Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Как исполнить нашу миссию?

Четверг, 30. Май, 2013 - 6:08

IMG_2605_Rabbi of Odessa_Avraam Volf2 копия.jpgНезадолго до смерти Баал-Шем-Това к нему обратился его шамес (служка): «Рабби, вы вознесетесь на Небеса, и что станет с моими заработками? Как добыть хлеб насущный?!» Рабби Исроэль ответил: «Отправляйся в путешествие по еврейским общинам и рассказывай им о моей жизни, так ты сможешь заработать на жизнь…»

Когда душа Баал-Шем-Това покинула этот мир, шамес последовал его совету. Он купил лошадь и повозку и стал переезжать из города в город, рассказывая истории и воспоминания о своем хозяине. Но, к его большому разочарованию, он собирал только небольшие суммы денег, которых едва хватало на еду для него и на корм для лошади. Долгие недели и месяцы колесил он из города в город и все это время часто думал, почему не свершились обещания Баал-Шем-Това о его достойном заработке…

Однажды на постоялом дворе, встретился ему проповедник, который тоже держал путь из города в город, пытаясь заработать на жизнь проповедями. Они поделились друг с другом своими разочарованиями о том, какие жалкие суммы они получают от слушателей.

Проповедник вдруг воскликнул: «Ты ведь рассказываешь о Баал-Шем-Тове, верно? Во время моих странствий я наткнулся на богатого человека, любителя подобных историй. Каждый раз, когда он встречал проповедника или раввина, он хотел послушать побольше историй о Баал-Шем-Тове. Он живет неподалеку отсюда, пойди к нему и он, возможно, хорошо вознаградит тебя за рассказы».

Услышал эти слова шамес, и в сердце у него загорелась искра надежды. Он запряг лошадь и отправился в путь. К месту назначения он добрался в пятницу. Ему указали дорогу к дому богача. Оказалось, что проповедник был прав: богач встретил шамеса с распростертыми объятиями: «Вы удостоились чести быть служкой у Баал-Шем-Това? Заходите в мой дом и проведите со мной эту Субботу. Это будет для меня большой честью. Вы будете спать в самой лучшей комнате в доме, и я дам вам все, что пожелаете. Только у меня одна просьба: прежде, чем идти в микву перед Субботой, пожалуйста, расскажите мне хотя бы одну историю о святом рабби Исроэле!»

«С радостью!» — воскликнул шамес и приготовился рассказывать… Но все истории внезапно упорхнули из его памяти! «Я немного устал с дороги, — объяснил он щедрому хозяину. — Не могу вспомнить ни одного рассказа. Позже, когда я отдохну и помолюсь в синагоге, буду рад рассказать вам столько историй, сколько захотите».

Вечером, когда хозяин, члены его семьи и многочисленные гости насладились обильной и изысканной субботней трапезой, шамесу Баал-Шем-Това была предоставлена честь рассказать историю о своем хозяине. Он встал, почесал затылок, отчаянно пытаясь вспомнить хотя бы один сюжет… Ничего не приходило на ум! Десятилетий служения Баал-Шем-Тову как и не бывало. От стыда он готов был провалиться сквозь землю. Гости начали шептаться, что, возможно, он никогда и не служил у Баал-Шем-Това. Однако хозяин улыбнулась и сказал: «Не волнуйтесь, я уверен, что ночной сон восстановит вашу память…»

Но странное состояние повторилось и утром. После такого позора шамес только и ждал исхода Субботы, чтобы собрать свои вещи и уйти, как и пришел. Однако за несколько минут до окончания Субботы он вдруг вспомнил одну историю. Хотя и одну — но реальную историю! Он поспешил тут же рассказать ее, прежде чем она исчезла из его памяти:

«Однажды Баал-Шем-Тов попросил меня сопровождать его в поездке. После долгого путешествия мы добрались до небольшого городка, и остановился возле дома одной еврейской семьи. Когда мы попросили у них разрешения войти в дом, они начали плакать и умолять: «Пожалуйста, уезжайте! Мы не можем принять вас и поставить под угрозу ваши жизни!» Оказалось, что один из самых известных священников страны, крещеный еврей, должен был приехать туда и выступить перед жителями. Евреи опасались, что после его подстрекательских речей в городе может начаться еврейский погром!

Баал-Шем-Тов заверил их, что все будет хорошо. Мы зашли в дом, и после короткой совместной молитвы Баал-Шем-Тов встал возле окна, выходящего на главную площадь городка. Сотни возбужденных жителей стекались к месту, прислушиваясь к словам священника. Он говорил с большим воодушевлением, оглядывая всех собравшихся, но вот его глаза встретились с глазами Баал-Шем-Това, который жестом подозвал его. Как ни странно, священник прервал речь и подошел к окну.

«Почему ты подстрекаешь народ против евреев? — спросил Баал-Шем-Тов. — Знаешь ли ты, сколько евреев пострадало из-за этого. Как ты смеешь?!»

