Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Как стать успешным?

Пятница, 09. Ноябрь, 2012 - 2:56

IMG_2605_Rabbi of Odessa_Avraam Volf2 копия.jpgГод назад, 24 хешвона 5772 года (21 ноября 2011 г.), скоропостижно скончался профессор Велвл Грин. Эта история посвящается его светлой памяти…

В 1963 году профессор Грин из Университета Миннесоты был восходящей звездой современной науки. Так как он считался пионером в области бактериологии, НАСА пригласило его присоединиться к группе избранных ученых, изучающих возможные последствия космических путешествий на жизнь людей (это было за шесть лет до того, как нога человека ступила на Луну). Профессор получил многочисленные предложения выступить с докладами на различных научных конференциях и симпозиумах. И в скором времени молодой ученый читал лекции в десятках университетов в Соединенных Штатах каждый год.

В том же 1963 году профессор Велвл Грин впервые встретился с раввином Моше Феллером, посланником Любавичского Ребе в Миннеаполисе. До этого времени Велвл и его жена, как и многие американские евреи их поколения, не проявляли большого интереса к своим еврейским корням. Исполнение заповедей — таких, как соблюдение законов Субботы, следование правилам кашрута или наложение тфилин, — казалось им устаревшим и примитивным, и во всяком случае не имеющим отношения к современной жизни. Однако дружеские отношения с семьей Феллер изменили их мировоззрение. Супруги видели, что молодая семья любавичских хасидов обладает отличным от них мировоззрением и ведет яркую и духовно полноценную жизнь. Супругам Грин казалось, что в жизни хасидов есть что-то, что должно заполнить глубокие пустоты, образовавшиеся в их собственной жизни, внешне вполне успешной, но лишенной еврейских корней.

По предложению раввина Феллера, профессор Грин написал Любавичскому Ребе, и ответ Ребе, теплый и проникновенный, не заставил себя ждать. Между ними завязалась постоянная переписка, и вскоре молодой ученый был очарован чудесными проявлениями феноменального ума и силы духа Ребе, его страстной преданностью своему призванию. В каждом письме профессор Грин находил поощрение необходимости своего духовного возрождения, и в нем росла уверенность в важности ведения еврейского образа жизни. Вскоре супруги Грин откашеровали кухню у себя дома и начали переход к соблюдению законов Субботы.

В одной из бесед раввина Феллера с профессором Грином речь зашла о сотворении мира и эволюции. Здесь профессор настаивал на своих привычных убеждениях: «Вы знаете, что я испытываю большое уважение к Торе, — сказал он. — Ее наставления и заповеди в настоящее время играют очень важную роль в моей жизни. Тем не менее, в этом вопросе религиозные евреи до сих пор находятся на средневековом уровне! Меня поражает, что вы все еще воспринимаете историю о шести днях творения буквально, несмотря на многочисленные научные открытия о возрасте Вселенной и о том, как она развивалась». — «Я сознаю, что мои научные знания ограничены, — ответил раввин Феллер, — и я, конечно, не могу обсуждать этот вопрос с вами на вашем уровне. Но есть известное письмо Ребе, написанное им несколько лет назад, в котором демонстрируется, что теория эволюции является лишь теорией, при этом — теорией плохой, полной противоречий и не имеющей научной основы». Профессор остолбенел: «Теория эволюции принята практически каждым живущим сегодня ученым! Тем не менее, — добавил он, — покажите мне письмо — я хочу посмотреть, что пишет Ребе…»

После того, как Велвл прочитал письмо, у него возникли определенные возражения словам Ребе. Когда он представил их раввину Феллеру, тот снова признался, что не имеет права спорить с учеными на научные темы. «Почему бы тебе не написать Ребе?» — спросил он.

Доктор Грин так и сделал. Впоследствии он вспоминал: «Я отказался от снисходительного тона, который ученые часто используют в разговорах с простыми людьми. Я говорил с Ребе, как с коллегой по научной работе, оспаривая его аргументы и объясняя ошибки, которые, по моему мнению, были в его словах. В конце своего письма я сказал, что было бы лучше, если бы Ребе занимался исследованиями в своей области знаний — Торе, а науку оставил ученым».

