Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Глава «Матойс»

Четверг, 24. Июль, 2008 - 4:47

В иудаизме одной из самых важных заповедей, без сомнения, считается захоронение умерших. Исполнение этой заповеди по всем правилам еврейских законов возложено на организацию под названием «Хевра кадиша» («Святое братство»). Люди, работающие в этой организации, днем и ночью проявляют милосердие к тем, кто уже никогда не сможет ответить им тем же. Наверно, поэтому их святая работа называется хесед шель эмес — «истинное милосердие». В любое время суток, днем и ночью, в канун Субботы и на ее исходе, накануне праздника, посреди веселья семейного торжества может раздаться телефонный звонок, призывающий работника «Хевра кадиша» к выполнению его скорбных обязанностей. В любое время, когда кто-нибудь, не дай Б-г, нуждается в их услугах, они готовы ответить и оказать помощь словом и делом. Их помощь — это не только материальная помощь, а, что еще важнее, душевное участие. Они обеспечивают все: организацию подготовки к похоронам, оформление документов, ритуальное очищение тела усопшего, саму церемонию похорон, проходящую в соответствии с еврейскими законами. Все это происходит в часы, которые можно назвать самыми тяжелыми для тех, кто, не дай Б-г, потерял родственников.

В нашей общине вот уже 15 лет этой святой работой занимается реб Велвел Верховский со своими преданными помощниками. Почти каждой еврейской семье в Одессе знакомы не только сам реб Велвел, но и номера его мобильного и рабочего телефонов, его скромный кабинет в синагоге… я не удивлюсь, если знают и номер его автомобиля! Он всегда готов прийти на помощь, жертвуя какими-то своими личными интересами, за счет собственного сна и времени, отведенного для семьи. Он ответит на любой звонок, зная, что на другом конце провода его ждет горе, нуждающееся в помощи и утешении. Он умеет помочь скорбящим так, чтобы они почувствовали, что он работает только для них. У реб Велвела есть только один недостаток — он не умеет говорить: «Нет!» Однако еврейской общине удалось стерпеться с этим его недостатком…

В последние годы в странах СНГ и, в частности, на Украине созданы и развиваются многочисленные еврейские общины, в том числе и небольшие, где нет организации «Хевра кадиша». Эти общины тоже обнаружили номер телефона реб Велвела…. Несколько недель назад его пригласили в один из таких городов, находящихся на расстоянии сотен километров от Одессы. На этот раз он поехал не для проведения церемонии захоронения, а для того, чтобы провести перезахоронение тела (извлечь тело из могилы и отправить его на захоронение в Святую землю). С точки зрения еврейских законов, это очень непростое мероприятие. Реб Велвел пришел посоветоваться со мной, как он это делает всегда при возникновении сложных ѓалохических вопросов. Так у нас появилась возможность поговорить о большой важности и святости погребения на Земле обетованной. Мы говорили о том, как эти вопросы представлены в еврейской традиции и о том, что среди евреев (раввинов и простых людей), живущих в изгнании, всегда очень сильно проявлялось желание быть похороненным в Земле Израиля.

В сегодняшней недельной главе мы читаем об интересном событии, которое заставило Моше — величайшего из евреев, главного и первого ребе еврейского народа — решить, что он будет похоронен за пределами Святой земли. Эта история произошла с представителями колен Гада и Реувена, у которых были огромные стада (по словам Торы — «много скота было у сынов Реувена и сынов Гада, весьма много»). После того, как были завоеваны царства Сихона и Ога, они увидели, что эта земля благоприятна для их проживания: «Место это — место для скота». Они обратились к Моше-рабейну с просьбой: «Если обрели мы милость в твоих глазах, то пусть дана будет эта земля слугам твоим во владение, не переводи нас через Иордан». То есть, они сказали: мы хотим остаться на восточной стороне реки Иордан и не входить в Землю Израиля. Моше возмутился: «Неужели братья ваши пойдут на войну, а вы сидеть будете здесь?» Не успокоившись на этом, Моше читает им длинную проповедь: «И для чего отвращаете сердце сынов Израиля от перехода в землю, которую дал им Г-сподь?» Оставшись здесь, говорит Моше, вы ослабите всех, и другие колена начнут сомневаться в том, что надо входить в Святую землю. Вспомните историю, которая произошла с разведчиками 39 лет тому назад! Мы из-за этого почти 40 лет блуждали по пустыне! И вот снова вы приходите и повторяете свои ошибки! Вы не хотите входить в землю Израиля?!

Но сыны Гада и сыны Реувена отвечают ему: мы не хотим уйти от ответственности и избежать войны. Наоборот, оставим здесь детей, а «мы же снарядимся немедля пред сынами Израиля!» Мы пойдем сражаться во главе войска! Услышав это, Моше согласился отдать коленам Гада и Реувена во владение земли, которые они просили, но предварительно еще четыре раза повторил условия, на которых они их получают.

Однако непонятно, почему Моше все-таки согласился исполнить просьбу сынов Гада и сынов Реувена! Ведь в результате они останутся за пределами Святой земли! Верно, что они готовы идти во главе войска, но они сами поселятся на восточном берегу реки Иордан! А ведь главной целью Исхода из Египта было привести евреев в Землю Израиля! Таким образом, они зачеркивают все, что было до этого, и странно, что Моше соглашается на это. Что же заставило его поменять свое мнение?

