныне будет есть только кошерное мясо. И вот он сидит с друзьями в ресторане (или участвует в важном торжестве, а может быть, просто очень голоден), и все просят его хотя бы попробовать, а он, преодолевая себя, отказывается. Это и есть пример великой самоотверженности, которая особо приближает еврея к Всевышнему и делает его более любимым Им, чем того, кто вырос в религиозном доме и в жизни никогда не попробовал некошерной пищи. И это потому, что он подвергался суровым испытаниям и ему удалось преодолеть себя. Этим он отвечает на вопрос: «Любите ли вы Г-спода, Б-га вашего, всем сердцем вашим и всею вашей душой?» Он доказывает себе и Всевышнему, до какой степени любит Его.

Да будет тебе известно, дорогой друг, что каждая мицва, которую ты исполняешь сегодня или исполнишь завтра у себя дома, среди друзей, на работе или находясь в отпуске, в Одессе, в Израиле, в Америке или в Германии, или в каком-либо другом месте на земле — если ее исполнение требует от тебя преодоления твоих внутренних сомнений и победы над самим собой, то это очень важно для Всевышнего. Знай, что Он испытывает тебя (даже если над твоей головой не стоит вертухай с ружьем из сталинского Гулага). Преодолевая самого себя, ты приносишь Всевышнему особый нахес и выполняешь свое предназначение в этом мире!

Комментарии: Глава «Ръэй»
Нет добавленных комментариев