Несколько недель назад, будучи в Израиле, я стал участником одного очень волнующего события. Это было на границе с Египтом, на военной базе «Шивта», где находится школа подготовки артиллеристов. Она затерялась среди гор, песков, пыли и палаток бедуинов — где-то на краю земли… Пока мы не подъехали близко и не увидели ее, трудно было поверить, что в этих местах живут люди, охраняющие границы Государства Израиль и безопасность его граждан.
На этой базе служат сотни солдат. Кроме казарм, там есть столовая, клуб и все, что им необходимо для службы и жизни. Конечно, есть там и красивая, большая синагога, в которой хранятся несколько Свитков Торы. Солдаты читают Тору во время молитв по понедельникам и четвергам, по Субботам и в дни праздников — как и евреи по всему миру. Довольно часто солдатам приходится покидать базу и отправляться на учения — иногда несколькими группами в разные места пустыни, на несколько дней или даже недель. Они берут с собой оружие и снаряжение, еду и питье, спальные мешки, молитвенники и тфилин и, разумеется, Свиток Торы, чтобы читать его в те дни, когда это положено. Поэтому трех Свитков, которые есть у них в синагоге, было явно недостаточно.
Об этом узнали несколько евреев, и они решили подарить этой военной базе Тору. Я участвовал в церемонии внесения Свитка Торы, который был пожертвован для поднятия души госпожи Люси Голан, матери нашего хорошего друга Маноаха Голана и бабушки Давида Голана (в память об этой праведной женщине написано уже несколько Свитков Торы, в том числе и находящиеся в нашей синагоге). Торжественное внесение Свитка стало большим праздником. В синагоге танцевали солдаты, благотворители и гости, в том числе и я. День был очень жарким, пот и пыль смешались со слезами радости, которые омывали наши лица. Все были очень растроганы в той мере, в какой только может радоваться подобным событиям еврейское сердце.
Одной из наиболее трогательных особенностей этого праздника было то, что мы танцевали все вместе — «религиозные» и «светские» (точнее, соблюдающие заповеди, и те, кто пока соблюдает их немного в меньшей степени), ашкеназы и сефарды, выходцы из Йемена и Эфиопии, новые репатрианты из стран СНГ и Аргентины вместе с израильтянами-старожилами. И даже — вы не поверите! — солдаты-друзы и бедуины танцевали с нами!!! Такое зрелище можно увидеть не каждый день!..
На этой неделе мы читаем в Торе главу «Койрах», где рассказывается история, имеющая похожее звучание. Тысячи лет тому назад в пустыне один важный и богатый еврей по имени Койрах, двоюродный брат Моше, собрал несколько евреев (среди них — известные склочники Датан и Авирам) и пришел с ними к Моше и Аѓарону с претензиями: «Вся община, все они святы, и среди них Г-сподь. Почему возноситесь вы над обществом Г-сподним?!» Раши в своем комментарии приводит и такие слова Койраха: «Не вы одни слышали на Синае: «Я Г-сподь, Б-г твой». Вся община слышала!» Почему же, спрашивает Койрах, Моше и Аѓарон, вы считаете себя выше других? Все евреи одинаково равны!
На первый взгляд, в словах Койраха и его сторонников нет ничего плохого: они говорят о всеобщем равенстве. Однако Моше сразу же пытается разубедить их: «Вас Б-г тоже выделил как левитов. У вас тоже есть особое положение среди народа Израиля. Вы не равны другим, ведь вы — левиты». Моше пытается убедить и Датана с Авирамом, но те даже не соглашаются поговорить с ним. И тогда происходит то, что не случалось никогда в истории: «И раскрыла земля уста свои, и сошли они… живыми в могилу». Страшное наказание!
Читая этот рассказ, мы вспоминаем, что прежде, когда еврейский народ грешил, будь то грех золотого тельца или грех разведчиков, Моше всегда защищал евреев перед лицом Всевышнего. Что же произошло на этот раз? Почему «ослабели руки его»? Как получилось, что Моше не попросил у Б-га для них снисхождения и прощения? Он не только не молился за них, но даже объявил, каково будет их наказание до того, как все произошло! Ни в одном месте в Торе мы не находим, чтобы Моше сам говорил людям об их наказании.
В чем же особенность всей этой истории? Когда Койрах пришел и заявил: «Почему возноситесь вы над обществом Г-сподним?», что он хотел сказать? А вот что: «Кто сделал тебя царем, Моше? Почему ты поставил брата своего Аѓарона первосвященником?» По сути дела, Койрах заявил, что Моше сам выдумал все, а не Всевышний приказал ему сделать так.
Вот ответ Моше-рабейну: «Премного для вас, сыны Леви». Раши поясняет его ответ: «Тяжкую, великую ответственность берете вы на себя, возмущаясь против Пресвятого, благословен Он». И продолжает Моше: «Потому ты и вся твоя община — собравшиеся против Г-спода! А Аѓарон — что он, чтобы вам поднимать на него ропот?»
