Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Глава «Ваикро»

Четверг, 13. Март, 2008 - 5:59

Однажды в Субботу, во время перерыва между молитвами Минха и Маарив, часть прихожан собрались в трапезной и пели хасидские нигуны, другие сидели в большом зале и говорили слова Торы, некоторые сидели сами по себе и читали священные книги. Женщины читали «Теѓилим». Старшие дети сидели на балконе и слушали урок по недельной главе Торы, а младшие сидели на ступеньках перед арон-койдешем. Они играли в интересную игру: «Кем я хочу стать, когда вырасту». Один сказал: «Я буду большим раввином». Другой сказал: «Я буду директором школы». Третий собрался быть летчиком. И так каждый ребенок рассказывал о своей мечте. Один из детей сказал: «Я буду… Соломоном!»

Эти слова требуют объяснения. В нашей синагоге, как и во многих других синагогах в мире, есть человек, в обязанности которого входит объявлять, на какой странице Сидура находится ведущий молитву, начало каждого отрывка молитвы и чтения Торы, какуюЃафтору читают в Субботу и много других объявлений. Благодаря этому человеку, каждый пришедший в синагогу в Субботу в первый раз, всегда почувствует себя причастным и сразу же сможет влиться в процесс молитвы. Он никогда не будет чувствовать себя чужим и не понимающим, что же происходит. Наш Соломон, профессионал и умница, пошел дальше обычных объявлений и выполняет свою работу так, что не только молящиеся очень ценят его и выражают ему свою благодарность, но и дети абсолютно уверены, что «Соломон» — это профессия, а не только славное еврейское имя…

Среди всех объявлений, которые делает Соломон, он обязательно сообщает общине о времени следующей молитвы. Каждый день после молитвы Шахарис он сообщает: «Молитва Минха состоится…»

У евреев есть три молитвы в течение дня: ШахарисМинха и Маарив. Название «Шахарис» происходит от слова шахар, утро, «Маарив» — от слова эрев, вечер. А что означает слово минха? В нем не видно связи со временем молитвы, которая читается после полудня. Казалось бы, логика подсказывает, что эту молитву надо было назвать «Послеполуденной». Каково же происхождение слова минха?

Рабби Давид Абудраѓам, известный комментатор Торы, живший в Севилье, написал в 1340 году книгу «Толкование благословений и молитв». В этой книге он привел интересное объяснение: Минха — от слова менуха, покой. Как будто бы день подходит к концу, и начинается отдых. Это объяснение основывается на словах из Торы в главе «Брейшис» (3: 8): «Ле-руах ѓа-йом» («В сторону дня»). Онкелос перевел эти слова на арамейский как «ле-манах йома» — «к отдохновению дня», то есть, «когда день заканчивается».

В сегодняшней недельной главе «Ваикро» мы читаем о жертвоприношениях в Храме. В начале главы подробно описываются все виды жертв, которые добровольно может принести человек. Первая жертва, которую может человек добровольно принести, — это бык. Это самая дорогая из жертв. Есть более дешевый вариант — ягненок или овца, что тоже считается значительной жертвой. Затем Тора сообщает, что можно принести в жертву птицу (это могут быть горлицы или голубки). Речь идет о еврее, у которого нет денег на быка, ягненка или овцу, но он хочет принести пожертвование в Храм.

Раши пишет в своем комментарии к главе «Ваикро»: «О всесожжении из птиц сказано: «благоухание, приятное Г-споду», и также о приношении из скота сказано: «благоухание, приятное Г-споду», тем самым говоря тебе: много ли принес богатый, мало ли принес бедный — пред Г-сподом это одинаково, лишь бы человек устремил сердце свое к небесам». То есть, со стороны удовольствия, которое доставляют евреи Б-гу, нет разницы между богатым и не очень богатым, главное — это намерение.

После этого Тора говорит о жертве бедняка, того, у кого нет денег даже на то, чтобы принести в жертву птицу, но он все равно хочет каким-то образом выразить свою любовь к Б-гу. Тогда Тора говорит: «Принеси немного муки, масло и левону» (ароматное растение). Эту жертву называют особым именем минха, что означает «подарок». Б-г принимает и ценит это даже больше, чем пожертвование богача. «Пусть человек пожертвует…» — говорит Тора о жертве богача. Когда же речь идет о жертве бедняка, минха, написано: «И душу пусть пожертвует в минха».

Раши так объясняет эти слова: «Душа» сказано только применительно к хлебному приношению. Кто обычно доставляет в качестве доброхотной жертвы хлебное приношение? Неимущий. Сказал Святой, благословен Он: Я зачту это ему, как если бы он принес в жертву свою душу». Комментируя, почему это называется, «как будто жертвует душу свою», мидраш говорит: «Знай, что после того, как смолол он те несколько зерен, что были в его доме, и сделал муку, и принес в жертву, у него не осталось ничего». Таким образом, мидраш подчеркивает, что минха представляет собой то, что самому человеку жизненно необходимо. Это не часть каких-то излишков, а минимум для поддержания его существования, для «жизни души». Человек, находится в очень затруднительном положении, у него нет ничего, ему нечего есть. Но, несмотря ни на что, он приносит жертву Б-гу. Такая жертва особенно ценится Всевышним.

…Мидраш рассказывает удивительную историю про женщину, которая принесла в Храм горсточку муки, и коѓен насмехался над ней, говоря: «Смотрите, что она принесла! Что здесь кушать? Разве это жертва?!» Во сне явился ему Всевышний и сказал: «Не пренебрегай ею! Как будто себя принесла!»

