Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Всегда ли старше старший?

Четверг, 27. Декабрь, 2012 - 15:58

IMG_2605_Rabbi of Odessa_Avraam Volf2 копия.jpgХасидизм по сути своей диаметрально противоположен неживой природе. Хасид изначально обладает горячей и восторженной душой. Но особый энтузиазм и восторженность рабби Арье-Лейба, известного как Шполер зейде («дедушка из Шполы»), выделяли его даже среди учеников Магида из Межирича.

Однажды Шполер зейде, будучи в гостях у Алтер Ребе в Лядах, рассказал, откуда у него такое тепло и жизнелюбие: «Когда мне было три года, я увидел Баал-Шем-Това, он положил свою святую руку мне на сердце, и с тех пор в нем всегда тепло». Любавичский Ребе приводит эту историю в календаре «Ѓайом йом» и добавляет: «Каждое действие праведника, тем паче взгляд или изреченное слово, надо сберечь, чтобы вовек не забылось…»

В нашей недельной главе «Вайехи» рассказывается о благословениях, которые дал наш праотец Яаков своим сыновьям и внукам перед тем, как он покинул этот мир. Йосеф узнав, что его отец болен, приходит со своими двумя сыновьями — старшим Менаше и младшим Эфраимом — для того, чтобы дедушка Яаков благословил их. Вот как об этом говорит Тора: «И взял Йосеф их обоих, Эфраима правой рукой своей слева от Израиля, а Менаше левой рукой своей справа от Израиля, и дал им подступить к нему» (Брейшис, 48: 13).

Йосеф подводит своих двух сыновей к отцу для благословения. Он ставит Менаше, первенца, справа от Яакова, чтобы тот положил свою правую руку на голову старшего сына, а младшего Эфраима — слева, чтобы на него легла левая рука отца. Но Яаков действует иначе, чем предполагал Йосеф: «И протянул Израиль правую руку свою и возложил на голову Эфраима, а он младший, и левую руку свою на голову Менаше…» (там же, стих 14). Яаков скрестил руки, возложив правую на голову стоящего слева Эфраима, а левую — на голову Менаше, стоящего справа. Йосеф увидел это, «и худо было такое в его глазах; и поддержал он руку отца своего, чтобы отвести ее от головы Эфраима на голову Менаше. И сказал Йосеф: «Не так, отец мой! Ибо этот первенец, положи правую руку твою на его голову» (там же, стихи 17–18). Яаков отвечает: «Знаю, сын мой, знаю. Также и он станет народом, и также он будет велик, но брат его младший будет больше его, и славой его потомства наполнятся все племена» (там же, стих 19).

Действия Яакова нуждаются в объяснении. Йосеф справедливо полагает, что коль Менаше — первенец, он «большой» не только по возрасту, но и по личным качествам. Однако Яаков утверждает, что «брат его младший будет больше его». Но если так, то почему Эфраим не родился первенцем?!

Надо сказать, что Менаше был первенцем и остался таковым, поэтому он и стоял по правую руку Яакова. Но все же правая рука Яакова легла на голову Эфраима, хотя тот был моложе и стоял слева от дедушки.

Как же согласуются между собой две эти точки зрения — мнение Йосефа, что Менаше старше и важнее, и мнение Яакова, что Эфраим более значителен и «велик»?

Менаше и Эфраим оба родились в Египте, в изгнании. Они не выросли в Стране Израиля, их детство проходило не в святом месте, вдали от деда Яакова. Каждый из них представляет различные подходы к окружающей их в изгнании действительности, в которой они находятся. Каждый из них по-разному выражает свое отношение к тому факту, что они родились и живут в изгнании.

Имя Менаше означает, по словам Йосефа, «дал забыть мне Б‑г всю мою тягость и все в доме отца моего» (Брейшис, 41: 51). Это говорит о том, что Египет — это место изгнания, которое может заставить забыть дом отца, свои корни. И Йосеф — с помощью имени Менаше — подтверждает, что сохранил отношения с отцом и традициями, в которых Яаков воспитывал своих детей, и остерегается, чтобы не подпасть под зависимость египетской среды.

Имя Эфраим представляет собой совершенно иной подход. Оно, по словам Йосефа, означает «плодовитым сделал меня Б‑г на земле бедствия моего» (там же, стих 52). Хотя я нахожусь «на земле бедствия», в Египте, в изгнании — но все равно я «плодовит», я распространяюсь и расту.

Менаше живет с оглядкой на «дом отца». Он выражает необходимость сохранения прошлого, старается не подвергаться воздействию окружающей среды. Египет не повлияет на него отрицательно и не заставит его предать забвению отчий дом. Взгляд Эфраима всегда направлен вперед. Он не только не испытывает отрицательного влияния окружающей среды, но, напротив, «плодовитым сделал его Б‑г на земле бедствия». В Египте он расширяется и растет, влияет на свое окружение… Пребывая в Египте, находясь в изгнании, мы не видим «дедушку Яакова», не растем в святой Земле Израиля, поэтому нам необходимо использовать оба эти подхода. Быть и «Менаше», и «Эфраимом».

…О каждом еврее сказано: «Да поставит тебя Б‑г как Эфраима и как Менаше!» (Брейшис, 48: 20). Так что каждому из нас предназначено быть и Эфраимом, и Менаше. Мы должны помнить «дом отца» своего, и нам нужно также быть «плодовитыми от Б‑га». И способ объединить эти два подхода вместе — действия Йосефа и Яакова.

Начало и основа всего — быть «Менаше». Менаше старший сын, первенец, с него все начинается. «Менаше» является основой для того, чтобы иметь духовную защиту, находясь в изгнании, чтобы не поддаться его воздействию. Я должен помнить «дом отца моего», помнить, откуда я пришел, где мои корни, не позволять голусу, не дай Б‑г, заставить меня забыть традиции отцов.

Но на этом нельзя останавливаться, мы не должны довольствоваться только движением «Менаше». Мы должны стремиться воздействовать на окружающую среду, мы должны расширяться и расти, чтобы быть «Эфраимом». «На земле бедствия» мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы «плодовитым сделал нас Б‑г». Это наша цель, чтобы быть в изгнании и не подчиняться ему, а самое главное — продолжать расти и распространяться.

Именно поэтому правую, «ведущую» руку Яаков возложил именно на голову Эфраиму. Ибо Эфраим — это цель, это доминирующий подход во время пребывания в изгнании. Но в основании, в начале пути должен быть «Менаше». Надо помнить, откуда мы пришли. Нельзя строить будущее, не опираясь на монолитный фундамент прошлого. Невозможно быть «плодовитым на земле бедствия» без основы основ — связи с прошлым, с «домом отца»…

Так что Менаше действительно старший и остается на своем месте, по правую сторону Яакова, в соответствии с подходом Йосефа. Но свою правую руку Яаков возлагает именно на голову младшего Эфраима, потому что он является также конечной целью Менаше.

Комментарии: Всегда ли старше старший?
Нет добавленных комментариев