Несколько недель назад мне позвонил мой друг, живущий в Израиле, и попросил меня поддержать его молитвой, чтобы помочь ему выиграть приз в 54 миллиона шекелей. В случае счастливого исхода этого предприятия он пообещал половину выигранной суммы пожертвовать на нужды Одесской еврейской общины. Я посоветовал ему в первую очередь не забывать о действенности собственной молитвы и самому вознести хвалу Всевышнему, а также заверил, что мы здесь непременно помолимся за него…
В связи с этим мне вспомнилась известная еврейская майса. Один старый еврей каждую неделю покупал лотерейный билет и просил своих сыновей проверить, выпал ли на него выигрыш. Действительно в один счастливый день сыновья обнаружили, что их отец выиграл миллион. Они были очень рады его удаче, но вместе с радостью в их души закралась тревога, что отец, взволнованный этим известием, может потерять сознание от избытка чувств. Сыновья решили обратиться к раввину, будучи уверены, что раввин найдет способ, как сообщить их отцу о выигрыше. Раввин с пониманием отнесся к возложенной на него миссии и, как он обычно делал каждую неделю, отправился навестить старика. Он начал разговор издалека, говорил о всякой всячине и, как бы между прочим, спросил: «Скажи мне, что бы ты сделал, если бы выиграл миллион?» Старик, не задумываясь, ответил: «Ребе, половину этой суммы я бы пожертвовал на нужды нашей синагоги». Услышав это, раввин… лишился чувств!
* * *
Наша сегодняшняя недельная глава «Цав» от начала до конца посвящена заповеди жертвоприношения. Однако в соответствующей ей Ѓафтореговорится об обратном: «Так сказал Г‑сподь Воинств, Б‑г Израиля: «…Я не говорил отцам вашим и не повелел им в день, когда вывел их из земли Египетской, о всесожжениях и жертвах. А вот что заповедал Я им, сказав: внимайте голосу Моему, и тогда Я буду вашим Б‑гом…» (Ирмияѓу, 7: 21–23). Пророк от Имени Всевышнего говорит, что при Исходе из Египта Творец не требовал от сынов Израиля жертвоприношений, в случае если они будут внимать Его голосу. И это представляется нам не вполне понятным. Действительно, в Десяти заповедях жертвоприношения не упоминаются. Тем не менее, в Книге Ваикро, которая также называется «Книга жертв», говорится о них — практически сразу же после выхода из Египта. Почему же пророк утверждает, что Б‑г не требовал от них жертв?
Еврейские мудрецы объясняют, что истинной целью жертвоприношения было стремление помочь сынам Израиля покаяться и стать ближе к Всевышнему. Во время жертвоприношения еврей видит, как на алтарь льется жир и кровь жертвенного животного, и это напоминает ему, что он должен стать ближе к Б‑гу и покаяться. Как объясняет Рамбан: «Дабы, совершая это, помышлял человек о том, что согрешил он собственной душой и заслужил, чтобы пролилась его собственная кровь, и что если бы не милость Творца, который вместо него принял замену, то было бы предано огню его тело» (комментарий на Ваикро, 1: 9). Поэтому пророк говорит сынам Израиля, что Б‑г не хотел их жертв без раскаяния.
После разрушения Второго храма народ Израиля почувствовал, что потерял основу своей духовности. Когда Храма не стало, они не знали, как и где смогут теперь замолить свои грехи и стать ближе к Б‑гу. В книге «Авойс дерабби Натан» рассказывается: «Однажды рабби Йоханан бен Закай и его ближайший ученик рабби Йеѓошуа бен Хананья пошли в Иерусалим. Увидев развалины Храма, рабби Иеѓошуа воскликнул: «Горе нам, ибо разрушен Храм, место, где Израиль искупал свои грехи!» Сказал ему рабби Йоханан: «Сын мой, не поддавайся отчаянию, есть у нас искупительная жертва, которая не имеет аналогов, это гмилус хасодим (воздаяние добром, бескорыстное благодеяние), как сказано: «Ибо благочестия хочу Я, а не жертвоприношений» (Ѓошеа, 6: 6). Примером таких бескорыстных благодеяний был пророк Даниэль, о котором рассказывается, что он с радостью участвовал в свадебных церемониях и разделял скорбь родственников на похоронах, раздавал подаяние бедным, молился три раза в день и молитвы его принимались Всевышним с благоволением.
