Менахем-Мендел и Реувен — давние друзья, и это составляет их первое общее достоинство, второе — оба окончили одесскую еврейскую школу «Хабад — Ор Авнер». А третьим, не менее важным, их достоинством является то, что оба они замечательные люди, и что еще более важно — они все еще продолжают поддерживать теплые и близкие отношения с Одесской еврейской общиной…
«Теперь я уверен, что воздал Всевышнему все сполна по слову Его… — с такими словами обратился ко мне один из членов общины после молитвыМаарив на исходе праздника Симхос-Тойре. — Я ел яблоки, окуная их в мед за праздничным столом в Рош ѓаШоно, произнес положенное при этом благословение. Я провел два дня в молитвах и слушал трубление в шойфар, не притронулся к пище и воде в пост Гедальи, в течение всех Десяти дней трепета от Рош ѓаШоно до Йом-Кипура прибавлял каждый день молитвуОвину Малкейну. В Йом-Кипур я 25 часов держал строгий пост и участвовал во всех молитвах этого святого дня в синагоге. Во время праздника Суккос каждый день благословлял четыре вида растений, ел и пил только в сукке. Отплясывал изо всех сил со Свитком Торы в дни Шмини-Ацерес и Симхос-Тойре… Ничего не упустил? Если нет, то я уверен, что теперь Всевышний вознаградит меня по заслугам за все содеянное в этом месяце в Его честь. Мои притязания весьма значительны и многочисленны: я хочу гезунт(здоровья), парносе (материального благополучия) и нахес (душевного отдохновения). И все это — в изобилии…»
И мне вспомнился один случай из жизни Любавичского Ребе. Один богатый хасид решил сделать ему подарок: новый автомобиль со всеми современными аксессуарами и удобствами. И вот в один прекрасный день возле «Севен севенти», нью-йоркской штаб-квартиры Хабада, припарковался новый «Кадиллак» последней модели (до этого Ребе много лет ездил на старой, видавшей виды машине, пережившей многочисленные починки). Была середина дня, Ребе вышел из кабинета и направился к машине. И только перед тем, как Ребе, не заметивший перемен, собирался сесть в нее, секретарь сказал ему, что это новый автомобиль — подарок такого-то хасида. Ребе нахмурился и сказал: «Передайте мою благодарность человеку, который хотел подарить мне машину, но «ненавидящий подарки жив будет». Поэтому я хочу ездить на старом автомобиле». Новый автомобиль был возвращен дарителю, и Ребе так никогда им и не воспользовался.
Ребе объяснил позже в одной из бесед, что ему так же хорошо ездить в старом автомобиле и нет никакой необходимости в новой машине. Тем не менее, этот случай предоставил возможность обсудить отношение к подаркам вообще. Стих: «Губит дом свой корыстолюбивый, а ненавидящий подарки жив будет», — принадлежит царю Шломо (Мишлей, 15: 27). Мы все это знаем, но это высказывание вызывает у нас совершенно естественные вопросы. Всегда ли нужно таким образом относиться к подаркам? Каким станет наш мир, если никто не будет дарить и получать подарки? А как же подарки на свадьбу, дни рождения, новоселье, праздники, в конце концов? Кроме того, говорит Ребе, а как же быть с шалахмонес, подарками, которыми евреи радуют друг друга на Пурим? Получается, что наши мудрецы установили заповедь, которая противоречит смыслу приведенного выше стиха из Мишлей?!
В то же время в Торе приводятся различные случаи получения подарков. Первые подарки получил сам Авраѓам, праотец наш. Вспоминая историю его жизни, мы видим, что он, казалось бы, противоречит сам себе. Начнем с конца. Когда Авраѓам искал место для захоронения Сары, Эфрон предложил ему поле и пещеру Махпела в подарок: «Поле даю тебе и пещеру, которая на нем, тебе даю ее; на глазах народа моего даю ее тебе. Погреби умершую твою» (Брейшис, 23: 11). Однако Авраѓам отказался и настаивал на том, чтобы заплатить: «Даю серебро за поле, возьми у меня, и я погребу умершую мою там» (там же, стих 13). В итоге Авраѓам купил пещеру Махпела, заплатив за нее полную стоимость.
Но мы помним и другие события в жизни Авраѓама и знаем, что были времена, когда он получал и принимал подарки. В начале главы «Лех-лехо» рассказывается о том, как Авраѓам пришел с женой в Египет и заявил, что Сара — его сестра. А когда ее забрали во дворец к фараону, Авраѓам получил от него дары: «Мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и ослицы и верблюды» (Брейшис, 12: 16). Это были весьма щедрые дары. Когда же Б‑г встал на защиту Сары и наказал фараона, призвал правитель Египта Авраѓама и сказал: «Вот жена твоя, бери и уходи!» (там же, стих 19). Но Авраѓам не вернул подарки, полученные от фараона, и ушел из Египта «грузен очень стадом, серебром и золотом» (Брейшис, 13: 2).
Эта же история повторилась в Гераре. Авраѓам снова сказал, что Сара его сестра, и царь Авимелех решил взять ее в жены. Всевышний вмешался и спас Сару. И что мы узнаем? «И взял Авимелех мелкий и крупный скот, и рабов, и рабынь, и дал Авраѓаму, и возвратил ему Сару, жену его» (Брейшис, 20: 14). А кроме того, Авимелех сказал Саре: «Вот я дал тысячу серебра брату твоему» (там же, стих 16). Авраѓам получил эти дары без всякого смущения и даже молился за выздоровление царя. Получается, Авраѓам не всегда противился получению подарков?!
