Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Праздник — но только через год…

Четверг, 10. Декабрь, 2015 - 9:46

BB1_1622.jpgВ этом году, как и все предыдущие годы, на Хануку в Одессе проходят десятки различных праздничных мероприятий. Каждый день праздника отмечен торжеством с представлениями и музыкой для детей в сети детских садов и школ Хабада. Мероприятия каждый вечер в синагоге во время зажигания праздничных свечей. Большой праздник был устроен для еврейской молодежи города. И, конечно, каждый вечер традиционно зажигаются огни на главной ханукие города, установленной на площади возле всемирно известной одесской лестницы… Директор нашего учебно-воспитательного комплекса, который сам участвовал в почти двадцати Хануках, даже спросил меня: «Не кажется ли вам, что мы торгуем праздником? Столько мероприятий, столько торжеств! Только для детей были бесконечные праздничные утренники! А другие мероприятия в синагоге в центре города и в синагоге на поселке Котовского! В магазине при синагоге продаются ханукии и свечи, и масло, и дрейдлы (ханукальные волчки), все магазины кошерных продуктов города продают суфганийот(пончики), а кошерные рестораны подают латкес! Может, под предлогом праздника мы занялись торговлей?!»

Конечно, я ответил ему так, как каждый должен был бы ответить в таком случае: поскольку главная цель Хануки — «возвещать о чуде», то все, что мы делали, не столько могло привести к потере смысла праздника, сколько способствовало достижению этой цели. Чем больше людей узнают об этом празднике, чем больше ханукальных светильников зажигаются в различных общественных местах города, тем шире предается гласности «великое чудо, произошедшее там».

Тем не менее, возникает другой фундаментальный вопрос: почему нам велено обнародовать и распространять знание именно о чуде Хануки? Ведь Всевышний совершил много чудес для народа Израиля! Например, на Песах, когда евреи празднуют чудо Исхода, выход из рабства на свободу, нам официально заповедано «помнить»: «Чтобы ты помнил день твоего исхода из земли Египта во все дни жизни твоей» (Дворим, 16: 3). О чуде Пурима, когда мы празднуем спасение от Амана, который «задумал погубить евреев», сказано: «И дни эти памятны и празднуемы из рода в род в каждой семье, в каждой области и в каждом городе; и эти дни Пурима не будут отменены среди иудеев, и память о них не исчезнет у потомков их» (Эстер, 9: 28). Почему же именно о чуде Хануки мы должны возвещать миру больше, чем о других чудесах? А ведь именно поэтому принято располагать ханукальный светильник у проема входной двери или на подоконнике — чтобы его было видно на улице. А Любавичский Ребе ввел новый способ «распространения чуда» — зажигать свечи на центральных площадях городов.

В своей беседе от 12 тамуза 5716 года Ребе замечает, что в самом чуде Хануки кроется нечто интересное и необычное. Талмуд (трактат «Шабос», 21б) приводит рассказ о том, как все происходило (все мы его хорошо знаем). Хашмонаим воевали против греков, и в конечном итоге им удалось захватить Храм, войти в него, очистить и найти один маленький кувшин чистого, неоскверненного масла, достаточного для горения храмовой меноры в течение одного дня. Произошло чудо — масло горело в течение восьми дней. «На следующий год в эти дни был установлен праздник благодарения и прославления Всевышнего». Любавичский Ребе спрашивает: почему наши мудрецы не сразу установили праздник Хануки, а ждали следующего года? Ведь, например, праздник Пурим, который тоже был установлен еврейскими мудрецами, евреи начали праздновать в том же году: «Так было в тринадцатый день месяца адора, а в четырнадцатый день его был покой, и сделали его днем пиршества и веселья» (Эстер, 9: 17). Евреи праздновали Пурим сразу же, на следующий день после чуда спасения, и так было в течение всех последующих поколений. Почему же установление праздника Ханука задержалось на целый год?!

Ребе объясняет, что в целом существует большая разница между заповедями Торы и теми, что установлены еврейскими мудрецами. Перед тем, как передать народу Израиля повеление Всевышнего праздновать Песах, Моше не проводил «опрос общественного мнения» о том, действительно ли евреи хотят праздновать семь дней только с мацой. Он написал в Торе то, что повелел Творец: «Семь дней пресные хлебы ешьте» (Шмойс, 12: 15). И так происходило со всеми заповедями Торы. Но перед установлением заповеди мудрецами, было необходимо проверить, сможет ли эту заповедь или постановление исполнять большинство людей, так как если община не примет эту заповедь, она не станет обязательной для всех.

