Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

О чистоте, нечистоте и… любви

Четверг, 11. Апрель, 2013 - 6:24

 

IMG_2605_Rabbi of Odessa_Avraam Volf2 копия.jpgРаввин Шолом-Бер Лифшиц был руководителем организации «Яд леахим» и много делал для развития традиционного еврейского образования в израильских школах. Однажды он отправился в Соединенные Штаты, запланировав поехать оттуда в Канаду для сбора пожертвований и остаться там на Субботу. Однако вскоре после того, как он приземлился в Нью-Йорке, ему позвонил секретарь Любавичского Ребе и сказал: «Ребе просил передать, что в нашем городе живет одинокий еврей, который учился с вами в одном классе много лет назад. Он находится сейчас в состоянии глубокой депрессии. Не могли бы вы остаться здесь на Субботу, чтобы подбодрить его?» Раввин Лифшиц даже не смог вспомнить этого товарища по школе, но просьба Ребе была для него свята. Он изменил дату полета и в Субботу посетил своего одноклассника.

В воскресенье Ребе позвал его к себе, дал ему благословение и подчеркнул важность того, что он сделал. На протяжении всей своей жизни, раввин Лифшиц рассказывал эту историю многократно и в заключении говорил: «Этот случай учит нас, насколько мы должны быть чуткими к потребностям каждого человека!»

…Главы «Тазрия» и «Мцойро» посвящены вопросам диагностики различных видов цораас (кожное заболевание, название которого обычно переводится на русский как «проказа», хотя на самом деле это две совершенно разные болезни), а также изоляции прокаженного от окружающих. Кроме того, рассматриваются законы, связанные с язвами «проказы» на одежде из различных материалов и на домах.

Тора пишет о том, как следует обращаться с человеком, на коже которого появились язвы проказы, и затем подтвердилось, что он действительно болен: «Во все дни, когда язва на нем, нечист будет, нечист он. Отдельно находиться должен, вне стана место его» (Ваикро, 13: 46). Больной должен сидеть «отдельно», изолированный от других людей, в одиночестве. А что значит «вне стана»? Как известно, во время странствий по пустыне сыны Израиля на стоянках разбивали свои лагеря в виде трех кругов. Внешний круг, где располагались все колена Израиля, назывался «лагерь Израиля». Средний круг, отведенный колену Леви, — «лагерь Леви». И внутренний небольшой круг, где находился двор Скинии и сама Скиния, назывался «лагерь Шхины» (во времена Храма этим кругам соответствовали Иерусалим, Храмовая гора и двор Храма). Приговор прокаженному «вне стана место его» означал, что он должен был сидеть вне всех трех кругов, в том числе и за пределами лагеря Израиля.

Хотя язва проказы, появляясь на коже человека, явно указывает на то, что он нечист, он таковым еще не становится. Для признания его нечистым, необходимы два действия:

Первое действие — «осмотр язвы». Человек должен показать свои язвы специалисту, мудрецу, унаследовавшему традиционные знания в этой области и имеющему обширный опыт распознавания самого заболевания. Заболевший не может быть признан нечистым без компетентного заключения авторитетного эксперта, знающего до мельчайших подробностей все законы поражения проказой людей, одежды или дома.

Но даже после того, как мудрец определит, что язва — действительно проявление проказы, человек не считается нечистым. Необходимо дополнительное действие — «постановление коѓена». Коѓен должен сказать этому человеку: «Ты нечист!» (или, наоборот: «Ты чист!»). И этот акт — «постановление коѓена» — настолько важен для признания заболевшего нечистым, что даже если коѓен ребенок или, не дай Б‑г, невежда, не понимающий законов и не знающий, проказа это или нет, Ѓалоха повелевает, чтобы мудрец, осмотревший поражения, сказал коѓену: «Скажи — нечист». И, согласно заключению мудреца, коѓен говорит прокаженному: «Нечист ты!» — и таким образом тот становится нечистым.

Из сказанного выше возникают два вопроса, которые нам необходимо было бы прояснить. Во-первых, если мы в основном полагаемся на мнение специалиста, диагностика, и именно он определяет, является ли это поражение проказой или нет, то для чего требуется «постановление коѓена»? Во-вторых, почему эти специфические законы касаются только заболевших проказой? Мы ведь не находим подобных примеров в случае других заболеваний или проявлений ритуальной нечистоты!