Они долго беседовали и обличающие слова Баал-Шем-Това проникли в сердце священника. Он начал плакать и говорить, что сожалеет о своих злодеяниях. Он обещал вернуться к вере своих предков, и попросил у Баал-Шем-Това подтверждения тому, что его тшува будет принята. «Когда к тебе придет человек и расскажет о нашей сегодняшней встрече, ты будешь знать, что твое раскаяние принято на Небесах», — ответил ему Баал-Шем-Тов…

Не знаю, что случилось потом с этим священником, — сказал в заключение шамес, — но это история, свидетелем которой я был сам».

Хозяин тепло поблагодарил его за трогательную историю. После выхода Субботы богач заперся в своей комнате и вскоре вышел оттуда, держа в руках тяжелый кошель с золотыми монетами. «Это оплата за историю», — сказал он. Шамес был поражен. В кошеле была огромная сумма денег, которая в одночасье превратила его в богача! Однако он отказался взять деньги.

«Бери, бери, ты их честно заработал! — сказал богач. — Ибо священник, о котором шла речь, — это я. Всю свою жизнь я ждал тебя, чтобы получить знак свыше о том, что мое раскаяние принято. Когда я увидел тебя вчера на пороге своего дома, я тотчас узнал в тебе шамеса Баал-Шем-Това. Когда память тебе изменила, я понял, что моя тшува еще не была принята. Всю Субботу я плакал и умолял Творца принять мое раскаяние, и вот, в конце концов, ты вспомнил мою историю, и я понял, что Всевышний простил меня… Эти деньги лишь малая часть моего богатства, и я даю их тебе в знак благодарности за то, что ты стал посланником Небес, сообщившим мне добрую весть».

…Вернувшись из своего похода в Землю Израиля, разведчики принесли дурное известие: «Только могуч народ, обитающий на земле, и города укрепленные велики очень, и также великанов видели мы там» (Бамидбор, 13: 28). И добавили, что, помимо того, что обитающий там народ «могуч», у нас есть еще проблемы: «Амолек обитает на земле южной, а хиттеи, йевусеи и эмореи обитают на горе, и кнаанеи обитают у моря и на берегу реки Иордан» (там же, стих 29).

Услышав слова разведчиков, Калев бен Йефунэ выступил против них: «Взойдем же, взойдем и овладеем землею, ибо в силах мы одолеть их». Раши объясняет, что Калев пытался переубедить евреев, говоря, что не надо бояться силы всех тех народов, следует доверять Моше. «Ведь он разверз для нас море и дал нам ман, и послал нам перепелов!» Как Моше рассек для нас море, дал ман и послал перепелов, так и мы сможем завоевать эту страну, и не надо никого бояться — ни людей, живущих там, ни Амолека, ни все прочие народы.

Нам следует понять, почему Калев выбрал для укрепления в народе уверенности в силах Моше именно эти три примера? Почему не указал самое главное: то, что Моше вывел сынов Израиля из Египта?

Свое утверждение: «Не можем мы выступить против того народа…» — разведчики подкрепили тремя аргументами. Первый — «могуч народ, обитающий на земле». Жители страны великаны, их «города укрепленные», трудно бороться с ними. Второй — прежде чем мы достигнем Земли Израиля, мы должны пройти через территории, где живут хиттеи, йевусеи, эмореи и кнаанеи, следовательно — у нас есть серьезные препятствия на пути к Земле обетованной. Третий — между теми народами, которые живут на пути к Земле Израиля, есть грозный народ, с которым евреи уже столкнулись в прошлом, — Амолек.

Одного только первого аргумента было бы недостаточно, чтобы посеять ужас в среде народа Израиля, который был свидетелем многочисленных чудес. Евреи видят, что Всевышний постоянно помогает им сверхъестественным образом, избранный народ верит Творцу и передает эту веру из поколения в поколение. Сыны Израиля уверены, что и в завоевании Земли обетованной Б‑г явит им чудеса, так что одного только утверждения «могуч народ» и его «города укрепленные» недостаточно, чтобы поколебать их веру в силу Всевышнего. Поэтому разведчики добавили: «Амолек обитает на земле южной». Амолек смог победить народ Израиля, когда тот сомневался в силе Творца. Тогда они «искушали Г‑спода, говоря: «Есть Г‑сподь в нашей среде или нет?» (Шмойс, 17: 7). И в наказание за эти сомнения Всевышний послал им войну с Амолеком…

Высказывая сомнения в силах Всевышнего, можно обжечься — столкнуться с Амолеком. В сложившейся ситуации самим фактом отправки разведчиков в Землю обетованную народ Израиля выразил сомнение в силах Творца, показал, что не доверяет Его словам: «Я выведу вас из-под гнета египетского на землю… текущую молоком и медом» (Шмойс, 3: 17). Евреи засомневались и попросили: «Пошлем мужей пред собою, и они разведают нам землю» (Дворим, 1: 22). И хотя Всевышний обещал евреям помочь завоевать Страну Израиля, являя им чудеса, но потому, что они подвергли сомнению Его слова, оказалось, что «Амолек обитает на земле южной». Мы не заслужили чудес, и «не можем мы выступить против того народа» (Бамидбор, 13: 31).