После разрушения Храма евреи больше не могли совершать жертвоприношения в материальном мире, но мудрецы не отчаялись и продолжили идею жертвенности в ее духовном аспекте, что выразилось в исполнении нескольких заповедей:
1. Цдока: заповедь благотворительности включает ту же самую идею жертвенности. Еврей отдает нуждающимся деньги, добытые кровью и потом, на которые он мог бы купить что-то необходимое себе и своей семье. Но, тем не менее, он решает пожертвовать эти деньги на благотворительность. Следовательно, часть «своего тука и своей крови» он приносит в жертву Б‑гу («Тания», глава 34).
2. Гостеприимство — еще один способ жертвоприношения. Талмуд говорит: «В то время, когда существовал Храм, заклание на жертвеннике искупало грехи человека. Но после разрушения Храма наш стол, за которым мы едим, подобен очищающему нас жертвеннику». Жертва теперь — «дать ломоть хлеба гостям» (комментарий Раши на трактат «Мнохойс», 97а). Приглашение и угощение гостей засчитывается Творцом как жертвоприношение.
3. Пост: «Рав Шешет, находясь в посте, после молитвы говорил так: «Владыка миров! Открыто Тебе, что во время существования Храма согрешивший приносит жертву, от которой возносят лишь тук и кровь, дабы искупить его. А теперь, будучи в посте, убыли мои жир и кровь. Да будет угодно Тебе, чтобы убывшие жир и кровь мои считались принесенными мной пред Тобой на жертвенник, и благоволи мне» (Талмуд, трактат «Брохойс», 17а). При этом, как объясняет в одной из своих бесед Любавичский Ребе, пост даже не должен продолжаться весь день: когда человек откладывает обед хотя бы на один час — это тоже жертвенность!
4. Молитва: слово корбан («жертва») имеет тот же корень, что и глаголлекарев — «приближать». То есть весь смысл жертвоприношения состоит в том, чтобы стать ближе к Б‑гу. Еврейские мудрецы говорят: «Молитва — замена ежедневной жертвы томид» («Брохойс», 26б).
Цель молитвы не только в том, чтобы попросить у Всевышнего что-то материальное, например, выигрыш в лотерее. Истинная цель молитвы — приблизиться к Творцу, чтобы привлечь в наш нижний мир Б‑жественное присутствие. К примеру, когда человек собирается на отдых со всей семьей, он не преследует при этом никаких материальных выгод, а руководствуется одним только желанием быть вместе со своими родными. Хасиды едут к своему ребе не только просить для себя благословения, а просто, чтобы побыть с ним — ведь это самое большое удовольствие для них.
Сегодня именно молитва — «приношение» наших мыслей и чувств, нашего раскаяния и благодарности — продолжает поддерживать нашу связь с Творцом. А самой важной жертвой, которую еврей может принести Б‑гу в настоящее время, является не только его собственное приближение к Творцу, но и содействие в приближении к Творцу другого еврея. Привести еврея в синагогу, пригласить его на Пасхальный Седер — это жертва, которая приносит «благоухание — реях нихоях, запах, приятный для Всевышнего» (Ваикро, 1: 9, 13, 17). Раши поясняет: «Благоухание (нихоях) — успокоение духа (нахас руах) Мне, ибо Я сказал и Мое желание исполнилось».
Когда же будет построен Третий Храм, вернется к своей изначальной форме и принесение жертв, включая, конечно, и приближение человека, приносящего жертву, ко Всевышнему. Да случится это вскоре, в наши дни!