Благословляя народ Израиля перед своей смертью, Моше благословляет левитов (и коѓенов — часть колена Леви) следующими словами: «Твои тумим и урим мужу, приверженному Тебе» (Дворим, 33: 8). В книге «Зоѓар» говорится, что этот стих имеет не только прямое значение: урим и тумим передаются коѓенам, которые были «привержены Б‑гу», относились к колену, не запятнавшему себя, как другие сыны Израиля, поклонением золотому тельцу. Есть у этого стиха и переносное значение: слово хасидехо («приверженному Тебе») происходит от хесед — «милосердие». Коѓены являются носителями высшего Милосердия.

Выходя благословить народ традиционным тройным благословением, коѓены произносят: «Благословен Ты, Г‑сподь… освятивший нас святостью Аѓарона и повелевший нам благословлять народ Твой, Израиль, с любовью». Эти слова подчеркивают особое предназначение коѓенов, носителей милосердия: благословлять еврейский народ «с любовью».

Но вот наступает момент, когда нужно сказать еврею, что он «нечист», что он должен покинуть пределы трех лагерей и «отдельно находиться… вне стана». Более того, смысл этого бодед («отдельно») в том, что прокаженному запрещено сидеть и с другими «нечистыми», даже с другими прокаженными. Он должен находиться в полном одиночестве, совершенно отрезанный от остальных людей. А кроме прямого, физического смысла изоляции и выхода из трех лагерей, есть у этих действий также духовное наполнение. Нечистота мцойро — такая тяжелая нечистота, что из-за нее еврею необходимо как бы выйти за пределы святости, не быть вместе со святым народом, народом Израиля.

Объявить столь ужасный приговор еврею Тора не доверяет никому, кроме коѓена. Эта нелегкая обязанность возложена на того, кто является «человеком милосердия», от которого Сам Всевышний требует «благословлять с любовью». Только коѓен чувствует всю тяжесть этого приговора, только он в полной мере понимает смысл этого решения. Его сердце разрывается от необходимости изгнать еврея из его семьи, из среды народа Израиля — выдворить его «вне стана». Коѓен не сдастся так быстро, он будет требовать от эксперта проверить и осмотреть прокаженного еще раз и обязательно спросит, нет ли возможности для дополнительного исследования.

Конечно, приговор должен быть вынесен в соответствии с Торой, здесь нет места для смягчения или ужесточения. Только Тора указывает правильный путь. Таким образом, осмотр больного должен производить эксперт, даже если это не коѓен. Установление диагноза должно быть выполнено человеком, знакомым со всеми деталями законов Торы о проказе. Но произнесение фразы «Ты нечист!», вынесение этого страшного приговора о выдворении за пределы стана не возлагается на мудреца. Это требует «человека милосердия», коѓена. Только он может вынести решение, кто действительно нечист.

Как только коѓен сказал: «Ты нечист!», мы можем быть уверены, что это истинный приговор, подтвержденный многократной проверкой мудреца. И вместе с тем мы можем быть уверены: коѓен не успокоится, приложит все свои силы, чтобы, в конце концов, произошло «очищение прокаженного» и его возвращение в стан Израиля.

…Иногда мы видим еврея, находящегося на низком духовном уровне, поведение которого выходит за общепринятые рамки, который, не дай Б‑г, не заслуживает быть в святом «стане Израиля». Тора говорит нам, что даже великий мудрец, человек, который знает все законы Торы, не может постановить, что этот еврей действительно «отдельно находиться должен, вне стана место его». Пока он не прошел вторую часть процедуры установления нечистоты, которую осуществляет полный любви к ближнему «человек милосердия» — коѓен, «благословляющий с любовью», этот приговор не имеет смысла.

И это отношение подлинной любви к народу Израиля и всем евреям, любви беспричинной отменит, с Б‑жьей помощью, причину изгнания — беспричинную ненависть, и мы удостоимся истинного и полного избавления с помощью нашего праведного Мошиаха — да произойдет это в ближайшее время, в наши дни!

Комментарии: О чистоте, нечистоте и… любви
Нет добавленных комментариев