Но и этого аргумента недостаточно. Хотя сыны Израиля действительно выразили сомнение в обещании Всевышнего, но Он все же согласился с их просьбой, и сказал Моше: «Пошли от себя мужей, чтобы высмотрели землю Ханаана» (Бамидбор, 13: 2). Так что Он принял их просьбу, и, следовательно, они продолжали быть достойными чудес. Но разведчики также привели третий довод: «хиттеи, йевусеи и эмореи обитают на горе, и кнаанеи обитают у моря и на берегу реки Иордан». Всевышний поможет нам завоевать эту землю, но по дороге к ней нас ожидают серьезные проблемы. Саму землю мы завоюем, с Б‑жьей помощью, но подготовку к вступлению в эту страну мы должны сделать сами. И достигнем мы этого в суровой войне с народами, которые стоят на нашем пути.

Против трех доводов разведчиков Калев выдвигает три своих аргумента, которые подтверждают уверенность в силах Моше и Всевышнего.

«Разверз для нас море» — против утверждения «могуч народ», война за эту страну будет трудной. Калев говорит о рассечении Красного моря. Тогда египтяне воевали с народом Израиля, и, казалось, у нас не было шансов победить их естественным путем, но Моше сказал: «Б‑г будет сражаться за вас…» — оставьте войну Всевышнему. Он «разверз для нас море» — Всевышний спас нас чудесным образом.

«Послал нам перепелов» — против утверждения, что когда мы начинаем сомневаться в силе Всевышнего, мы теряем право на защиту чудесным образом. Жалоба сынов Израиля: «Кто накормил бы нас мясом!» (Бамидбор, 11: 4), после которой им послали перепелов, была вызвана тем, что «стал народ как бы предлога искать ко злу во услышание Г‑спода» (там же, стих 1). Народ Израиля сомневался в силе Всевышнего, и все же Моше «послал нам перепелов», поэтому мы можем быть спокойны даже сейчас, когда мы снова сомневаемся в исполнении Б‑жественного обещания и отправляем разведчиков. Мы можем, используя силы Моше, завоевать Землю Израиля.

«Дал нам ман» — против утверждения, что у нас есть проблема с народами, которые стоят у нас на пути. Калев противопоставляет этому чудо мана, который Б‑г посылал нам ежедневно в пустыне, когда мы находились только в начале пути. Все пребывание народа Израиля в пустыне — только «подготовка» к цели, к вступлению в Землю обетованную. Но даже здесь, в рамках подготовки, Всевышний помогает нам чудодейственным способом и посылает нам ман. Так что нам не стоит бояться этих народов, «что обитают на горе».

Каждый из нас является посланником Б‑га в деле завоевания Земли обетованной. Мы должны превратить свою среду обитания в «Землю Израиля», превратить ее в место, где «непрестанно глаза Господа, Б‑га твоего… от начала года и до конца года» (Дворим, 11: 12). Каждый человек способен и обязан это исполнить!

Но человек может засомневаться в собственных силах. Злое начало может убедить его в том, что даже если Всевышний и возложил на нас эту миссию, то по некоторым не зависящим от нас причинам нет у нас ни сил, ни возможностей ее выполнить. Первая причина в том, что окружающая нас среда сильнее и сложнее. Наш город, наша среда обитания, люди, окружающие нас — это неподатливый материал для духовной работы. «Могуч народ» — окружающие нас сильны, их характеры сложно переделать. Вторая причина кроется в нас самих. У нас есть личные недостатки, неудачи в разных делах, мы не предназначены для этого и поэтому это нам не по силам. Третья причина: пока мы не доберемся до места назначения, не достигнем цели нашей работы, перед нами встают многочисленные второстепенные проблемы, которые задерживают нас на пути к достижению наших целей.

Тора учит нас, что мы должны полагаться на силу Моше-рабейну и на Того, Кто послал нас в пустыню и возложил на нас эту миссию — превратить нашу среду в «Эрец-Исроэль», место, где явно проявляется власть и руководство Б‑га, Который «разверз для нас море» (это значит, что мы можем противостоять окружающей нас среде, даже если «могуч народ» и у нас сильное окружение), «послал нам перепелов» (даже если нам не удалось, и мы, может быть, не достойны, в любом случае нас ожидает удача, несмотря на то, что «Амолек обитает на земле южной») и «дал нам ман» (даже если есть трудности на пути к цели, «хиттеи, йевусеи и эмореи обитают на горе, и кнаанеи обитают у моря и на берегу реки Иордан», у нас есть достаточно сил, чтобы добиться успеха). И не стоит забывать, что «если благоволит к нам Г-сподь, то приведет Он нас на эту землю, и даст Он нам землю, которая течет молоком и медом» (Бамидбор, 14: 8).

Комментарии: Как исполнить нашу миссию?
Нет добавленных комментариев