Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Здоровье души важнее физического!

Четверг, 01. Ноябрь, 2012 - 8:19

IMG_2605_Rabbi of Odessa_Avraam Volf2 копия.jpgЭту историю рассказал рав Исроэль Шапира, раввин из Блажова, который во время Второй мировой войны был узником концлагеря Яновский:

— Каждое утро на рассвете немцы выгоняли нас из лагеря на тяжелые работы, которые заканчивались только после наступления сумерек. Каждая пара заключенных получала большую пилу и должна была распилить определенное количество деревьев. Из-за ужасных условий и голодного пайка большинство из нас едва могли стоять на ногах, но мы пилили, потому что знали: от этого зависит наша жизнь. Каждого, кто падал во время работы или был не в состоянии выполнить свою ежедневную норму, расстреливали на месте…

Однажды, когда я с трудом водил тяжелой пилой вместе со своим товарищем, ко мне подошла молодая женщина, работающая рядом с нами. Бледность лица отражала ее тяжелое физическое состояние. «Рабби, — шепнула она мне, — у вас есть нож?»

Я сразу понял, что она имела в виду, и почувствовал, какая большая ответственность ложится на мои плечи. «Дочь моя, — обратился я к ней, пытаясь мобилизовать всю свою любовь и силу убеждения, дабы предотвратить задуманное ею. — Не губи свою жизнь. Я знаю, что она настолько подобна аду на земле, что смерть кажется тебе благословенным избавлением. Но мы никогда не должны терять надежду. С Б‑жьей помощью, мы переживем это испытание и дождемся лучших времен».

Но женщина, казалось, не слышала моих слов. «Нож, — сказала она снова. — Мне нужен нож. Сейчас. Пока не стало слишком поздно».

В этот момент один из немецких охранников заметил, что мы шепчемся, и подошел к нам. «Что она тебе сказала?» — требовательно спросил он. Мы замерли. Разговоры на работе считались преступлением. Многие из обитателей лагеря были расстреляны на месте за гораздо меньшие провинности.

Женщина опомнилась первой. «Я попросила у него нож, — сказала она и, к моему ужасу, обратилась к охраннику: — Дай мне нож!»

Немец тоже догадался о ее намерениях, и дьявольская улыбка заиграла на его губах. Без сомнения, он видел тела людей, которые от отчаяния бросались по ночам на колючую проволоку под током, окружавшую лагерь. Но это для него будет новым зрелищем. Все еще улыбаясь, он сунул руку в карман и дал ей маленький нож.

Женщина взяла нож и бросилась к месту своей работы. Она согнулась над небольшим свертком тряпья, который лежал на бревне. Развернув его, она достала младенца и быстро и умело — прямо на наших изумленных глазах! — сделала ему обрезание! «Благословен Ты, Г‑сподь, Б‑г наш, Царь вселенной, — сказала она звонким голосом, — освятивший нас своими заповедями и повелевший нам приобщать ребенка к союзу нашего праотца Авраѓама». Покачивая младенца на руках, чтобы успокоить его, мать обратилась к Небесам: «Владыка Вселенной! Восемь дней назад Ты даровал мне сына. Я знаю — ни он, ни я не выживем долгое время в этом проклятом месте, но теперь, когда Ты заберешь его обратно, то получишь его настоящим евреем!..»

Сегодня весь мир задается вопросом о том, будет ли Израиль атаковать иранские ядерные объекты. Правительство Ирана не прекращает разрабатывать оружие массового поражения и угрожать Израилю, заявляя о своем намерении стереть нас с лица земли, не дай Б‑г, и весь мир обсуждает эту тему.

Такие угрозы в адрес народа Израиля не новы. Как рассказывается в нашей недельной главе «Вайеро», они звучали и 37 столетий тому назад.

Тора говорит нам, что после того, как свершилось чудо рождения Ицхока, Авраѓам устроил большой пир: «И подросло дитя, и было отнято от груди. И устроил Авраѓам пир великий в день отнятия от груди Ицхока» (Брейшис, 21: 8). Когда же это событие произошло? Мидраш «Брейшис рабо» (глава 43) рассказывает, что этот великий праздник состоялся, когда Ицхок игомаль — «освободился от злого начала» (слово образовано от корня гомаль — «спастись, избавиться от опасности») и в него вошло доброе начало. Это случилось, когда ему исполнилось 13 лет, в день его бар-мицвы. Именно празднуя совершеннолетие, бар-мицву Ицхока, наш праотец Авраѓам устроил «великий пир». Что означает «великий»? Сказано в мидраше, что величие этого праздника состояло в том, что в нем принимали участие все «сильные мира сего» того периода: царь филистимлян Авимелех, царь Башана Ог, сын Нояха Шем и его правнук Эвер.

Мидраш продолжает рассказывать о том, что происходило на том пиру: «Они сказали Огу, не ты ли уверял, что Авраѓам, как мул, не сможет родить?!» Ты смеялся над Авраѓамом и говорил, что он бесплоден, и вот, видишь — у него родился ребенок!.. На их слова Ог отвечал: «Разве это дар? Он жалок и незначителен. Я раздавлю его одним пальцем». Но Всевышний сказал Огу: «Не принижай значение этого дара! Ты увидишь тысячи тысяч и множество множеств выходящих из дома его, и конец твой придет от их рук». То есть — ты погибнешь от рук сыновей Ицхока, как сказано в конце главы «Хукас»: «И сказал Г‑сподь Моше: «Не страшись его, ибо в руки твои отдал Я его и весь его народ, и землю его, и поступи с ним, как поступил с Сихоном, царем эмореев, обитавшим в Хешбоне. И поразили его и его сынов, и весь его народ, не оставив ему уцелевшего, и овладели они его землей» (Бамидбор, 21: 34, 35).