Мы видим это на примере установления Пурима. Талмуд говорит, что сначала мудрецы постановили, что он будет днем, когда работа запрещена, как и в праздники Торы: Песах, Швуэс и т. д. И поэтому написано: «День пиршества и веселья и йом-тов (праздник)» (Эстер, 9: 19). Однако во втором обращении Мордехая и Эстер говорится только «и сделать их днями пиршества и веселья», а йом-тов ни разу больше не упоминается. Талмуд (трактат «Мегила», 5б) объясняет, что запрета на работу в этот день народ Израиля в том поколении не принял на себя. И поэтому Пурим стал праздником, в который разрешается работать…

Когда пришло время, и мудрецы захотели установить Хануку, они уже имели отрицательный опыт Пурима, и думали о том, что может случиться, если народ Израиля не примет этот праздник, так что они не спешили с его установлением.

Любавичский Ребе объясняет, что есть огромная разница между чудом Пурима и чудом Хануки. На Пурим произошло чудесное спасение от уничтожения. Аман, как затем и Гитлер, да сотрутся их имена, обрекал евреев «на истребление, убиение и погибель», не дай Б-г. Так что когда пришло спасение и удалось избежать смерти, это великое чудо праздновали все сыны Израиля, ведь на каждого, без исключения, распространялся этот указ (так и нацисты не делали никакого различия между теми, кто соблюдал или не соблюдал заповеди Торы). Приказы Амана и Гитлера касались каждого еврея. В отличие от этого, Ханука — совершенно другая история. Греки не хотели уничтожить еврейский народ, не дай Б-г, они хотели уничтожить еврейскую религию: ввели запреты на исполнение заповеди обрезания, не разрешали соблюдать законы Субботы, отмечать еврейские праздники. Они хотели, чтобы народ Израиля стал подобен другим народам, ставшим частью эллинистической культуры. Если положение евреев перед Пуримом можно сравнить со временами нацистского режима, то Ханука — это жизнь евреев при коммунистах в бывшем СССР. Они не ставили своей целью полностью истребить еврейский народ, а просто запрещали им жить по еврейским законам. В самом деле, исследователи говорят, что во время установления праздника Хануки сорок процентов евреев ассимилировались, стали частью эллинистического общества. Большинство людей даже среди тех, кто остался верен Торе, не считали нужным идти на войну с великой державой из-за указов, запрещающих иудаизм. Они думали, что нужно «спрятаться лишь на мгновение, пока не пройдет гнев» (Ишаяѓу, 26: 20). Когда Матитьяѓу и его сыновья подняли знамя восстания против греков, и он провозгласил: «Кто за Б-га — ко мне!», только десять процентов сыновей Израиля вступили в войну, остальные смотрели со стороны, не чувствуя необходимости бороться за свободу исполнения заповедей!

Поэтому когда Маккавеи победили, вошли в Храм, очистили его и зажгли храмовый светильник с освященным маслом, которого чудесным образом хватило на восемь дней, еврейские мудрецы не поспешили сразу провозглашать праздник. Они ждали целый год, чтобы увидеть, действительно ли народ Израиля оценил произошедшее с ним чудо, рады ли те, кто не участвовал в войне, что получили свободу для выполнениямицвойс. И поэтому только «на следующий год», когда мудрецы увидели, что народ Израиля радуется победе Маккавеев, и был установлен праздник Хануки. Именно по той же причине важной его мицвой стало — возвещать о чуде. Чудеса Пурима и Песаха не нужно объяснять никому, но события Хануки не являются очевидным чудом, потому что тогда произошло спасение от духовной гибели. Так что мы должны каждый год возвещать о чуде, учить детей, что война с греками велась за право жить как евреи в Стране Израиля, за право делать нашим детям обрезание, зажигать субботние свечи, совершать Кидуш, праздновать Песах… Ради этого Матитьяѓу и его сыновья пошли в смертельный бой.

…Мы живем в прекрасное время, когда на земном шаре нет почти ни одной точки, где евреям запрещали бы исполнять заповеди Торы. И в России, и в арабских странах — везде закон разрешает евреям совершать обрезание, соблюдать Шабос и кашрут. Сегодня победа, одержанная на Хануку, свершилась во всей своей полноте. Поэтому нам следует поблагодарить Всевышнего за «торговлю» на Хануку и создание дополнительных возможностей для прославления чуда, будь то праздничные почтовые марки, открытки или даже оберточная бумага с изображением ханукального светильника. Мы должны в любой форме, любым способом возвестить о чуде, чтобы прибавить к прославлению Всевышнего и высказать Ему свою благодарность за чудеса, которые Он совершил и совершает для еврейского народа.

Комментарии: Праздник — но только через год…
Нет добавленных комментариев