Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Благодаря еврейским женщинам…

Четверг, 13. Декабрь, 2012 - 17:00

 

IMG_2605_Rabbi of Odessa_Avraam Volf2 копия.jpgЭту историю, одну из многих, повествующих о самопожертвовании евреев, живших за «железным занавесом», рассказала израильтянка Хая Аялон:

— Это был самый трудный период для советских евреев. Сталин оправдывал свой партийный псевдоним, держа стальной хваткой всю огромную страну. Достаточно было подозрительного движения, неуместной улыбки или невинного замечания, которое могло быть истолковано двусмысленно, чтобы отправить человека на смерть или в Сибирь, где в лагерях всегда было место, чтобы содержать десятки тысяч осужденных, потому что люди гибли там, как мухи, освобождая бараки для новых заключенных… «Черные воронки» НКВД курсировали по пустынным улицам, останавливались у дверей того или другого дома и никогда не возвращались без добычи.

Большинство людей жили тогда в коммунальных квартирах, деля с соседями кухни и уборные. В этой ситуации трудно было что-либо скрыть от постороннего взгляда. Многие спешили доносить на своих соседей, некоторые — чтобы получить послабление для себя в случае нарушения закона, а другие — чтобы заслужить особые привилегии. Евреи, объект извечной ненависти, теперь стали привлекательной добычей не только для доносов соседей-антисемитов, но и для еврейских коммунистов, которые стремились к вершинам власти, шагая по трупам своих братьев!..

Мои дедушка Ицхок и бабушка Фрейдл жили в то время в Харькове. Они старались по мере сил соблюдать еврейский образ жизни — кашрут, Суббота, праздники и т. д. У них в доме за тяжелым платяным шкафом была в стене небольшая ниша, в которой хранились святые книги, тфилин и ханукия.

В первый вечер Хануки дед углубился в чтение ѓалохических трудов, чтобы решить, где зажигать свечи — за темными шторами в комнате или возле дверного косяка. Жестяная ханукия стояла в центре стола с двумя вставленными в нее свечами. Бабушка была на кухне и готовила на примусе суп, который был их основной едой в эти дни. Ее ноги болели от долгого стояния в очередях, но она радовалась тому, что сумела достать немного перезрелых овощей, из которых можно было приготовить это нехитрое блюдо.

Вдруг с громким стуком распахнулась выбитая ударом ноги входная дверь, и в дом ворвались несколько энкавэдэшников. Фрейдл почувствовала, что душа покидает ее, она вылезла из окна кухни, расположенной на втором этаже, на широкий козырек первого этажа, и замерла там на грани обморока.

Сотрудники НКВД вошли в комнату, грозно стуча сапогами, и дедушка Ицхок в испуге вскочил со своего места. За каждую книгу, лежащую на столе, грозило пять лет тюрьмы, ханукия и открытки из Израиля ужесточали наказание до «четвертака» (25 лет лагерей) или смертной казни! Следователи могли без труда состряпать дело «контрреволюционера», ведущего «антисоветскую террористическую деятельность».

Милиционеры оттащили стул в угол, посадили на него Ицхока, и один из них положил руку на его сердце. Это был излюбленный прием советских следователей — тогдашнее подобие детектора лжи. Во время обыска, когда они приближались к потайным местам, сердце подозреваемого начинало учащенно биться, сигнализируя, что там надо искать особенно тщательно, пока они не найдут то, что хотят. Хотя, в принципе, им и не нужно было ничего искать, так как все — запрещенные книги, готовая к зажжению ханукия и письмо из Израиля, заложенное между страниц одной из книг, — открыто лежало на столе…

Однако милиционеры начали обыск с верхних полок шкафа, сбросив их содержание грудой на стол, так что книги скрылись под слоем постельного белья. Потом они перешли к нижним полкам и начали ковыряться там, грубо вышвыривая полотенца и домашнюю утварь туда же, на стол. И вскоре гора выброшенных вещей надежно скрыла запрещенные предметы, лежащие на нем… А обыск продолжался. Милиционеры, как голодные собаки в поисках костей, срывали доски с пола, сверлили стены, вспарывали пуховые одеяла и подушки и протыкали матрасы со всех сторон. Они даже обнаружили тайную нишу, спрятанную за шкафом, но она была пуста! Проведя многочасовой обыск и ничего не найдя, они вышли из дома, хлопнув дверью.