Когда сыны Гада и сыны Реувена пришли к Моше, он увидел в них всего лишь деловых людей, которых ничего не интересовало: ни Земля Израиля, ни даже члены их семей, — ничего, кроме их бизнеса. Моше понимал, что таким людям нельзя жить за пределами Святой земли, потому что они, не дай Б-г, могут запутаться и потерять свое еврейство. Очень трудно быть евреем в изгнании. Поэтому евреи, которых интересует только материальные блага и деньги, должны жить в Израиле, среди евреев. Там Суббота является официальным выходным днем. Там им не придется спорить с начальником, чтобы получить разрешение не выходить на работу в первые и последние два праздничных дня на Песах и Суккос. Там все (ну, почти все) рестораны кошерны, и есть еще многое-многое другое, что помогает еврею быть евреем. За пределами Земли Израиля нужно быть настойчивым человеком с сильным характером и железной волей, для того, чтобы сохранить свое еврейство. Именно поэтому Моше не хотел, чтобы колена Гада и Реувена остались за границей.

Любавичский Ребе объясняет, что когда они пришли и сказали: «Мы же снарядимся немедля», — Моше увидел то, чего не замечал раньше. Он обнаружил, что перед ним стоят евреи, способные на самопожертвование, готовые первыми идти на линию огня. А ведь они не были обязаны делать это, а решили идти первыми добровольно. Из этого Моше увидел, что они смогут жить за пределами Святой земли, и согласился выполнить их просьбу. Он знал, что выстоять перед лицом всех испытаний, подстерегающих их в изгнании, смогут только те евреи, которые способны на самопожертвование ради других евреев.

Более того, мы знаем, что сам Моше не удостоился войти в Землю Израиля. Но почему же он не попросил, чтобы хотя бы его кости были перенесены на Святую землю, как попросили об этом наш праотец Яаков и праведник Йосеф, который сказал: «Вынесите кости мои из Египта»?

Услышав ответ сынов Гада, готовых пожертвовать собой ради других евреев, Моше сказал: «буду частью с вами…» — хочу быть вместе с вами, и это навсегда. Поэтому благословение, которое дает Моше сынам Гада, звучит так: «И высмотрел начало себе, ибо там удел законодателя сокрыт». Раши объясняет: «Ибо он знал, что там, в уделе Гада, находится участок поля с могилой законодателя, а это — Моше». О том же говорит Талмуд в трактате «Сота»: «Где похоронен Моше? В уделе Гада». Моше-рабейну хотел быть похороненным во владениях евреев, готовых на самопожертвование, главными среди которых были сыны Гада, а сыны Реувена шли за ними. В Писании на это указывает то, что сыны Гада упоминаются первыми, даже несмотря на то, что колено Реувена было самым многочисленным среди еврейских колен. В комментарии к сегодняшней недельной главе Раши так говорит о сынах Гада: «Были они могучи, ибо так сказано о Гаде: «и терзает мышцу и темя». Это значит, что одним ударом воины из колена Гада отсекали голову вместе с рукой (поднятой для зашиты головы)». Среди сынов Гада было много мужественных воинов, которым придавала храбрость их вера в Творца. Именно поэтому Моше выбрал удел этого колена для своей могилы.

…В 70-е годы прошлого века начался великий исход евреев из России. Преодолев «железный занавес», много хасидов из России удостоились, наконец, посетить Любавичского Ребе в Нью-Йорке. Они привезли с собой песню, в которой были такие слова: «И в воде мы не утонем, и в огне мы не сгорим». Ребе очень понравилась эта песня, в которой выражалась сила самоотверженности евреев из России. Он часто давал указание петь эту песню, и у него на фарбренгенах все пели ее с большой радостью и особым удовольствием.

У евреев, живущих в изгнании, есть два вида самопожертвования. Первый связан с огнем. Сколько их погибло и сгорело, освящая Имя Б-га, за всю трагическую историю еврейского народа: во времена инквизиции в Испании, в период сталинских репрессий в России, в годы Второй мировой войны и Катастрофы европейского еврейства. Очевидно, именно об этих евреях можно сказать словами песни «и в огне мы не сгорим». Сколько бы горя и боли не причиняли нам, мы всегда останемся верны Всевышнему и его Торе.

Но есть еще второй вид самопожертвования, связанный с водой. В книге «Тания» написано: «В воде расцветают всевозможные удовольствия». Вода символизирует свободный мир, красивую жизнь в стране счастья (в любом рекламном проспекте туристической фирмы вы найдете картинку морского побережья, как символ роскошной жизни и удовольствия). И сегодня на просторах стран СНГ мы сталкиваемся с совершенно иным испытанием, чем раньше. Никто не сжигает тебя, слава Б-гу, и не причиняет тебе боли. Никто не мешает тебе быть евреем и не преследует тебя за это. Но именно здесь нас подстерегает опасность утонуть в «водах» удовольствия этого мира, в желании быть «как все» и не выделяться теми особенностями, которые определяют тебя как еврея. Именно здесь мы подвергаемся испытанию, о котором Алтер Ребе говорит в начале своей книги «Шулхан орух ѓа-Рав»: «Не стесняйся перед теми, кто насмехается над тобой». Нужно иметь много сил, чтобы без стеснения везде демонстрировать свое еврейство.

Гордиться тем, что ты еврей, — это испытание не менее сложное, чем испытание огнем. Поэтому тем евреям, кто слаб характером и не имеет сил выдержать такое испытание, лучше жить в Стране Израиля, в ее теплой и дружественной для евреев атмосфере. Только самоотверженные евреи смогут выстоять в этом испытании. Они никогда не потеряют свое еврейство и поэтому им можно жить за пределами Земли обетованной.

Тут, наверно, необходимо отметить, что, может быть, одной из причин того, что все руководители Хабада выбрали место своего захоронения именно вне пределов Земли Израиля, являлось их желание быть вместе с евреями, способными на самопожертвование, теми, кто может жить вне Израиля. Только с ними просили руководители Хабада остаться навсегда. До прихода Мошиаха, да произойдет это вскорости, в наши дни, омейн!

Комментарии: Глава «Матойс»
Нет добавленных комментариев