Когда же можно принимать подарки, а когда этого не следует делать? Возможно, ответ кроется в другой истории, связанной с Авраѓамом, в которой он снова отказался принять подарки. В главе «Лех-лехо» рассказывается, что племянник Авраѓама Лот жил в Сдоме. Однажды пришел человек и рассказал Авраѓаму, что жители Сдома вели войну и проиграли ее, были взяты в плен, а среди них и его племянник Лот. Авраѓам сразу созвал свое войско и отправился на войну, чтобы спасти Лота. Выиграв войну, наш праотец освободил из плена не только своего племянника, но и всех жителей Сдома. «И сказал царь Сдома Авраѓаму: «Дай мне людей, а имущество бери себе» (Брейшис, 14: 21). Но, к его удивлению, Авраѓам отказался и сказал: «Воздеваю руку мою к Г‑споду, Б‑гу Всевышнему, обретшему небо и землю: от нитки и до ремня обувного [не оставлю себе из военной добычи]… и не возьму из всего, что тебе принадлежит…» (Брейшис, 14: 23). В продолжение стиха наш праотец объяснил, почему он не хочет ничего от него брать: «И тебе не сказать: я обогатил Авраѓама». На самом деле Авраѓам не хотел быть у кого бы то ни было в долгу, поэтому не захотел принимать трофеи в подарок.
…Есть два типа дарителей подарков. В мире существует много хороших людей, которые дарят подарки из чувства любви и уважения к одариваемому. Они счастливы и считают большой честью для себя, когда их подарок принимается. Они знают, что вы можете прожить без этого дара, но они хотят сделать вам приятное, и более того — они сами также радуются, заметив, что это им удалось. Но есть и такие, кто дарит подарки с намерением сделать одариваемого своим должником на всю оставшуюся жизнь. Я почти уверен, что у каждого, кто читает эту статью, есть такие дядя или тетя, которые двадцать лет назад подарили вам подарок, и с тех пор постоянно в той или иной форме напоминают вам об этом. Они считают, что раз одарив, они вас купили и теперь хотят властвовать над вами, напоминая об этом подарке. И это длится до тех пор, пока ваше терпение не лопнет, и вы не решите вернуть им этот подарок, чтобы они навсегда оставили вас в покое. Именно таких подарков и дарителей старался избегать Авраѓам. Никто из нас ни за что бы не согласился принять такие подарки. Именно о них и сказано: «Ненавидящий подарки жив будет». Ведь подобный даритель может до такой степени отравить вашу жизнь, что вы потеряете вкус к ней. Вы будете постоянно озабочены только одним: как бы не столкнуться с ним где-нибудь. Вы начнете избегать семейных торжеств и мероприятий, на которых этот человек может присутствовать. В общем, ваша жизнь изменится к худшему, поэтому царь Шломо советовал ненавидеть такие подарки.
Это подводит нас к разговору о нашей сегодняшней недельной главе «Брейшис», ибо в эти дни мы начинаем новый цикл чтения Торы. В нашей главе рассказывается история Каина и Ѓевеля, двух первых с момента сотворения мира братьев. Тора говорит: «И принес Каин от плодов земли дар Г‑споду. И Ѓевель, принес также и он от первородных стада своего и от их туков» (Брейшис, 4: 3–5). Всевышний принял жертву Ѓевеля, но не Каина. Почему Г‑сподь так отнесся к приношению Каина? В чем он провинился пред Творцом? И это притом, что именно Каин первый выдвинул идею принести жертву Б‑гу, и Ѓевель учился этому от брата! Почему же Всевышний отверг жертву Каина? Ответ может быть найден в реакции Каина на это печальное событие: «И досадно стало Каину очень, и поникло его лицо» (там же, стих 5). Каин разгневался и впал в депрессию. Человеком, у которого не приняли подарок, овладевают чувства печали и сожаления о случившемся. Ему не следует гневаться и испытывать раздражение: ведь причина, по которой он хотел подарить подарок, — это любовь, желание увидеть радость на лице любимого человека. В случае отказа, такой даритель выражает сожаление и грустит по поводу случившегося. А те дарители, которые преподносят подарки без тени любви и уважения, но с большим желанием обязать и подчинить себе одариваемого, в случае отказа принять их подарок имеют все основания для негодования и злобы, действительно могут держать на вас обиду в течение многих лет.
Судя по реакции Каина, становится понятно, что его приношение не было даром, принесенным из большой любви к Б‑гу. Каин хотел обязать Всевышнего, сделать Его своим должником. И Творец отказался принять такой дар. Ѓевель, с другой стороны, принес свою жертву в радостном смирении, выражая благодарность Б‑гу. Поэтому «и призрел Г‑сподь на Ѓевеля и на его дар, а на Каина и на его дар не призрел» (Брейшис, 4: 4, 5). Это служит нам напоминанием о том, что еврей должен исполнять заповеди не с мыслью, что теперь Творец оплатит наши труды своей признательностью и заботой, а испытывая любовь и радость от того, что у нас есть возможность поступать по слову Всевышнего.