После того, как Фрейдл отважилась покинуть свое укрытие и вернуться домой, она обнаружила разгромленный дом, но, вопреки своим опасениям, что муж уже в тюрьме, нашла его живым и невредимым. «Они ничего не нашли», — заверил ее дедушка Ицхок, и оба опустились на деревянные стулья, обессиленные от пережитого. Им с трудом верилось в чудесное избавление. Прошло много времени, прежде чем старики решились встать, ощутив радость счастливого окончания этого кошмара.

Ханукия была зажжена в тот вечер. Ицхок произнес броху: «Благословен Ты, Г‑сподь, Б‑г наш, Владыка Вселенной, сотворивший чудеса для наших отцов в те дни, в это же время» с чувством, что она была составлена специально для него. Он тихо напевал ханукальную песню: «Маоз цур ешуоси лехо ноэ лешабеях — Оплот и твердыня спасения моего, Тебя надлежит славить», принося благодарность Всевышнему и восхваляя чудо, произошедшее с ним. Харьков в тот вечер был освещен множеством огней, но небольшая ханукия за затворенными ставнями излучала самый яркий свет…

Все знают историю Хануки. Ее учат в детском саду и в школе, в хедере и в университете, в колеле и в иешиве. Однако сегодня я хочу рассказать о том, что по какой-то причине не вошло в программу этих учебных заведений.

Греки воевали за то, чтобы «предать забвению Б‑жественное учение». До тех пор целью всех войн против евреев было физическое уничтожение народа Израиля, как, например, в истории Пурима. Греки были первыми, кто развязал «религиозную войну» против евреев. Они не хотели физически уничтожить народ Израиля, но пытались обратить их в свою веру. Сначала по-хорошему, просто пробовали повлиять на них с тем, чтобы евреи перестали исполнять заповеди Торы, а вместо этого приобщились к их верованиям.

Некоторые евреи ассимилировались и стали эллинистами, но все равно было много евреев, которые оставались верными Б‑гу и Его Торе. И тогда греки изменили свою тактику и попытались силой заставить евреев не выполнять законы Торы. Они запретили празднование Субботы, запретили обрезание. Человека, уличенного в том, что он сделал обрезание своему сыну, казнили вместе с ребенком. Они потребовали, чтобы евреи ели некошерные продукты, осквернили Храм… Конечно, были евреи, готовые пожертвовать собой ради исполнения заповеди брис-мило, и они были казнены. Но большинство, молча, подчинились жестокой действительности и прекратили делать обрезание, исполнять многие другие заповеди. Что еще они могли сделать?! Еврей не обязан пожертвовать своей жизнью ради заповеди обрезания…

Но чем больше евреи подчинялись власти Греции, тем жестче становились греческие законы. Они запретили еврейским женщинам омовения в микве, а когда евреи смирились и с этим, появились новые запрещающие указы. Вот, как говорит об этом мидраш: «Наши мудрецы учили, что во время греческого правления жестокие указы преследовали народ Израиля… и они постановили, что каждая выходящая замуж еврейка должна была провести первую ночь с греческим наместником и лишь потом возвращалась к мужу. Это длилось три года и восемь месяцев… — и с этим евреи смирились. — Пока не пришел день, когда первосвященник Матитьяѓу выдавал свою дочь Хану замуж за Элиэзера из рода Хасмонеев».

Это был день большой радости, и на свадебную трапезу из уважения к Матитьяѓу и жениху из рода Хасмонеев собрались все великие мудрецы Израиля, которые были в том поколении. Хана, дочь Матитьяѓу, встала перед ними, всплеснула руками… разорвала свои одежды и предстала перед отцом и матерью своею, и свекром, и всеми гостями обнаженной! Когда увидели ее братья, устыдились, опустили глаза свои долу, разорвали свои одежды и хотели предать ее смерти. Но она вырвалась и прокричала: «Послушайте, братья мои! Я, невинная девушка, перед вами, своими соплеменниками, предстала обнаженной, и вы хотите меня за это убить. А когда через несколько часов я буду голой перед греком-идолопоклонником, и он будет меня насиловать, и вы, и мой муж будете вынуждены смириться с этим! Учитесь у Шимона и Леви, братьев Дины, которую изнасиловал Шхем. Их было двое, но они, защищая честь сестры, вырезали целый город! Они готовы были отдать свою жизнь за единого Б‑га, и Всевышний помогал им. У меня пять братьев: Йеѓуда, Йоханан, Йонатан, Шимон и Элазар, а еще — жених, отец, и на этой свадьбе двести человек гостей. Положитесь на Б‑га, и Он поможет вам. Сделайте то, что надо, дабы защитить мою честь. То, что должны сделать мужчины. А если вы не мужчины, что мне вас стесняться?..»