Койрах оспаривает власть Моше: «Кто поставил тебя? Кто ты вообще такой? Кто сказал, что ты царь, а мы должны тебя слушать? Все одинаково равны! Каждый может делать то, что считает нужным!» Такое состояние неуправляемости пагубно для любого общества, потому что в ту минуту, когда царь или власть теряют свою легитимность, начинается хаос — как мы это видим сегодня в Газе или любом другом месте, где нет реального руководства. Недаром Мишна в трактате «Пиркей овойс» говорит: «Молись о благополучии власти — ведь если бы не страх перед ними, люди глотали бы друг друга живьем».
Любавичский Ребе объясняет, почему так важно молиться за благополучие власти: «Потому что, когда нет страха перед властью, создается положение, позволяющее людям «глотать друг друга живьем». Нет никакого закона и порядка, каждый делает, что ему вздумается. В таком положении спокойному изучению Торы мешает страх неизвестности перед тем, что может произойти в следующий момент. Когда же есть страх перед властью, государство пребывает в состоянии законного режима и устойчивого порядка. Даже если сама государственная власть осуществляется нежелательным образом… все равно, люди не делают, что им вздумается. И это рассеивает опасения человека за свою жизнь. Каждый шаг и вздох людей регулируется этим страхом наказания, который не позволяет людям «глотать друг друга живьем».
Ребе добавляет: «Имя тому, кто сказал все это — рабби Ханина, заместитель первосвященника. В этой же мишне приводятся слова рабби Ханины, сына Терадиона. Эти два мудреца времен Мишны (таноим) были из числа десяти замученных римскими властями (асоро ѓаругей малхус), рассказ о трагической судьбе которых мы читаем в одной из молитв Йом-Кипура. Оба они страдали от притеснений власти, которая относилась к ним с ужасающей жестокостью. Несмотря на это, они всячески подчеркивали в своих высказываниях необходимость молиться за благополучие власти, так как, «если бы не страх наказания, люди глотали бы друг друга живьем».
Вот, что мог, не дай Б-г, натворить Койрах своим выступлением против Моше. В такой ситуации не могла даже идти речь о каком-либо снисхождении. Крепкое, единое руководство — это очень важно для любого государства, для любого общества. А для еврейского народа последствия развала руководства могут быть наиболее губительны. Ведь если допустить, как считал Койрах, что Моше-рабейну делал все по своему усмотрению, а не по велению Всевышнего, то многое можно будет назвать просто выдумкой Моше. Может быть, накладывать тфилин придумал сам Моше?! А поститься в Йом-Кипур — может, это тоже его идея?! Может, и Сотворение мира его изобретение? Дальше — больше… И воцарится хаос!
Если, не дай Б-г, мы можем допустить мысль о том, что есть вещи, которые Моше делал не по приказу Всевышнего, то, по сути дела, развалятся все основы иудаизма! Ведь еврейская вера основана на том, что, стоя у горы Синай, все слышали, как Б-г говорил с Моше! Рамбам так пишет об этом в «Законах основ Торы»: «И во что поверили во время дарования Торы — в то, что видели наши, а не чьи-то глаза, что слышали наши, а не чьи-то уши: огонь, гром и молнии. И он (Моше) подошел к туману, и Голос говорил к нему, а мы слышали: «Моше, пойди и скажи им так-то и так-то». Поэтому мы верим: все, что говорит Моше, — истинная правда». Но если так, то когда кто-либо пытается подорвать доверие к Моше, подвергая сомнению его решения и указания, то это может привести к развалу всей системы иудаизма. Это во что бы то ни стало необходимо уничтожить, не оставив даже воспоминания. Ведь Моше сказал: «Посему узнаете, что Г-сподь послал меня совершить все эти деяния, но не по моему разумению».
Интересно, что с тех пор, сколько бы не возникало и не исчезало различных движений и направлений в еврейском народе (вроде саддукеев и караимов, которые выступали против Устной Торы), никто и никогда больше не подвергал сомнению право Моше на руководство и истинность того, что написано в Письменной Торе!
И в нашем поколении существуют в еврейском народе много разных течений, которые переходят из одной крайности в другую. Но есть одна вещь, с которой все согласны и которая объединяет всех, — это Книга Торы. В любой синагоге, не важно, какого течения, есть Свиток Торы. И в нем написано то же, что и в таком же свитке в Йемене, в США и даже в Израиле! И каждый мальчик на своей бар-мицве читает тот же текст Торы, и все произносят одно и то же благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, дающий Тору!». И никто не сопротивляется этой данности.
Более того, не только евреи, но и представители других религий (более миллиарда христиан и миллиард мусульман) согласны с тем, что Танах — это истинная правда. Они тоже провозглашают, что «Моше — истина, и Тора его — истина»!
Какое же указание мы получаем для себя? Через несколько дней мы будем отмечать третье тамуза — день ухода из этого мира Любавичского Ребе Менахем-Мендела Шнеерсона, выдающегося руководителя еврейского народа, главы нашего поколения. Ребе много раз призывал, чтобы в каждом еврейском доме были еврейские книги, чтобы был «дом, полный книг». Так давайте пообещаем, что в каждом нашем доме будет хотя бы Тора, основная книга иудаизма. Ведь когда дома у еврея есть эти книги, он как бы говорит своим детям, что они (эти книги) очень дороги ему, что он верит в это (что уже само по себе очень важно). И несомненно, что если в доме стоит такая книга, то найдется кто-нибудь, кто когда-нибудь ее откроет и прочитает. Это и станет нашей наградой!