Следующее письмо Ребе продолжило их переписку с того самого места, где они остановились, то есть, с духовных поисков Велвла и его еврейской самоидентификации. В отношении эволюции — ни слова! Профессор предположил, что Ребе осознал свою ошибку и признал, что в эмпирических вопросах Тора должна согласиться с мнением современных ученых. И он посчитал вопрос закрытым.

Доктор Грин продолжил следовать по пути истинной преданности Торе. В течение полутора лет он сообщал Ребе о каждом из преодоленных им и его семьей этапов: соблюдение законов Субботы, исполнение законов чистоты семейной жизни и т. д. Ребе отвечал словами ободрения и благословения, однажды даже прислал ему в подарок тфилин, которые Велвл начал накладывать каждый день. Потом супруги Грин написали Ребе письмо, в котором рассказали о своем решении отправить своих детей учиться в иешиву, чтобы они получили настоящее еврейское образование в полном объеме. Ответ Ребе был теплым и весьма обнадеживающим, как и подобает поворотному моменту в их жизни, на что указывало принятое ими решение.

В конце своего письма Ребе добавил: «Кстати, относительно того, что вы писали мне об истории сотворения мира в Торе…» — и далее начал последовательно опровергать все аргументы, которые доктор Грин выдвигал против «несоответствующего современной науке» мнения Ребе по этому вопросу. Заканчивалось письмо так: «Вам, наверно, интересно, почему я так долго ждал, чтобы ответить на ваши критические замечания по этому поводу. Дело в том, что мое предназначение в этой жизни — не побеждать в спорах, а приближать евреев к Торе и ее заповедям».

…Успех. Его магия притягивает всех. Каждый хочет добиться успеха в своей жизни. Что такое «успех», как его достичь, как стать успешным? Ответить на эти вопросы нам может помочь недельная глава «Хайей Соро», в которой подробно повествуется о слуге Авраѓама Элиэзере, посланном привезти из Харана жену для нашего праотца Ицхока.

Тора рассказывает в мельчайших подробностях, что Авраѓам сказал своему слуге, какие он дал ему благословения, с чем Элиэзер отправился в путь и что произошло по его прибытию в Харан. Затем Тора повторяет все это еще раз, когда Элиэзер рассказывает Лавану и Бетуэлю, отцу и брату Ривки, предполагаемой невесты Ицхока, о том, что с ним случилось. Причина, по которой Тора подробно пишет и повторяет всю историю, приводится в Талмуде: «Речи слуг праотцев прекраснее перед Г‑сподом, чем Тора, выученная их потомками».

Читая и сравнивая то, как эта история первоначально предстает перед нами, с тем, как она появляется в Торе во второй раз, мы находим некоторые расхождения, которые требуют объяснений. Одно из отличий связано с эпизодом, когда Элиэзер спрашивает Авраѓама: «Быть может, не пожелает жена идти за мной на эту землю. Возвратить ли мне сына твоего на землю, откуда ты вышел?» Авраѓам отвечает: «Остерегайся, чтобы не возвратил ты сына моего туда!.. Господь, Б‑г небес… пошлет Своего ангела пред тобою,

и ты возьмешь жену для моего сына оттуда» (Брейшис, 24: 5–7). Рассказывая об этом Лавану и Бетуэлю, Элиэзер добавляет слова, которых Авраѓам не говорил ему: «И сказал я моему господину: «Быть может, не пойдет жена за мной?» И сказал он мне: «Г‑сподь, пред Которым ходил я, пошлет ангела Своего с тобою и успешным сделает твой путь, и ты возьмешь жену для моего сына…» (там же, стихи 39–40). Элиэзер вкладывает в уста Авраѓама не произнесенное им слово «успешный». На основании чего он делает это? Кто обещал ему «успех»?

Еще одно различие — Авраѓам сказал: «Г‑сподь, Б‑г небес… пошлет Своего ангела пред тобою» (то есть, ангел пойдет перед Элиэзером), в то время как сам Элиэзер рассказывает, что Авраѓам сказал: «Б‑г пошлет Своего ангела с тобой…» (то есть ангел пойдет вместе с ним, а не перед ним). Какая разница между «пред тобою» и «c тобою»? «С тобою» — имеется в виду: вместе с вами. «Пред тобою» означает: опередит вас, будет идти впереди вас. «С тобою» означает, что вы должны работать, основная работа возложена на ваши плечи, но ангел поможет вам, он будет «с вами», на вашей стороне. «Пред тобою» означает, что вся работа исполняется ангелом, он идет «впереди вас», он мостит пред вами ровную дорогу, он заботится о том, чтобы все упорядочить. Вы нужны лишь как физическое лицо, представляющие Авраѓама, но все работы выполняются ангелом, который идет «перед вами».

