Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Глава «Шлах»

Суббота, 19. Июль, 2008 - 5:21

Мне вспоминается один случай из моего детства. Однажды в пятницу, в самый разгар приготовлений к Субботе, когда каждый член семьи был занят своей частью работы, мама попросила меня накрыть стол для трапезы, которая будет вечером, после нашего возвращения из синагоги. Не помню (а может, мне просто не хочется вспоминать об этом), кто — я или мой брат — начал первым, но быстро разгоревшаяся между нами ссора закончилась тем, что я бросил в него кухонное полотенце. Так как я никогда не был хорошим игроком в баскетбол, полотенце полетело не в брата, а на накрытый мною стол. Оно попало в хрустальный графин, из которого мой отец, да будет благословенна его память, наливал вино для Кидуша. Графин упал на пол и разбился вдребезги, вино залило все вокруг. Начался большой переполох, а мой брат был очень рад (уж и не помню почему). Я же не знал, что мне делать. Мама была очень недовольна тем, что произошло. Я должен был срочно придумать какие-то объяснения еще до того, как буду наказан. «Я собирался… я хотел…» — лепетал я, пробуя объяснить свои хорошие намерения, ставшие причиной происшедшего. И тогда мама сказала мне фразу, которую я помню до сих пор: «Авреми, — сказала она. — Дорога в ад устлана благими намерениями, но они остаются на обочине, а люди, которые излагали их, находятся в аду…»

Я вспомнил эту историю, когда в сегодняшней недельной главе прочитал рассказ о разведчиках.

Очень часто случается так, что, услышав какой-нибудь рассказ из уст одного человека, мы через несколько дней слышим его от другого — и с удивлением обнаруживаем, что это уже совершенно другая история. Первый не лгал, но он опустил некоторые важные детали, которые освещали события и их последствия абсолютно в другом свете.
 

В Торе мы сталкиваемся с подобным явлением. Мы знаем, что есть пять книг Священного писания. Однако существует отличие между четырьмя первыми книгами и пятой книгой — Дворим. В первых книгах повествование ведется от третьего лица: «И говорит Всевышний Моше…» То, что делали сыны Израиля, и все остальное описано так, как оно происходило. Моше не является повествователем. В Книге Дворим, напротив, пишется: «Моше сказал…» — эта книга была рассказана самим Моше за пять недель до его смерти. В ней Моше повествует о произошедших событиях так, как он их воспринимал. И если в первых четырех книгах мы читаем «официальную» версию событий, то в пятой мы видим эти события глазами самого Моше. И каждая история приобретает глубину и несколько иной смысл.

Мы заметим это и в сегодняшней недельной главе, из которой узнаем о том, что произошло с разведчиками. Вначале мы просто читаем: «И сказал Б-г Моше: «Пошли от себя разведчиков!» Дальше написано: «…и послал их Моше высмотреть землю Кнаан». И только потом, когда они вернулись с плохими новостями и сообщили, что не стоит входить в страну, мы обнаруживаем, что все в этой истории перепуталось. Б-г рассердился на них и наказал их: «…ваши же трупы падут в пустыне этой». В начале, когда собирались посылать разведчиков, все происходило в хорошей, благоприятной атмосфере: «Все люди эти — главы сынов Израиля они…» Раши добавляет: «В то время все они были праведниками». Такова «официальная» версия.

В Книге Дворим мы слышим рассказ о произошедшем из уст Моше, и тут мы обнаруживаем нечто новое, чего не было в нашей недельной главе. Когда Моше вновь рассказывает историю о разведчиках, он добавляет в начале рассказа очень важную деталь: «Но подошли ко мне все вы и сказали: «Пошлем людей перед собой, чтобы разведали они нам страну и рассказали нам…»

На самом деле эти слова открывают нам, что идея послать разведчиков не исходила ни от Всевышнего, ни от самого Моше. Это была инициатива народа. Раши проясняет, что сама идея не нравилась ни Б-гу, ни Моше. Однако в силу того, что сыны Израиля выразили ее, Всевышний и Моше не отклонили эту идею. Моше, обладавший особым чутьем руководителя народа, чувствовал, что это ни к чему хорошему не приведет. Мы обнаруживаем, что Моше молится за Йеѓошуа, чтобы Б-г охранил его от следования дурным путем остальных разведчиков. Хоть бы он, Йеѓошуа, не потерпел неудачу!

