Менахем-Мендел и Реувен — давние друзья, и это составляет их первое общее достоинство, второе — оба окончили одесскую еврейскую школу «Хабад — Ор Авнер». А третьим, не менее важным, их достоинством является то, что оба они замечательные люди, и что еще более важно — они все еще продолжают поддерживать теплые и близкие отношения с Одесской еврейской общиной…
Оба они некоторое время находились в Нью-Йорке, жили в Краун-Хайтс — хабадском квартале в Бруклине. Когда я в прошлом году на 3 тамуза (годовщина ухода души Любавичского Ребе из этого мира) приехал к Ребе, они позвонили мне, и мы договорились встретиться на оѓеле в пятницу вечером и провести там вместе весь субботний день.
Мы встретились за несколько минут до наступления Субботы неподалеку от оѓеля, помолились Минху, поучились, помолились и пошли вместе на субботнюю трапезу, которая продлилась несколько часов. За столом мы много дискутировали и, между прочим, я спросил, как они устраиваются с субботними трапезами здесь, в Нью-Йорке. Они сказали, что еще не было ни одной Субботы, чтобы их не пригласили в один из домов в Краун-Хайтс. Обычно им звонили в пятницу утром, чтобы пригласить, а если нет, то они просто стояли возле «Севен севенти» (здание штаб-квартиры Хабада, находится в доме 770 — «севен севенти» на английском — по Истерн парквей в Краун-Хайтс) после молитвы, и в течение нескольких минут кто-то обязательно приглашал их к себе. Самое трудное было после этого отвечать отказом другим приглашающим — каждый, кто выходил из синагоги Ребе, останавливался, чтобы спросить их и сотни других, не хотят ли они отведать вместе субботнюю трапезу. И надо было постоянно отвечать: «Гут Шабос, мы уже приглашены…»
И я вспомнил свою молодость, когда я учился в «Севен севенти». Иногда ко мне подходили женатые студенты иешивы и умоляли приехать к ним на Субботу, потому что жены предупредили их, чтобы не возвращались домой без гостя. Оказывается, женщины хотели исполнить заповедь гостеприимства еще больше, чем мужчины!
В эти дни еврейские общины всего мира готовятся отметить праздник Суккос, который часто называют праздником гостеприимства. Давайте попробуем ответить на вопрос: почему такое название закрепилось именно за этим праздником? Во-первых, конечно, потому, что, как утверждает книга «Зоѓар», в эти дни каждую сукку посещают ушпизин (это слово на арамейском языке означает «гости») — Авраѓам, Ицхок и Яаков, Моше и Аѓарон, Йосеф и Давид. Каждый из них в свое время отказался от удобной и привычной жизни, чтобы выполнить заповедь, данную ему Всевышним, и за это удостоился стать руководителем еврейского народа. Заповедь «поселиться в шалаше» близка по духу тому, что в свое время сделали ушпизин, и поэтому еврей каждый из семи дней Суккос символически приглашает их по очереди в свой шалаш, как бы говоря: уходя из дома в шалаш, мы делаем то же, что делали эти великие люди; и я был бы рад показать им, что евреи и сегодня помнят и понимают их дела.
Во-вторых, для того, чтобы праздничное веселье было по-настоящему радостным, в Суккос принято приглашать многочисленных гостей для участия в трапезах и пребывания в шалашах. «Праздник кущей совершай у себя семь дней… И веселись в праздник твой ты и твой сын, и твоя дочь, и твой раб, и твоя рабыня, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые во вратах твоих» (Дворим, 16: 13, 14).
И, тем не менее, мы знаем, что заповедь ѓахносас орхим («гостеприимства»), как неотъемлемую составляющую заповеди помощи ближнему, евреи должны исполнять каждый день. Ведь недаром каждое утро перед молитвой евреи произносят отрывок из Мишны: «Вот заповеди, для исполнения которых ограничений нет: пеа, бикурим, паломничество в Храм, помощь ближнему и изучение Торы» (трактат «Пеа», 1: 1). Талмуд уточняет: «Пока существовал Храм, жертвенник искупал грехи евреев. Теперь же стол человека искупает его грехи» (трактат «Хагига», 27а). По мнению комментаторов, смысл этого изречения состоит в том, что у своего обеденного стола еврей совершает одно из высших благодеяний — гостеприимство.
