Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Наша долгая память

Пятница, 06. Апрель, 2012 - 11:36

IMG_2605_Rabbi of Odessa_Avraam Volf2 копия.jpgКогда праведник рабби Леви-Ицхок стал раввином в Бердичеве, он поставил условие: его будут приглашать только на те заседания совета общины, которые созываются для принятия совершенно нового постановления. И вот однажды его позвали на такое заседание. Когда рабби Леви-Ицхок пришел, он услышал, что новым постановлением совет общины хотел запретить беднякам ходить по домам, чтобы просить милостыню и установить определенные места, где нуждающиеся могли бы получать цдоку.

«Я крайне удивлен! — сказал рабби Леви-Ицхок. — Ведь мы четко договорились с вами, что меня будут приглашать только тогда, когда надо принять новые постановления!» Отцы города отвечали: «Но мы и хотим принять новые правила сбора милостыни!» — «Это не новое постановление, — сказал праведник. — Оно существовало еще во времена Содома и Гоморры…»

Мы с вами начали отсчет дней оймера. Ѓалоха требует вести счет каждую ночь. Если же человек этого не сделал, он имеет возможность выполнить заповедь в течение дня (но без благословения) и продолжить на следующую ночь с благословением. Однако если вы забыли сделать это вообще, то все следующие ночи вы должны продолжать считать без благословения.

Дни счета оймера в народе Израиля считаются траурными. В этот период не устраивают свадеб, не стригут волосы, не играют на музыкальных инструментах и т. д. Что же явилось причиной траура? Талмуд (трактат «Йевомойс», 62б) рассказывает: «Двенадцать тысяч пар учеников были у рабби Акивы (живших на пространстве) от Гевата до Антипатроса, и все они умерли в один и тот же промежуток времени, потому что не оказывали уважения друг другу… Все они умерли между праздниками Песах и Швуэс». Следовательно, причина траура в дни счета оймера заключается в смерти двадцати четырех тысяч учеников рабби Акивы.

Тем не менее, остается не до конца понятным, чем именно ученики рабби Акивы заслужили такие почести, что весь народ Израиля скорбит о них целых семь недель из поколения в поколение?! Ведь за всю историю существования еврейского народа, к сожалению, погибало слишком много евреев, но о них вспоминают лишь несколько раз в году — в йорцайт и в дни, когда читают поминальную молитву Изкойр… Более того, даже в связи с разрушением Храма, ставшим нашей национальной трагедией, мы каждый год держим «всего лишь» три недели траура! Как же можно объяснить, что об учениках рабби Акивы все поколения народа Израиля скорбят семь недель?.. И еще один вопрос: за какие прегрешения они были так жестоко наказаны?

Может быть, раскрыть эту тайну нам поможет история, которую рассказывает Талмуд (трактат «Недорим», 40а): «Один из учеников рабби Акивы заболел, но мудрецы не посетили его. Поэтому рабби Акива сам навестил его, и так как перед этим подмели и вымыли пол, больной выздоровел. «Учитель, — сказал он рабби Акиве, — ты меня оживил». Рабби Акива вышел и сказал: «Кто не посещает больных — как будто проливает кровь!» Эта история показывает, что отношения между учениками рабби Акивы были гораздо хуже, чем мы могли бы представить себе, когда прочитали, что они не оказывали уважения друг другу. Они совершенно не заботились друг о друге: когда один из них был болен, друзья не навещали его. Они считали это ниже своего достоинства, пока сам рабби Акива не навестил больного и не позаботился о нем!

В то же время надо заметить, что некоторые историки связывают смерть учеников рабби Акивы с восстанием Бар-Кохбы. Рабби Акива жил в период после разрушения Второго Храма. Народ Израиля вынашивал планы строительства еще одного храма. Так же, как через семьдесят лет после разрушения Первого Храма был построен Второй, так и после его разрушения евреи планировали построить Третий Храм. И вот через пятьдесят лет после разрушения Второго Храма герой по имени Шимон Бар-Кохба поднял восстание против римлян, которые уничтожили еврейскую святыню и не позволяли построить еще один Храм.

Сначала восстание имело чрезвычайный успех, и сам «рабби Акива, величайший из мудрецов Мишны, был оруженосцем царя Бен-Козивы (Бар-Кохбы) и говорил о нем, что он — царь Мошиах», — пишет Рамбам («Мишне-Тора», «Законы царей», 11: 3). Однако затем, рассказывает мидраш, Бар-Кохба возгордился и стал считать, что не нуждается, не дай Б-г, в помощи Всевышнего! За это он был наказан и погиб в бою, а еврейский народ потерпел поражение в войне против римлян… Но раз рабби Акива сначала поддержал эту войну, то, конечно, многие его ученики вступили в ряды повстанцев — и, по-видимому, погибли в боях.

Это красивое объяснение, однако нет никаких исторических свидетельств либо упоминаний в Талмуде, которые подтверждали бы связь между смертью учеников рабби Акивы и восстанием Бар-Кохбы. В противовес этому существует древний и весьма достоверный источник, который указывает, что к смерти учеников рабби Акивы имеет прямое отношение та борьба, которую вел их учитель против римлян.

В те времена римские власти запрещали изучение Священного писания и постановили, что пойманный за преподаванием Торы будет убит. Есть известная история о Папусе бен Йеѓуде, который доносил римлянам на тех, кто обучает Торе. Он однажды спросил рабби Акиву: «Зачем ты так рискуешь? Ведь ты знаешь, что если тебя поймают, то убьют!» Рабби Акива ответил: «Поймают они меня или нет — это никому не известно, но одно несомненно: без Торы нет мне жизни…» Впоследствии рабби Акива действительно был схвачен за преподавание Торы и публично казнен, став одним из асерес харугей малхус («десяти погибших от рук властей»), о судьбе которых рассказывается в молитве Йом-Кипура.

В «Послании рава Шриры-гаона», одного из вавилонских мудрецов, жившего более тысячи лет тому назад, говорится: «И отдал рабби Акива себя в руки убийц… и рабби Ханина бен Терадион был убит, и мудрость пришла в упадок после них. У рабби Акивы было много учеников, но постигла их гибель. И мудрецы сказали: двенадцать тысяч пар учеников было у рабби Акивы, и все умерли между праздниками Песах и Швуэс». Из этих слов мы узнаем, что они не умерли от эпидемии, а пошли по пути рабби Акивы. Увидев, что он отдал свою жизнь ради распространения Торы, ученики продолжали самоотверженно изучать и преподавать Тору и за это были казнены римлянами…

Намного позже точно так же в России хасиды Хабада самоотверженно шли путем, указанным предыдущим Ребе, и многих из них настигла смерть в подвалах КГБ. Они погибли, потому что тайно обучали евреев Торе, делали сынам Израиля обрезание и стремились исполнять другие заповеди Всевышнего. То же самое произошло с учениками рабби Акивы — они последовали за ним в огонь и воду и были убиты.

Возможно, именно в этом и заключается причина, по которой народ Израиля скорбит об их смерти в течение семи недель каждый год. Ведь они отдали свои жизни за распространение Торы и укрепление иудаизма. Еврейский народ помнит их добрые дела и скорбит по поводу их гибели.

Наше поколение, слава Б-гу, удостоилось того, что нет сегодня места в мире, где евреям запрещали бы изучать Тору и выполнять заповеди. Но и в наше время каждый еврей должен вести себя, как рабби Акива и его ученики, жертвуя своим временем и личными интересами, ради того, чтобы поделиться своими знаниями Торы с другими евреями.

Комментарии: Наша долгая память
Нет добавленных комментариев