Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Глава «Бой»

Пятница, 11. Январь, 2008 - 6:37

Еще несколько лет назад на Украине не так часто можно было встретить еврея с кипой на голове. Я много беседовал на эту тему с различными людьми и говорил не только о законе носить кипу, но также о важности демонстрации еврейства человеком, идущем в кипе. Демонстрации по отношению к семье, детям, улице и, что не менее важно, — по отношению к самому себе. Человек с кипой на голове должен вести себя соответствующе, он не может себе позволить многих вещей и невольно старается прилагать больше усилий для выражения своей еврейской идентификации. Не говоря уже о том положительном примере, который он показывает окружающим.

Именно об этом говорится в нашей недельной главе «Бой». В ночь десятой казни египетской Всевышний просит евреев помазать косяки их дверей кровью ягнят, чтобы ангел, идущий по Египту убивать первенцев, миновал еврейские дома. Почему Всевышнему было важно, чтобы евреи мазали кровью косяки дверей? Ведь для Него нет ничего тайного! Зачем же Ему знак, указывающий на дом еврея? Почему недостаточно было зарезать ягненка — идола египтян, но надо было окрасить его кровью дверные проемы?!

Читая в мидрашах о выходе евреев из Египта, мы встречаем явное противоречие. В одном месте говорится, что евреи вышли в заслугу трех вещей: «За то, что они не поменяли своих имен, языка и одежды». То есть у них были те же имена, с которыми они пришли Египет, и они продолжали называть детей своих этими именами. Как говорит мидраш: «Реувен и Шимон спустились в Египет, Реувен и Шимон поднялись из Египта». Они также продолжали говорить налошон койдеш (святом языке), а по их одежде всегда можно было определить, что это идет еврей.

Любавичский Ребе отмечает, что эта похвала евреям (упоминание о трех их заслугах) противоречит, кажется, тому, что рассказывается в других мидрашах, из которых видно, что еврейский народ находился в не очень хорошем духовном состоянии. Возьмем, например, стих Торы: «И да будет он [пасхальный ягненок] храним вами…» (Шмойс, 12: 6). Раши комментирует его так: «Всевышний сказал: «Пришла пора исполнить клятву, которую Я дал Авраѓаму, что избавлю его сыновей». Но у них не было заповедей, которые бы они исполняли, чтобы им удостоиться избавления… и Он дал им две заповеди: кровь пасхальной жертвы и кровь обрезания. А потому, что они погрязли в идолопоклонстве, Он сказал им: «Отведите и возьмите себе…» (Шмойс, 12: 21) — отведите ваши руки от идолопоклонства и возьмите агнцев для исполнения заповеди».

Из сказанного Раши и другими комментаторами видно, что еврейский народ в Египте был весьма далек от выполнения заповедей. Даже заповедь обрезания они не выполняли (кроме колена Леви) после смерти последнего из сыновей Яакова. И, как это бывает всегда, евреи начали ассимилироваться. Вели себя как египтяне, даже поклонялись тем же идолам, так что Сатан, обвиняя евреев перед Б-гом, сказал: «Эти служат идолам и эти служат идолам. Так почему же Ты хочешь спасти евреев, а египтян убить?!» Более того, среди евреев были и те, кто не верил в освобождение, не хотел выходить из Египта. Раши, комментируя девятую казнь, говорит: «И была тьма со мглою… А почему Он навел на них мрак? Потому что в том поколении среди сынов Израиля были нечестивые люди, не желавшие уходить из Египта. Все они умерли в течение трех дней мрака, чтобы египтяне не видели их гибели и не сказали бы: «Они тоже подвергнуты каре, как и мы».

Объясняется в хасидизме, что евреи опустились на 49-й уровень нечистоты — почти на самый-самый низкий уровень. Если бы Всевышний не вывел евреев в тот же миг, то потом уже не было бы, кого выводить, так как никто из них уже не захотел бы выходить. Раши, объясняя слова: «…в тот самый день…» (Шмойс, 12: 41) говорит: «Это указывает на то, что когда пришел конец изгнания, Вездесущий не задержал их ни на миг». Также в главе «Шмойс» Б-г говорит: «Я спущусь спасти их…» — так как они сильно погрязли в грехе и были далеки от Б-га.