Братья Ханы и гости, пришедшие на свадьбу, держали совет, как им поступить, и мидраш рассказывает, что было дальше: «Девушку облачили в царские наряды, и сделали навес из мирта от дома Хасмонеев до дворца наместника. В сопровождении певцов и музыкантов, играющих на арфах и скрипках, они пели и танцевали, пока не пришли к наместнику. Заслышав их пение, наместник сказал своим советникам и слугам: «Посмотрите, как главы народа Израиля, потомки Аѓарона-первосвященника, радуются исполнить мою волю. Они заслуживают большого уважения». И он приказал всем выйти. Йеѓуда и его друзья ввели свою сестру в покои. И отрезали они наместнику голову и разграбили все его добро, и министров и слуг его убили…»

Мы видим, что восстание Маккавеев против греков началось из-за одной женщины, которая пробудила еврейский народ и потребовала от него, по примеру Шимона и Леви, встать на защиту чести и достоинства дочерей Израиля. Победа Израиля над греками тоже была заслугой женщины. Греческий царь, продолжает мидраш, услышав, как сыны Израиля убили его наместника, собрал все свое войско и осадил Иерусалим. Евреи были очень напуганы. Враг использовал наиболее эффективный способ завладеть городом — осаду, надеясь, что без пищи и воды евреи быстро сдадутся.

«И была там вдова по имени Йеѓудис. Вместе со своей служанкой она отправилась к воротам Иерусалима, и сказала: «Позвольте мне выйти, может быть, Творец сотворит чудо моими руками». И открыли ей, и вышла, и пошла к царю, и спросил он ее: «Что ты хочешь?» Отвечала она: «Господин мой, я дочь великих еврейских мудрецов, мои братья — пророки. Я слышала их пророчество: завтра Иерусалим падет к твоим ногам». Услышав это, царь несказанно возрадовался и поверил ей, и сказал: «Хочешь ли ты выйти за меня замуж?» И ответила ему: «Господин мой царь, я не заслуживаю быть женой даже одного из ваших слуг, но если ваше сердце стремится к этому, прикажите в стане своем, чтобы не трогали двух женщин, идущих к источнику. Я должна окунуться и омыть свое тело». Приказ был отдан незамедлительно, и поступила она по слову своему. А царь устроил большой пир, греки много пили и, сильно опьянев, разошлись по своим шатрам. Царь сидел в ожидании и заснул. Йеѓудис взяла царский меч и отсекла ему голову.

С головой царя в руке она пошла к воротам Иерусалима и провозгласила: «Откройте мне врата — уже Творец свершил чудо моими руками!» Ей ответили: «Ты смеешься над нами?!» Она показала им голову царя. Увидев это, они открыли ворота, вышли и закричали: «Слушай, Израиль, Г‑сподь Б‑г наш — Г‑сподь един!» Греки, услышав их крики, сказали: «Завтра придет наш черед!» — бросились к шатру своего царя и… нашли его обезглавленным. Охваченные страхом, в ужасе они побежали, а израильтяне погнались за ними и убили многих…»

Любавичский Ребе спрашивает («Торас Менахем», т. 4, стр. 232): «Почему именно еврейские женщины удостоились сотворить чудо спасения?» (то есть — почему Б‑г избрал женщину быть посланницей, благодаря которой весь Израиль будет спасен?). И объясняет, что это случилось потому, что именно женщина подвигла сынов Израиля на войну против греков, и, как мера за меру, спасение тоже пришло из рук женщины.

Итак, все чудеса Хануки — и то, что сыны Израиля выступили против греков, и то, что они победили в войне, — произошли благодаря еврейским женщинам. Поэтому Ѓалоха предписывает еврейским женщинам не делать никакой работы в течение всего времени, пока горят ханукальные свечи. Так что еврейское «восьмое марта» длится не один день, а целых восемь! И это еще не считая Пурима — но о нем мы поговорим в другой раз… А пока — веселого и светлого праздника вам и вашим родным и близким!

Комментарии: Благодаря еврейским женщинам…
Нет добавленных комментариев