Рассказанное в мидраше вызывает недоумение, почему этот спор с Огом возник только тогда, когда Ицхоку исполнилось тринадцать лет, а не сразу же после его рождения? Надо пояснить, что предметом спора между гостями и Огом были не физические возможности Авраѓама произвести на свет потомство, которые после рождения Ицхока не подлежали сомнению, но духовные способности Авраѓама родить сына и воспитывать его таким образом, чтобы тот пошел по стопам отца и достойно продолжил его дело. «Вряд ли молодое поколение, подростки, мальчики в возрасте тринадцати лет пойдут по пути Авраѓама!» — таков был аргумент Ога. Он утверждал, что духовный образ жизни и вера Авраѓама в Единого Б‑га подходят только для взрослых, таких столетних стариков, как Авраѓам. Но воспитать на этих основах молодое поколение не представляется возможным. «Авраѓам, как мул, не сможет родить!» Не в его силах на тех же основах веры и духовности родить и воспитать новое поколение. Молодежь интересуют только материальные ценности, реальный мир, удовлетворение их физических потребностей. И для нее духовность и вера не имеют значения.

Тора говорит об Оге: «Вот ложе его, ложе железное это, в Рабате сынов Амона оно» (Дворим, 3: 11). Сообщая нам о том, что Ог был настолько огромен и силен физически, что мог пользоваться только железной мебелью, Тора также указывает на его метод воспитания детей. Система воспитания, которой придерживался Ог, — «железная колыбель» — делает упор на физическое развитие ребенка, начиная с младенческого возраста. Так, по его мнению, надо воспитывать всех, чтобы дети вырастали такими же крепкими и сильными, как сам великан Ог.

Впрочем, эта система Огу все равно не помогла. Комментаторы поясняют, что слова «в Рабате сынов Амона» означают, что эта железная кровать была выставлена после его смерти на всеобщее обозрение в столице Амона, как свидетельство того, что как бы ни был физически силен Ог, все равно он был побежден духовной силой сынов Израиля…

На самом деле, Ог не отрицает необходимость исполнения заповедей — мы видели, как он пришел к Авраѓаму и рассказал ему, что его племянник Лот был взят в плен, чтобы Авраѓам выполнил заповедь и спас Лота. Но Ог считал, что мы должны исполнять только заповеди, которые имеют смысл, логически объяснимые, такие, как защита родственника, попавшего в беду. Но заповеди веры, заповеди, не имеющие смысла в человеческом понимании, выполнять не обязательно. Авраѓам не может научить подрастающее поколение исполнять такие заповеди, он не может «родить» новое поколение, которое унаследует его веру и духовные ценности.

И в этом суть претензий к Огу. У него не было никаких оснований, чтобы на праздновании бар-мицвы Ицхока, наследника Авраѓама, достигшего совершеннолетия и все же продолжающего духовный путь своего отца, сказать, что Авраѓам «не может родить». Но Ог по-прежнему придерживался мнения, что метод воспитания Авраѓама не имеет перспектив. Результат воспитания Ицхока, считал он, — «подарок». А для того, чтобы стать обладателем подарка, получатель — в отличие от, например, заработной платы — не должен ничего вкладывать. Подарок — исключительно деяние дающего, без каких-либо действий со стороны получателя.

То, что Ицхок следует по пути Авраѓама, не имеет фундаментальных основ, это всего лишь «подарок», который является благословением, полученным от Б‑га. Это не исходит от самого Ицхока, и в любом случае не будет жизнеспособно, считает Ог, добавляя: «Я раздавлю его одним пальцем!» — достаточно малейшего усилия с моей стороны, чтобы Ицхок перестал быть духовным и физическим продолжением Авраѓама.

На это Б‑г отвечает: «Не принижай значение этого дара, ибо по прошествии дней, в конце концов, ты падешь от рук сыновей Ицхока». Ты увидишь, что, в конечном счете, успеха добьется духовный метод Авраѓама и Ицхока, а не твой метод воспитания, основанный на физической силе. И именно они победят тебя и твою систему воспитания.

Когда воспитание ребенка основывается только на «колыбели из железа», только на развитии физического здоровья и силы, без элементов духовности и веры, — то, в конечном счете, может пострадать и само физическое здоровье. Если все зависит только от удовлетворения материальных потребностей, то почему бы молодежи не гнаться за теми или иными физическими удовольствиями, даже теми, которые могут причинить ей вред? Что ее остановит? Не имея духовных ценностей, которые удерживают его, следуя мирским желаниям, человек может скатиться так низко, что пострадает само его физическое тело! Духовные основы и вера необходимы не только для того, чтобы сохранить духовное здоровье воспитанника, но и для поддержания его физического здоровья. Без духовных основ может пострадать и физическая сущность.

Именно об этом и говорит Всевышний Огу, который пренебрегает методам воспитания Авраѓама, и утверждает, что это «подарок» без права на существования и не имеющий прочной основы: «Наоборот, твой метод воспитания, основанный только на здоровье тела, это непрочный фундамент, он не имеет будущего. В конце концов, ты Ог, — с твоей системой воспитания — падешь от рук потомков Ицхока, воспитанных в его духе».

Таким образом, победа сынов Израиля над Огом не была следствием чудес, как взятие Иерихона или победа над Санхеривом, но это была победа, добытая мечом в бою: «И поразил его Израиль мечом» (Бамидбор, 21: 24). Это было сделано для того, чтобы показать, что даже реальная победа, как и физическое здоровье, зависят от здоровья души, от воспитания непоколебимой веры в Творца.

Комментарии: Здоровье души важнее физического!
Нет добавленных комментариев