Встает вопрос: откуда Моше знал, что из истории с разведчиками не выйдет ничего хорошего? Очевидно, что послать разведчиков перед тем, как войти в страну, было наиболее правильным и ответственным действием. Более того, мы видим, что сам Моше вел себя так, когда посылал разведчиков в конце сорокового года странствий по пустыне: «И послал Моше разведать Йаэзер…» Нечто подобное мы читаем и вЃафторе, когда Йеѓошуа послал разведчиков перед завоеванием Иерихона. И если это так, то что плохого в просьбе сынов Израиля послать разведчиков?

В Ѓафторе главы «Койрах» мы читаем подобный рассказ о еврейском народе в период пророка Шмуэля. Речь идет о конце эпохи Судей, когда народ Израиля обратился к пророку Шмуэлю с просьбой поставить над ними царя. Тот принял это как личную обиду, и сказал тогда ему Всевышний: «Не тебя отвергли они, а Меня отвергли!» Не успокоился пророк до тех пор, пока не совершил чудо: прогремел гром и пошел дождь летом, чтобы доказать, что народ идет против воли Всевышнего. И сказал Шмуэль: «Узнаете и увидите, что велико зло ваше, которое вы сделали пред очами Г-спода, испросив себе царя».

И это не совсем понятно, так как в Торе есть заповедь: «Поставь над собою царя». Рамбам в начале «Законов царей» пишет об этой заповеди, что когда мы мечтаем о приходе Мошиаха, мы ждем, что произойдут три события:

1. Строительство Храма.

2. Полное уничтожение Амолека.

3. Торжество царства Давида.

При этом воцарение потомка дома Давида — первое, что должно произойти.

Но если так, то почему рассердился Шмуэль на сынов Израиля, которые всего лишь хотели исполнить заповедь Торы?! Чем вызван был этот гнев?

Объяснение этому очень простое: Еврей должен хотеть, чтобы Всевышний был его царем. Как сказал им Шмуэль: «Г-сподь, Б-г ваш, — царь ваш!» Есть у вас Царь, зачем вам нужен другой царь? Когда Всевышний заповедует сынам Израиля поставить над ними царя, они должны кричать, что не заинтересованы в царе, так как хотят, чтобы Всевышний был их царем. И просьба поставить царя не была продиктована намерением выполнить заповедь, а, как пишет Рамбам, «отвратились они от пророка Шмуэля, но сказано было Б-гом: «Не тебя отвергли они, а Меня отвергли!»

И то же самое произошло с евреями в истории с разведчиками. После стольких чудес, которые увидели они в Египте и в пустыне, обязаны они были положиться на Б-га и Моше и быть абсолютно уверены в том, что он приведет их в Землю Израиля. И даже если бы сам Моше пришел и сказал им: «Давайте пошлем людей перед нами, чтобы разведали они землю», сыны Израиля должны были закричать так, как кричал потом Калев: «Разве только это сделал нам сын Амрама? Ведь он разверз для нас море, и дал нам ман, и послал нам перепелов!..» Вот ответ, который Б-г и Моше ожидали получить от народа Израиля. Но если сам народ предложил послать разведчиков, то Моше понял, что нет у народа необходимой уверенности, чтобы удостоиться чудес Б-жьих. Моше уже заранее знал, что у них совершенно другие намерения, чем кажется на первый взгляд. Вот почему он понимал, что из этого не выйдет ничего хорошего для сынов Израиля, и молился за Йеѓошуа.

Вот причина того, почему все это не упоминается в «официальном» рассказе о разведчиках. Ведь объективно в послании разведчиков все было правильно, и только когда они вернулись с плохими вестями, они получили за это наказание. На самом же деле идея послать разведчиков в Святую землю была сама по себе изначально ущербна.

Какой вывод мы можем сделать из этого? Когда еврей хочет исполнить заповедь, не надо проверять и выпытывать, какие намерения привели его к этому. Надо поощрять его, даже если намерения его не совсем чисты. Например, если кто-то хочет датьцдоку, пусть дает, даже если истинная причина в том, что он стремится к уважению, или в чем-нибудь другом.

Однако это не относится к случаям, когда речь идет о заповедях, которые касаются других людей, и мы можем причинить им страдания. То есть, если есть какие-то скрытые плохие намерения, а внешне мы пытаемся показать, будто действуем только в силу важных интересов. И тут мы должны спросить себя, что движет нами — желание выполнить заповедь или стремление к личной выгоде? Тогда стоит обратиться к помощи объективного судьи, который решит, нужно ли и правильно ли это делать. Ведь никому не хочется, чтобы в самом конце наши хорошие намерения остались на обочине дороги, ведущей в ад…

Комментарии: Глава «Шлах»
Нет добавленных комментариев