Человек, который хочет сегодня искупления, должен пригласить за свой стол гостей и может делать это хоть каждый день. Исполнение заповеди гостеприимства в Субботу даже еще более важно, и поэтому обычай приглашения гостей на субботние трапезы строго соблюдается в каждом еврейском доме. Точнее, это даже не обычай, а закон! Рамбам в своем своде еврейского закона пишет: «Когда человек ест и пьет, он должен накормить и путника, и сироту, и вдову, и других обездоленных. Если же кто-то запирает двери дома своего, ест и пьет с детьми своими и женой своей и не кормит бедных и обиженных, то для него это уже не радость мицвы, а радость живота…» («Мишне-Тора», «Законы праздников», 6: 18).
Следовательно, заповедь гостеприимства не связана с определенным днем или периодом времени. Степень важности исполнения этой заповеди мы постигаем из истории с Авраѓамом, рассказанной в начале главы «Вайеро». Всевышний пришел проведать Авраѓама на третий день после обрезания, чтобы справиться о его здоровье. Авраѓам издали увидел трех путников, и попросил Всевышнего подождать, не уходить, пока он примет гостей: «И сказал… если я нашел милость в Твоих глазах, прошу, не проходи мимо своего слуги» (Брейшис, 18: 3). Наш праотец Авраѓам поступил так, хотя он был пророком и мог оценить посещение Творца лучше, чем кто-либо другой в этом мире. И все же Авраѓам побежал к гостям, что указывает: «Заповедь приема гостей выше заповеди приема Шхины». Эта заповедь должна исполняться в любое время и в любом месте.
Однако в Суккос исполнение заповеди ѓахносас орхим имеет одну существенную особенность. В эти дни мы не только приглашаем гостей, но и сами являемся гостями. Весь год ты, как хозяин еврейского дома, заботишься о том, чтобы привести и накормить гостей. В праздник Суккос ты покидаешь свой обустроенный дом, где чувствуешь себя хозяином, и размещаешься в сукке. Шалаш — это не твой дом, там нет привычного уюта, удобного кресла, где ты привык читать газету после завтрака, ортопедического матраса, подушки и пухового одеяла… В течение всего праздника ты чувствуешь себя гостем.
Почему Всевышний желает, чтобы семь дней в году евреи чувствовали себя гостями? Это напоминание нам о том, что мы все гости в Его мире, где только Он хозяин, пригласивший нас погостить в Своем доме. В этом и состоит духовный смысл и главная цель праздника Суккос — привить нам понимание столь важного жизненного положения.
А теперь давайте подумаем, можем ли мы научиться у гостей чему-то, что поможет нам жить в этом мире? Во-первых, даже постоянный и радушно встречаемый гость никогда не может быть уверен, что его пригласят в следующий раз. То же самое в мире Творца: нельзя ничего принимать как само собой разумеющееся. Мы должны благодарить Б‑га за каждое мгновение, которым Он удостаивает нас, своих гостей.
Принято, чтобы гости всегда приходили в точно назначенное время, что считается проявлением вежливости и воспитанности. Когда еврей хочет посетить Б‑га, он должен помнить, что у Всевышнего тоже есть «приемные часы»: время чтения молитвы Шма утром и вечером, время зажигания субботних и праздничных свечей и время, которое надо проводить в сукке. И гость знает, что он должен появиться там во время и не опаздывать.
Если гость случайно проливает стакан красного вина на белый ковер, то он готов провалиться сквозь землю от стыда. Он тысячу раз извинится, сразу же попробует очистить пятно, или на следующий день пришлет представителя фирмы по чистке ковров… К сожалению, иногда мы «выливаем вино на ковер» — делаем нечто нежелательное в глазах Всевышнего в Его доме, «сажаем большое пятно» на еврейскую душу. Евреи должны знать, что лучшее средство для очищения души — это слезы покаяния.
И самое главное: всякий раз, когда нас приглашают в какой-то дом, мы задумываемся над тем, что подарить хозяевам. Никто не хочет прийти в гости с пустыми руками. Одни приносят цветы, другие — торт или бутылку вина, третьи — что-то из домашней утвари или украшений для дома. Главное, что гость не приходит без подарка. Каждый день мы появляемся в гостях в доме Всевышнего, обращаемся к Нему в молитве с просьбами об исполнении наших желаний и удовлетворении наших потребностей. Каждый из нас должен задуматься над тем, что он может принести на эту «трапезу». Задать себе вопрос: «Что я могу сделать для Хозяина Вселенной?» Одни принесут большой и ценный подарок, другие — что-то менее существенное. Каждый по его возможности и способности, но «никто не должен являться пред лицо Г‑спода с пустыми руками» (Дворим, 16: 16). Давайте задумаемся над этим, готовясь к празднику. С наступающим! Хорошего всем праздника Суккос — «времени нашего веселья»!