Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Месяц Избавления, месяц Исхода…

Четверг, 17. Январь, 2013 - 16:18

IMG_2605_Rabbi of Odessa_Avraam Volf2 копия.jpgНа исходе Субботы недельной главы «Вайейцей» 5712 года (вечером 8 декабря 1951 г.) Любавичский Ребе вышел после молитвы Маарив из бейс-мидраша, чтобы совершить освящение новой луны. Тучи затянули небо, и луны не было видно, а следовательно — не было условий для исполнения этой заповеди. Поэтому Ребе вернулся в дом и прежде чем войти в свою комнату, сказал окружающим его хасидам:

— Однажды вышел Ребе Рашаб (рабби Шолом-Довбер Шнеерсон, пятый Любавичский Ребе), чтобы освятить луну, но облака закрыли небо, и луны не было видно. Тогда он рассказал своим хасидам историю, которая произошла с праведником рабби Меиром из Перемышлян.

Как-то на исходе Субботы рабби Меир вышел, чтобы освятить луну, но ее не было видно из-за облаков. И тогда он начал рассказывать о том, как евреи, будучи в пустыне, совершали освящение луны. «Как можно было освятить луну, если облака славы укрывали сынов Израиля сверху? — спросил рабби Меир и объяснил: — Но Моше-рабейну вышел из своего шатра и весь народ Израиля с ним, Моше взмахнул рукой, и облака славы расступились и явили Луну!»

Рассказывая эту историю, вынул рабби Меир из кармана носовой платок и повторил движения Моше. И вдруг, к всеобщему удивлению, небо очистилось, и показалась луна!..

Так рассказывал эту историю Ребе Рашаб, — продолжал Ребе. — И говоря об этом, он сам вытащил свой платок и повторил движения рабби Меира. Совершенно чудесным образом облака рассеялись, и выглянула луна… Если среди присутствующих есть евреи, способные совершить подобное, то может быть, мы сможем освятить луну.

— Ребе, вы способны совершить подобное! — сказал один из хасидов.

Ребе улыбнулся и ответил:

— Достаточно того, что я рассказал об этом…

После этого Ребе сообщил, что он намерен вскоре вернуться, чтобы освятить луну. Ребе пошел к своей матери, чтобы сделать Ѓавдолу, а когда он вернулся, небо прояснилось, и показалась луна!

…Движение времени неумолимо, его ход нельзя остановить даже на мгновение. Бегут за минутой минута, час за часом, день сменяет день… Можно ли найти отличие между прошедшим, настоящим и будущим мгновением? Есть ли во всем этом какой-то смысл?

Среди вопросов, которые затрагиваются в недельной главе «Бой», Всевышний обучает Моше исполнению заповедей праздника Песах и пасхального жертвоприношения, и этот отрывок в Торе начинается стихом: «И сказал Г‑сподь Моше и Аѓарону в земле Египта так: «Этот месяц для вас — глава месяцев, первый он у вас из месяцев года» (Шмойс, 12: 1, 2). «Этот месяц», о котором идет речь, — месяц нисон, месяц, в котором народ Израиля вышел из Египта. Он будет «для вас глава месяцев», первым в череде сменяющих друг друга месяцев, «первый… из месяцев года».

Мидраш, комментируя этот стих, настойчиво подчеркивает слово «вас». Его неоднократное повторение означает, что только «для вас», народа Израиля, «этот месяц — глава месяцев». Мидраш объясняет: «Когда Всевышний избрал этот мир, Он установил в нем начало годов и месяцев. А когда Всевышний избрал Яакова и его потомков — народ Израиля, Он установил для них месяц Избавления».

Это означает, что когда Б‑г создал мир, то Он установил и понятие времени и его течения, «установил… начало годов и месяцев», обозначив дни, которые не являются «обычными» днями: дни новомесячья и новолетия. Потом, когда Он «избрал Яакова и его потомков», когда собирался вывести сынов Израиля из Египта, Он также устанавливает для них нечто большее — «месяц Избавления», сделав его «первым… из месяцев года». Что это значит? Когда мы не придаем бегу времени особого значения, когда время — просто смена секунд, одна за другой, без осмысления разницы между ними, то 24 часа сегодняшнего дня такие же, как 24 часа вчерашнего и как 24 часа завтрашнего дня. Именно об этом говорит Мидраш: в мире, с точки зрения его создания, нет никакой разницы между сегодня и завтра, между этой неделей и той, что прошла. Ничто не отличает один день от другого.