Действительно, в случае с Элиэзером ангел пошел «перед ним», вся работа была проделана ангелом. Он обеспечил мгновенное перемещение Элиэзера, содействовал тому, чтобы Ривка вышла из дома до прибытия Элиэзера на место, и устроил так, что пока Элиэзер молится, еще до конца его молитвы, когда «не кончил он еще говорить, и вот Ривка выходит… и кувшин ее на ее плече» (Брейшис, 24: 15). Как только появляется опасение, что Бетуэль хочет отравить Элиэзера, ангел сразу же предотвращает его гибель. На протяжении всего пути Элиэзера ангел идет «впереди него». Однако когда Элиэзер ведет переговоры с Лаваном и Бетуэлем и должен получить их согласие на это сватовство, получить их одобрение, он не может сказать им всю правду, сказать, что все это дело рук ангела, идущего «перед ним». Ведь если они услышат об этом, то могут ответить ему: «Что ты хочешь от нас? Мы здесь не при чем, все управляется ангелом…» Таким образом, он должен был сказать им, что ему было обещано, что Б‑г пошлет Своего ангела «с ним». Хотя ангел помогает Элиэзеру, но он только идет «с ним», рядом, а все делает сам Элиэзер. То есть, сватовство осуществляется обычным путем, естественно, и на него требуется согласие родственников невесты.

Однако хотя Элиэзер и сказал им, что ангел идет только рядом «с ним», он намекнул и на участие высших сил, которые сопровождают его, идут «перед ним». И для этого Элиэзер добавил слова «и успешным сделает твой путь», показывая этим свою уверенность в том, что ему гарантирован успех.

Успех — это дар Всевышнего, ничем не обусловленный и не зависящий от человеческого труда. Как было сказано о праведнике Йосефе: «Всему, что он делает, Г‑сподь дает преуспеть…» (Брейшис, 39: 3). Б‑г способствовал успеху Йосефа во всем, что он делал. Так и Элиэзер сказал Лавану и Бетуэлю: «Хотя я прибыл по поручению Авраѓама и сам должен выполнить порученную мне работу, а ангел просто идет «со мной», но на самом деле мне сказали, что ангел идет «передо мной», мне обещан «успех», дар свыше для исполнения возложенной на меня миссии». И действительно, когда Лаван и Бетуэль услышали эти слова, они отвечали: «От Г‑спода исходит это, не можем говорить тебе вопреки ни худого, ни доброго…» (Брейшис, 24: 50).

Так как же удостоиться успеха? Как стать «успешным», где найти такого ангела, чтобы он шел впереди тебя? Чтобы добиться успеха, надо быть, как Элиэзер, так как «речи слуг праотцев прекраснее перед Г‑сподом, чем Тора, выученная их потомками». Прежде всего, человек должен осознать и почувствовать, что он «слуга отцов» — Творца мира, наших праотцев, праведников поколения. Пока ты считаешь себя самодостаточной личностью, то как бы велики ни были твои личные качества, ты все же не сможешь проявить сверхъестественную силу, при всем твоем величии: ты ограничен своими человеческими возможностями. Но Б‑жественная сила — безгранична. Для того чтобы достичь «успеха», чтобы чудодейственным образом получить этот дар Небес, наша личность не должна проявляться, выделяться, мешать получению этого подарка.

Кроме того, с нами должны быть «речи слуг отцов». «Речи» — в значении «молитва», ибо на стих: «И вышел Ицхок вести беседу (это дословный перевод употребленного Торой глагола) в поле» (Брейшис, 24: 63) Талмуд утверждает: «Вышел молиться». Мы должны знать и понимать, что не можем полагаться на свои собственные силы, но должны молиться Б‑гу.

И когда мы станем «слугами отцов», и будут у нас «речи слуг отцов», мы добьемся успеха и удостоимся того, что «Г‑сподь, Б‑г небес… пошлет Своего ангела» пред нами и «успешным сделает» наш путь. И будет нам сопутствовать успех во всех наших начинаниях!

Комментарии: Как стать успешным?
Нет добавленных комментариев