На днях один из членов нашей общины, который в повседневной жизни занимается компьютерами, рассказывал мне о своей поездке с группой коллег в один из городов Украины. «Во время пребывания в городе, — рассказал он, — наша группа пошла обедать, и я отправился со всеми. Вдруг в центре города я увидел ресторан с вывеской на иврите. Я был уверен, что это кошерный ресторан, и сразу же остановился. Я подумал, что, наконец-то, смогу поесть чего-нибудь вкусного и сытного, кроме овощей и фруктов, которым питался вот уже несколько дней. Вся группа продолжила свой путь в «Макдональдс», как было договорено, а я вошел в ресторан. Когда подали еду, у меня потемнело в глазах — я сразу же понял, что, хотя ресторан и носит еврейское название, он совершенно некошерный! Тогда я спросил у официантки, знает ли она, где находится синагога (в надежде, что может быть там я смогу поесть что-нибудь вкусное и горячее, и таким образом утолить голод). В ответ официантка спросила меня: «А что такое синагога?»
Слушая этот рассказ, я вспомнил старый еврейский анекдот о еврее, который зашел поесть в ресторан и спросил хозяина: «Скажите, ваш ресторан кошерный?» Хозяин возмутился: «Как вам не стыдно задавать мне такой вопрос?! Разве вы не видите, чьи фотографии висят на стенах? Любавичский Ребе, рав Кадури, праведник Баба Сали! Конечно, здесь все кошерно!» На это посетитель ресторана отвечал: «Если бы ваша фотография висела на стене, а эти люди подавали еду, то я бы не сомневался ни секунды. Но так как все наоборот, то покажите-ка мне свидетельство кашрута!»
На этой неделе мы читаем третью главу из Книги Ваикро, «Шмини», первая часть которой занимается событиями, произошедшими на 8-й день после установления Мишкана. Вначале события развиваются в соответствии с приказами Моше. Аѓарон и его сыновья приносят особые жертвы, выходят благословить народ, и Всевышний является евреям. Но неожиданно два старших сына Аѓарона, Надав и Авиѓу, отступают от приказа, входят в Шатер откровения, чтобы воскурить там благовония, хотя они не получили на это приказ. С Небес сходит огонь и убивает их. Аѓарон и двое его оставшихся сыновей получают особые приказы, как им вести себя в такой ситуации — им запрещено соблюдать обычаи траура. День продолжается по расписанию, но опять возникает недопонимание между Моше и Аѓароном с сыновьями по поводу употребления в пищу грехоочистительной жертвы…
Во второй части главы даются законы о запрещенных видах пищи. Подробно перечисляются животные, рыбы, птицы и гады, запрещенные в еду. Также дается краткое перечисление законов ритуальной чистоты и нечистоты.
У всех комментаторов Торы возникает вопрос: почему есть животные, которые запрещены в пищу? Почему Тора одних животных разрешила, а других запретила. Чем корова лучше коня?
Рамбам находит причину запрета в медицине. Все, что запретила нам Тора, наносит вред, а мясо разрешенных в пищу животных организму не повредит. Тем же путем идет Рашбам: «Все животные, птицы и т. п., которых запретил Всевышний, евреям противны, они наносят вред телесному здоровью». Другими словами, Всевышний, просто по Своей доброте, решил уберечь наше здоровье, сообщив, что полезно, а что нет. Есть много людей, которые придерживаются мнения упомянутых мудрецов. Они говорят, что смешивать мясное и молочное неполезно, поэтому это запрещено. Есть даже те, кто идет еще дальше и утверждает, что некошерная пища является причиной всех болезней.
Но на самом деле нельзя сказать, что полезность кошерной пищи это единственная причина соблюдения кашрута. Во-первых, очень трудно доказать, что кошерная еда более здоровая, чем некошрная. Разве форшмак или чолнт — это полезная еда?! Разве это то, что посоветует вам врач? Однажды кто-то сказал мне в шутку, что самое лучшее доказательство того, что в грядущие дни произойдет воскрешение мертвых, — это то, что в Субботу едят чолнт, идут спать, а утром встают живые! Так как эта еда — очень тяжелая для желудка.
Во-вторых, есть много способов взять не очень здоровую еду и практически полностью нейтрализовать ее вредное воздействие на организм. Особенно в наше время, с использованием новейших технологий. Возьмите, например, детские молочные смеси, из которых извлекают все вредные вещества, вызывающие аллергию, так что любой ребенок с первого дня своей жизни может питаться таким молоком, не опасаясь проблем пищеварения. Поэтому находятся те, кто утверждает, что пищевые запреты Торы были необходимы только в древние времена, а сейчас они «устарели» и потому излишни.
В-третьих, разве Тора это медицинская книга, предписывающая нам, что способствует нашему здоровью, а что нет?! Для этого в Торе есть указание: «И очень берегите свои души». Человек должен заботиться о своем здоровье, и каждый должен сам понять, что пойдет на благо его здоровью, а что повредит. Сама же Тора не предназначена для того, чтобы указывать, что полезно, а что вредно человеку есть. Ведь не сказано в ней: «Все виды мяса, птицы и рыбы можно есть только после консультации с врачом-специалистом». Более того, существует множество видов растений, вредных для человеческого организма, которые вообще нельзя употреблять в пищу, но Тора ни словом, ни полсловом не упоминает о них. Не будем уже говорить о том, что в тексте Торы явно не высказан запрет на курение этих растений… Есть только предписание: «Очень берегите свои души».