Но «когда Всевышний избрал этот мир», когда Б‑г захотел, чтобы он был не «просто творением», но чем-то более высоким, чем-то, что стоило бы «выбрать», появилась необходимость изменить бессодержательный бег времени. Нужно было создать разницу в содержании между этими 24 часами и предыдущими или последующими. Есть направление, цель, мы не «плывем» бессмысленно по течению, но мы продвигаемся вперед, и наши дни наполняются особым содержанием. Таким образом, «когда Всевышний избрал этот мир», когда дни наполнились содержанием и смыслом, Он «установил в нем начало годов и месяцев»: некоторые дни стали «головой», главными, более важными по сравнению с другими дней. Как голова руководит всем организмом и приводит в действие другие органы, так и в течении времени некоторые важные дни с особым содержанием являются «головой» по отношению к остальным дням.

Как это происходит? Когда человек начинает рационально использовать время, он придает ему значимости. Речь идет о времени, которое тратят, чтобы приносить пользу другим, творить добро, добиваться справедливости и защищать правое дело. Смысл слов «когда Всевышний избрал» в том, что эти дни становятся «началом годов и месяцев». Время в эти дни представляет собой не просто бег часовых стрелок, но это уже «начало годов и месяцев» — особые дни, которые поведут за собой остальные.

Но даже эти дни (несмотря на то, что они наполнены более высоким духовным содержанием) заключены в пределы границ сотворенного мира. Они стоят «во главе» по отношению к другим, но по-прежнему относятся к тому, «когда Всевышний избрал». Они не являются днями выхода за пределы границ этого мира. Голова действительно превосходит по важности все органы, руководит ими, но остается при этом составной частью организма…

В отличие от этого, «когда Всевышний избрал Яакова и его потомков», Он хотел, чтобы народ Израиля был превыше других народов — и не только в смысле роли «головы» для тела. Установив «месяц Избавления», Б‑г ввел концепцию, которая полностью превосходит границы мира. «Избавление» означает свободу без каких-либо ограничений, даже самых высоких из них. Оно означает окончательный выход за пределы нашего прежнего состояния в новое, не похожее на предыдущее. В отличие от особых дней начала нового месяца или года, которые все же остаются в пределах существующего мира, «месяц Избавления» — это новая ситуация. В чем это проявляется?

Когда народ Израиля пытается сделать все, что в его силах, чтобы преодолеть ограничения этого мира и служить Б‑гу, мы соединяемся с Ним через исполнение заповедей Его Торы. А прилепившись к Нему — Тому, Кто превыше всякого творения, мы поднимаемся над всеми ограничениями этого мира.

Когда народ Израиля служит Б‑гу в духе «Избавления», он выходит за пределы ограничений этого мира, он использует реалии мира, чтобы с их помощью и через них служить Творцу. И тогда Б‑г поддерживает его и ставит на высокий уровень «месяца Избавления». Потраченное время наполняется содержанием, превосходящим ценности материального мира.

«Когда Всевышний избрал этот мир, Он установил в нем начало годов и месяцев», — это порядок творения, согласно которому месяц тишрей является главой всему году. Это установление сделано в пределах границ материального мира. Хотя эти дни и находятся на уровне «глав месяцев и годов», но все же остаются в пределах мира, поэтому месяц тишрей, символизирует природный цикл, начинающий зимний период, а также порядок сельскохозяйственных работ: вспашки, посева, количество осадков, уборки и т.д., в рамках этого мира.

Но «когда Всевышний избрал Яакова и его потомков», то речь идет о месяце нисон, который символизирует месяц Избавления, месяц Исхода, месяц чудес (нисон происходит от слова нес — «чудо»). Эти чудеса совершаются нашими руками. Время в нашем распоряжении, чтобы сделать все как нам заблагорассудится. И перед нами три варианта действия.

Можно дать времени свободно течь по собственному усмотрению, человек не будет вносить изменения в этот бег — такое время не имеет смысла. Время «творения» без Творца, избравшего наш мир. Это мир без духовного начала — только материальный, физический мир.

Существует возможность более высокого порядка «сотворения мира». Хотя при этом мы не выходим за существующие рамки и границы мира, у нас есть возможность наполнить его содержанием. Это будет особый мир, в котором есть особые дни — «новомесячья», «новолетия».

Но подлинная наша цель заключается в работе с миром, в том, чтобы поднять его на более высокий уровень мира «Избавления», мира, наполненного содержанием Торы. Как сказано: «Когда Всевышний избрал Яакова и его потомков, установил месяц Избавления».

Комментарии: Месяц Избавления, месяц Исхода…
Нет добавленных комментариев