Все сказанное противоречит мидрашу, где говорится, что евреи не поменяли своих имен, языка и одежд! Как разрешить это противоречие?

Однажды я смотрел видеокассету, на которой один еврей рассказывал про свою учебу в иешиве «литовского» направления в Манхеттене в 1960-х годах. В той иешиве было принято брить бороды, он же не хотел этого делать, так как был близок к Хабаду. Родители и учителя всячески уговаривали его избавиться от бороды, утверждая, что с ней он выглядит как хиппи (а центром движения хиппи, кстати, в то время как раз и был Манхеттен). Он решил спросить совета у Любавичского Ребе.

Ребе сказал ему: «Ты же знаешь мидраш, который говорит, что евреи не поменяли своих имен, языка и одежды. И вместе с тем написано, что они были идолопоклонники. Как это совместить?.. Возьмем движение хиппи. Его руководители — Эбби Хоффман и Алан Гинзбург. Имена еврейские, да и одежду они носят такую, что издалека их можно узнать. Их язык, хоть они и говорят по-английски, представляет жаргон, понятный только им самим. Этим они отличаются от всех граждан США — именами, одеждой и языком! И еще, — продолжил Ребе. — В США в 30-е годы стоило сказать о ком-либо, что он социалист, все говорили: «Он, конечно, еврей!» В 40-е годы, если ты говорил о ком-нибудь, что он коммунист, все говорили: «Он, очевидно, должен быть евреем!» В 60-е годы то же самое: стоит заговорить о хиппи, сразу все скажут, что, несомненно, виноваты в этой напасти евреи. Если так, то и хиппи, как бы далеки они ни были от еврейства, заслуживают Избавления и будут спасены вместе со всем еврейским народом, когда придет Мошиах. Почему? Потому что они выделяют себя из остальной массы людей, и все думают, что они евреи…»

Чему учит нас этот рассказ? Тому, что необязательно еврею ходить по улице в талесе на плечах и с меховым штраймлом на голове. Если он сделает что-нибудь необыкновенное, что выделит его из окружающей среды, так, чтобы все поняли, что он еврей, — это уже хорошо.

Это объяснение слов «не сменили имен своих». Еврейский народ в Египте погряз в идолопоклонстве, не делал обрезаний детям, но — они были одеты по-другому, чем египтяне. Не обязательно, что они носили точно такую же одежду, как носили их отцы, которые спустились в Египет. Но их одежда была такой, что каждый уверенно мог сказать: «Человек, идущий по противоположной стороне улицы, — еврей». Подобная ситуация, кстати, была и с советскими евреями. Они не знали лошон койдеш, но говорили на идиш, на котором больше никто не говорил. И пусть они не называли детей именами из Торы, но были имена — Марик, Боря, Соня, Ева, — которые считались «традиционно еврейскими». Нередко даже русским, украинским парням и девушкам с подобными именами приходилось страдать от антисемитизма окружающих, считавших их евреями!

И сегодня есть определенные внешние проявления еврейства. Если человек одет в одежду, в которой обычно ходят религиозные евреи, то все понимают, что он религиозный еврей. Но не только черная шляпа и сюртук отличают еврея от нееврея… Каждый из нас должен выглядеть и вести себя так, чтобы все издали видели, что это идет еврей. Это может проявляться даже в каких-нибудь мелочах. Каждый, кто увидит человека с маген-довидом или хамсой на груди, скажет, что это еврей. Сидя в ресторане рядом с тем, кто закажетгефилте фиш или бульон с мацой, мы точно определим, что он еврей. И так далее. Есть много форм проявления этого отличия. Конечно, самой идеальной из них я считаю кипу на голове. Но каждый может найти что-то, соответствующее его возможностям и тому уровню соблюдения еврейских традиций, на котором он находится в данный момент. Ясно одно: не надо стесняться «окрасить кровью притолоку и косяки», другими словами — не стесняйся показать, что ты еврей, и, более того, что ты религиозный еврей!

Комментарии: Глава «Бой»
Нет добавленных комментариев