Рассмотрим с этой позиции и три ежедневные молитвы. Еврей встает утром молиться Шахарис. Это очень хорошо и красиво, но в этом нет большой жертвы. Конечно, он надевает талес и тфилин, и молитва его продолжительна. Но все же это в начале дня, всегда в одно и то же время, еще до того, как телефоны начинают звонить, когда ни один из его работников не пришел на работу. У него даже голова не болит, его разум свободен для молитвы, и он совершает это без большого самопожертвования. Так же и вечерняя молитва в конце дня. Еврей приходит домой после рабочего дня, выпивает чашечку чего-либо и успокаивается. После этого он снова в состоянии сосредоточиться и помолиться. А вот в середине дня, остановить всё — дела, встречи, решения — и помолиться Минху!.. Это ежедневное и очень трудное испытание. Особенно в короткие зимние дни. В середине совещания или важной беседы, когда, наконец, получилось собрать всех на определенное время или надо завершить сделку, и тут нужно прерваться на Минху. И еврей обращает внимание, что если сейчас он не помолится, то упустит время. Он должен найти в себе силы оставить все и помолиться. Это очень тяжелое испытание. В самый напряженный момент обратиться к Б-гу и тем самым признать, что все зависит от Него — в этом особенность Минхи. Она короче вечерней молитвы и, тем более, утренней. Она как жертвоприношение бедняка — немножко муки, принесенной в подарок Б-гу, но это самая дорогая для Него молитва. Это очень важный подарок для Б-га — ведь человек отдает себя, свою душу. Поэтому сказали мудрецы, благословенна память их, в трактате «Брохойс» (6б): «Всегда человек пусть будет осторожен с молитвой Минха». А «Тур» так написал о важности этой молитвы: «Поскольку она в середине дня, когда человек занят делами и должен отвлечься от них и помолиться, поэтому награда за нее велика. Именно поэтому в молитве Минхаответил Всевышний пророку Элияѓу».

До сих пор я нахожусь под сильным впечатлением от встречи, состоявшейся у меня в Одессе несколько месяцев тому назад. Был зимний день, молитва Минха была рано, в три часа дня. Сразу после нее, когда солнце еще не зашло, я поехал на встречу с двумя евреями. В ней также принимали участие несколько важных людей города (неевреи), двое из них были из руководства судебной системы, еще два бизнесмена и адвокат. Гостям подали легкие напитки, и началось серьезное обсуждение темы, из-за которой все собрались. Через пять минут после начала обсуждения один из евреев спросил меня: «Ребе, когда заход солнца?» Я взглянул на часы и ответил: «Через 7 минут». Я помню его глаза! Он посмотрел на меня, на своего компаньона, еще раз на меня и объявил с еврейской гордостью: «Перерыв!» Наступила абсолютная тишина. Адвокат сказал: «Но мы еще даже не начали!» — «А мы уже делаем перерыв! У нас есть серьезная беседа с кем-то другим!» — сказал еврей. В комнате не было секретаря, телефон не звонил, никто не сообщал о беседе с кем-либо другим. Два еврея встали и сказали: «Нас ждет Тот, Кто выше!» Я помню, как распрямилась моя спина, и я с гордостью объяснил оставшимся в кабинете, что эти два еврея пошли молиться молитву Минха. Трудно описать каким почетом и уважением они были встречены после разговора с Ним! Вся встреча приняла другой оборот, и ее результаты были соответствующими…

В одном из своих писем шестой Любавичский Ребе рабби Йосеф-Ицхок Шнеерсон объясняет, что в жизни человека есть три периода, которые подобны трем ежедневным молитвам. Первый период — детство. Ребенок идет в хедер. Это не его выбор — его отправили туда родители. Его задача в жизни: встать утром, пойти в школу — это подобно молитве в начале дня. Третий период в жизни — старость. Человек уже в пенсионном возрасте. То, что он каждый день ходит в синагогу, — это очень хорошо, это, конечно, жертва, но не очень большая. Ведь он не должен растить детей, не должен идти на работу каждый день. В принципе, у него есть время делать это не за счет других вещей. Поэтому для него это не большое самопожертвование, как вечерняя молитва в конце дня. Но еврей тридцати-сорока лет, в лучшие свои годы, когда он растит детей и строит бизнес, — у него есть тысяча и одно дело, и все равно он отрывается от них, приходит на уроки Торы, на молитву в синагогу, занимается делами общины — вот это называется «душу свою принес». Это и есть Минха — самый настоящий подарок Б-гу.

Недавно я читал об одном бизнесмене-хасиде, начавшем зарабатывать большие деньги. После очень удачного года жена напомнила ему, что пришло время дать десятину, маасер — 10% от годовых доходов. Но он сказал, что даст десятину только от потраченного за год, а остальное пустит в оборот, и тогда он не обязан давать с него десятину. А когда он заработает как можно больше денег, тогда он даст и намного больше цдоки. Так и не придя к единому решению, они обратились с вопросом к известному филантропу Леви Леваеву, который жертвует десятки миллионов долларов ежегодно. Тот ответил им, что у него есть железное правило: «Тот, кто не даетцдоку, когда у него нет, тот и не даст, когда у него будет». Потому что тот, кто не понимает значения минхи — жертвы бедняка, — тот никогда не принесет жертвы богача, быка. Всевышний хочет, чтобы еврей даже в стесненных обстоятельствах давал цдоку (деньгами или временем, или и тем, и другим вместе) и исполнял заповедь. Ибо сказано: «Принеси Мне душу!» И более того — тому, кто дает цдоку, будучи бедным, Б-г помогает стать богатым, чтобы он смог даватьцдоку.

Комментарии: Глава «Ваикро»
Нет добавленных комментариев