В-четвертых, скажите мне, кто выглядит более здоровым — евреи, которые едят кошерную пищу, или неевреи, которые едят все, что хотят. Есть масса евреев, которые с трудом двигаются, имеют проблемы со спиной или с животом, нуждаются в массаже и все свои деньги тратят на врачей и лечение. А рядом — неевреи, здоровые и крепкие, как дубы, улыбаются и отлично выглядят, и им не нужны ни врачи, ни лекарства…
По этим и другим причинам многие комментаторы не принимают объяснение полезности для здоровья кошерной пищи. Они утверждают, что причиной, по которой надо есть кошерную пищу, является забота не о здоровье тела, а о здоровье души.
Рамбан пишет: «Главный признак некошерности птиц — это хищность». Есть похожая по смыслу французская поговорка: «Человек есть то, что он ест». Это означает, что еда влияет и на черты человека, и поэтому если он ест мясо хищного животного или птицы, то он теряет часть своей способности жалеть и уже не очень-то чувствует страдания ближних. Пища меняет его. И поэтому Тора предписывает еврею есть мясо только тех животных, которые питаются растительной пищей, и запрещает употреблять в пищу мясо хищников, пожирающих других животных.
Однако все предложенные объяснения не отвечают на довольно сложный вопрос. Если кошерная еда полезна для души (или — по мнению других комментаторов — для тела), а запрещенная пища приносит вред телу (или душе), то почему Тора заповедует кашрут только евреям? Неужели Всевышний не любит все другие народы?! Разве не написано о Нем в Торе: «И милостив ко всем Своим созданиям»? Поэтому, дав сыновьям Нояха семь заповедей, среди которых есть и запрет употреблять в пищу мясо, отрезанное от живого существа, Всевышний мог бы запретить людям и другие виды еды, чтобы они не были жестокими.
…Самый первый запрет, который появился в этом мире, был связан с едой. Сразу же, как только были созданы Адам и Хава, Всевышний приказал им: «От всех деревьев сада ешьте, а от древа познания добра и зла не ешьте!».
Говорит по этому поводу «Мидраш Танхума» интересную вещь: «Сказал рабби Менахем бен Яир: «Это дерево, пока от него не поел первый человек, не имело названия, но когда поел и нарушил приказ, получило название «древо познания добра и зла» в соответствии с тем, что произошло. А почему именно «древо познания добра и зла»? Потому, что когда поел, познал зло. Ведь пока не нарушил заповедь Всевышнего, не был приговорен к тяжелому труду, холоду, жаре, боли и т. д. Но как только нарушил, тут же все это началось… А почему приказал ему Всевышний кушать плоды всех деревьев, кроме этого? Чтобы, видя его постоянно, вспоминал Творца и знал, что ярмо Его на нем, и не был высокомерным».
Получается, что это дерево было как любое другое, не обладало никакими особыми качествами или магическими силами. Да и после греха дерево осталось таким же. Изменился только человек — перед тем, как съесть плод этого древа, он был абсолютным праведником, а после — распробовал вкус греха.
Та же самая ситуация и со всеми другими запрещенными видами еды. Необязательно, что они вредны для здоровья человека, но важно, что они напоминают ему о Творце и о ярме Его, которое на человеке, чтобы знал он всегда, что у мира есть Хозяин. То есть, каждый раз, когда человек ест, он вспоминает о Б-ге.
По-хасидски это называется искафья («подчинение») и работает не только с некошерной едой. Например, человек видит вкусную кошерную еду, скажем, мороженое, но при этом хорошо знает, что эта еда не нужна ему для подкрепления сил, а это просто вожделение. Тогда его машпия (наставник) напомнит ему, что надо делатьискафью, то есть — что он должен победить свое желание и отказаться от мороженого.
Но если вся цель этих запретов заключается в том, чтобы победить злое начало, почему Тора начинает именно с еды, почему Всевышний запрещает Адаму кушать от древа познания, а не прикоснуться к нему, например? Это можно объяснить тем, что от всех остальных соблазнов можно воздержаться — как бы убежать от опасности. Так, человек, который любит красивую одежду и дома, может поселиться в таком месте, где нет погони за этими вещами, — в лесу, в пещере. Или человек, который любит деньги, может поселиться в кибуце, где вся собственность — общая, и тогда нет необходимости ему каждый день преодолевать себя. И так далее. Но от еды человек не может убежать. С момента рождения и до самой смерти он нуждается в еде. И поэтому, с одной стороны, он должен кушать каждый день, а с другой — это очень крепкое желание. Так что испытание едой — ежедневное и постоянное. Поэтому оно выбрано быть примером для всех остальных желаний.
…Куда бы человек ни ехал, он интересуется, есть ли там хорошие рестораны, и в зависимости от этого определяет, достойно ли это место его посещения… А когда вечеринка считается удачной? Ответ прост — когда еда была вкусной… А когда люди направляют тебя куда-то, то говорят: это находится рядом с таким-то рестораном… Все хорошо знают, где находится ресторан. Потому что еда — это необходимость, а с другой стороны — самое крепкое желание. Поэтому именно ее избрал Всевышний, чтобы научить человека властвовать над собой. Если он справиться с этим желанием, ему будет легче справиться с другими.