Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Еврейский путь в образовании

Пятница, 01. Февраль, 2013 - 0:27

IMG_2605_Rabbi of Odessa_Avraam Volf2 копия.jpgДело было в одном из еврейских местечек в разгар русско-польской войны 1792 года. Среди ночи кто-то постучал в дверь местного раввина. Когда он открыл дверь, то увидел на пороге Ишайю Томима, хасида рабби Мордехая из Ляховичи.

— Что случилось?! — с испугом спросил раввин, зная, что бои шли во всем городе, и выходить на улицу было крайне опасно.

Рабби Ишайя стоял, с трудом переводя дыхание, прикрывая голову пальто, так как шляпу он потерял по дороге. Отдышавшись немного, он произнес:

— Ничего особенного. У меня были проблемы с пониманием одного места в комментарии Раши на Талмуд.

— И ради этого вы пришли посереди ночи, когда на улице бушует война?!

— Разве из-за того, что русские и поляки воюют между собой, я должен отказаться от изучения Торы?.. — ответил вопросом на вопрос реб Ишайя.

…В мире ежегодно публикуются многочисленные отчеты об уровне образования населения развитых стран. Интересно, что в этих исследованиях Израиль неизменно стоит в списке самых высокообразованных государств.

Анализируя отчеты последних лет, можно увидеть, что в среднем от 40 до 50 процентов граждан Израиля являются обладателями академических степеней. Если мы добавим к этому тысячи учащихся иешив, то Израиль, вероятно, можно будет считать ведущей страной в мире по образованию в целом.

Есть много людей, которые не понимают, что составляет секрет еврейского народа. Почему подавляющее число его представителей постоянно учится и посвящает учению большую часть своей жизни? Откуда у этих людей появляется мотивация к приобретению знаний и образования?

Есть народы, у которых детей заставляют учиться. Например, китайские матери верят в принудительное обучение. У них ребенок не получит ужина, пока не выполнит все домашние задания. И это самое легкое из наказаний за нерадивость! В общем, китайские родители не дают никаких послаблений своему ребенку, который просто обязан добиться успеха в учебе.

У евреев подход другой. Во-первых, можете ли вы представить себе еврейскую маму, которая не дает своим детям кушать?! Во-вторых, если ребенка заставляют учиться, он может сдать экзамен на отлично, но никогда не станет человеком, который любит учиться. Следовательно, должно быть что-то более глубокое в еврейской культуре, что заставляет людей хотеть учиться. Что же это такое?

На этой неделе в главе «Исро» мы читаем о даровании Торы. Три тысячи триста лет назад совсем немного людей в мире были грамотными и могли учиться. Как правило, это была элита, которая получила образование. Большинство людей не умели ни читать, ни писать, более того — представители власти не были заинтересованы во всеобщей грамотности.

В Египте сыны Израиля (большинство из них) были, как и другие египтяне, заняты в течение дня непосильным трудом. Понятно, что «из-за короткого духа и из-за тяжелой работы» (Шмойс, 6: 9) у них совсем не было возможности учиться. Когда же пришел час дарования Торы, Всевышний дал ее не делегации уважаемых раввинов, не Санѓедрину, не только одним мужчинам, но всему народу Израиля. Мужчины, женщины и дети, молодежь и старики — все слышали Десять заповедей из уст Всевышнего. С тех пор Тора стала всенародным достоянием, и поэтому каждый еврей должен ее изучать.

Но есть в этом и более глубокий смысл. Мы все помним обещание, которое дал народ Израиля Моше-рабейну при даровании Торы: «Все, что сказал Г‑сподь, исполним и услышим — наасе венишма» (Шмойс, 24: 7). Значение слова наасе — выполнить все повеления Творца. Что значит нишма? Любавичский Ребе объясняет, что здесь не имеется в виду просто услышать: совершенно очевидно, что вы должны услышать, чтобы знать, что делать. Но нишма означает не только «слушать», это еще и «понимать», «постигать услышанное», услышать и понять слова Всевышнего.

Однако прежде, чем было сказано всем известное наасе венишма, евреи взяли на себя одно менее известное обязательство. Они дважды сказали только наасе — исполним все по слову Б‑жьему. Первый раз в нашей недельной главе «Исро»: «И ответили они, весь народ вместе, и сказали: «Все, что говорил Г‑сподь, исполним» (Шмойс, 19: 8). Второй раз — в главе «Мишпотим», где мы снова читаем о дарования Торы: «И ответил весь народ в один голос, и сказали они: «Все речи, какие изрек Г‑сподь, исполним» (Шмойс, 24: 3). И только в третий раз было сказано наасе венишма.

Вчитавшись в эти стихи, мы обнаружим нечто интересное. Первые два раза, когда сыны Израиля говорили только наасе, написано, что они произнесли это все вместе — все вместе взяли на себя обязательство «сделать». В первый раз — «и отвечал весь народ вместе», во второй раз — «и отвечал весь народ в один голос». Однако в третьем стихе не упоминается народное единство, а просто написано: «Сказали: «Все, что сказал Г‑сподь, исполним и услышим — наасе венишма». Не «вместе» и не в «один голос», но именно так.

Это отличие имеет глубокий смысл. Когда речь идет только о наасе — делать, «весь народ» «в один голос» исполняет одни и те же заповеди. Все зажигают субботние свечи, все накладывают тфилин, все постятся в Йом-Кипур… На практике мы все едины. Но когда наступает время нишма, которое означает понимание и постижение Торы, то в этом нет и не может быть единства. У каждого еврея есть право и обязанность попытаться понять Тору — наиболее доступным для него способом.

В отличие от других культур и религий, которые заставляют всех думать и понимать все одинаково, у евреев нет «полиции мыслей». Иудаизм призывает всех думать самостоятельно, и ничего не принимать просто потому, что кто-то — старше, умнее, авторитетнее тебя — утверждает, что дела обстоят тем или иным образом…

Кстати, один из секретов израильских успехов в развитии технологии как раз и состоит в том, что у евреев нет слепого преклонения перед авторитетами в любой области науки. Напротив, молодых ученых постоянно призывают задавать вопросы и подвергать сомнению каждый научный постулат. Даже в армии командиры поощряют самостоятельность мышления рядового солдата!

Таким образом, иудаизм открывает различные пути сближения с Творцом. Некоторые считают, что радость — это способ приблизиться к Б‑гу. Другие уверены, что этого можно достичь, только творя добро ближним. Третьи верят, что нужно посвятить свою жизнь только изучению Торы. Есть и такие, которые считают, что нужно, наоборот, выйти в мир и участвовать в работе по его совершенствованию… Благодаря тому, что в иудаизме каждый имеет право думать по-своему (и не только имеет право, но учителя стимулируют самостоятельность мышления), еврейское образование становится интеллектуальным переживанием, которое приносит и удовлетворение, и удовольствие.

Комментарии: Еврейский путь в образовании
Нет добавленных комментариев