Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

«Надо любить каждого еврея!»

Четверг, 01. Декабрь, 2016 - 15:35

BB1_1622.jpg
У меня есть очень близкий друг — Джордж (Екутиэль-Йеѓуда) Рор, чья семья около пятидесяти лет оказывает огромную поддержку посланникам Любавичского Ребе и учреждениям Хабада по всему миру. Более 25 лет семья Рор поддерживает деятельность посланников в странах бывшего Советского Союза, и более десяти лет — в университетских кампусах по всему миру. Много лет назад глава семьи, г‑н Сами (Шмуэль) Рор, да покоится он с миром, начал поддерживать Хабад, а теперь его сын Джордж продолжает эту традицию. (Я намеренно написал «Джордж», а не «мистер Джордж», так как около 15 лет назад во время разговора с ним, когда я обратился к нему «г‑н Рор», он тут же поправил меня и сказал: «Г‑н Рор — это мой отец, а я — Джордж!» Так как я искренне люблю и уважаю этого человека, то постараюсь написать статью таким образом, чтобы ему было приятно ее читать…) Г‑н Сами Рор посетил Одессу десять лет назад с деловым визитом, во время которого посетил нашу синагогу, принял участие в субботней молитве и фарбренгене, рассказал нам много интересных историй, дал много советов о том, как и что нужно улучшить в работе нашей миссии. И мы следуем его советам по сей день, и считаем это большим успехом.

На съезде посланников Любавичского Ребе в прошлом году Джордж Рор рассказал, как начались отношения его семьи с Хабадом. Сэмюэл Рор родился в Германии в 1926 году. В 1938‑м, после нацистских погромов, семья бежала во Францию, а затем, спасаясь от фашистской оккупации, — в Швейцарию. После войны Сами Рор эмигрировал в Южную Америку, где с нуля создал успешный бизнес. В 1952 году в чилийской столице он познакомился со своей будущей женой, уроженкой закарпатского города Мукачево Шарлоттой Кастнер, пережившей, как и Сами, Катастрофу. Своих детей супруги Рор воспитывали в глубоком уважении к еврейской традиции. Необходимость заниматься благотворительной деятельностью была одним из основополагающих принципов, которые Сами и Шарлотта Рор привили своим детям. Семья обосновалась в столице Колумбии Боготе, где благодаря щедрости супругов Рор появилась великолепная синагога «Адат Исраэль» и начался расцвет местной общины.
 

Время от времени в Боготу приезжали раввины из Израиля для сбора пожертвований. Все знали, что в офисе Сами Рора они всегда встретят очень теплый прием. У него работало много евреев — инженеров, юристов, бухгалтеров и т. д., и поэтому Сами просил раввинов побеседовать с его сотрудниками об иудаизме. Однако, к его большому сожалению, раввины избегали этого. Они приходили, чтобы получить чек и сразу же двигаться дальше, и не имели желания общаться с его сотрудниками… В те же годы в Боготу летом приезжали молодые ребята из Нью-Йорка, от Любавичского Ребе. Сами заметил, что собирание денег не было их целью. Они стремились приобщить местных евреев к еврейской традиции: встречались с его работниками-евреями, накладывали им тфилин, интересовались, получают ли их дети еврейское образование, соблюдают ли они кашрут и т. д. Сами понял, что посланники Ребе «сделаны из другого теста», и очень высоко оценил их деятельность.

В 1978 году сестра Джорджа начала встречаться с молодым евреем из пригорода Боготы. Он был очень хорошим человеком, но его семья не соблюдала еврейские традиции. После года их знакомства парень пришел к отцу девушки просить согласия на брак с его дочерью. Сами сказал, что не возражает против того, что он женится на его дочери, однако, так как его познания в иудаизме были очень незначительными, он хочет, чтобы жених поехал на год учиться в иешиву в Израиле. Таким образом, познав основы иудаизма, он сможет принять осознанное решение о том, как он хочет соблюдать еврейскую традицию и какой образ жизни будет вести. Парень попытался убедить Сами в том, что он не может уехать на целый год, так как работает вместе со своим отцом и братом в семейном текстильном бизнесе. Сами начал торговаться, убеждая парня поехать хотя бы на шесть месяцев, но, в конце концов, понял, что это не реально. Тогда у него появилась идея привезти студента иешивы из Израиля в Колумбию, чтобы тот учился вместе с его будущим зятем. Сами спросил его, может ли тот пообещать, что в таком случае он будет учиться по пять часов каждый день, и жених дал обещание.

В то время Сами Рор планировал поездку в Израиль и решил, что там он будет искать ешиботника, который согласится приехать в Колумбию, чтобы учиться с его будущим зятем. По приезду в Израиль Сами встретился со многими главами иешив, на содержание которых он вносил пожертвования, и просил найти авреха (молодого человека), готового отправиться в Колумбию на шесть или более месяцев. Он сказал, что в дополнение к заработной плате будет оплачивать все связанные с этим расходы. Сначала раввины не слишком заинтересовались его предложением, но затем все-таки представили ему подходящих кандидатов. Однако в беседе с ними Сами осознал, что простому ешиботнику будет трудно установить контакт с молодым человеком из Колумбии, который имеет минимальные познания в иудаизме. Спрашивая кандидата, чему тот будет учить своего ученика, он заметил, что ответы молодых людей, свидетельствовали о том, что они не имеют ни малейшего представления, какой подход необходим к парню, выросшему в другой среде. В конце концов, он навестил Эфраима Вольфа в иешиве Хабада в Лоде (раввин Эфраим Вольф, мой дед, да покоится он с миром, был доверенным лицом Любавичского Ребе в Израиле, и руководил учреждениями Хабада в стране). Раввин Вольф был знаком с Сами Рором много лет. Когда Сами сказал ему, что он ищет парня, согласного поехать в Колумбию для обучения его будущего зятя, раввин Вольф в тот же день представил ему подходящего кандидата. Сами Рор спросил парня: «Чему ты собираешься учить моего будущего зятя?» Не моргнув глазом, парень ответил: «Я буду учить его тому, что надо любить каждого еврея!» Услышав это, Сами обрадовался и сказал, что это именно то, что он искал. Но раввин Вольф выдвинул два условия: первое — аврех должен поехать с другом, потому что в таких ситуациях не принято посылать одного человека; второе, более важное, — нужно обсудить вопрос с Ребе, поскольку такие вещи не делаются без его согласия…

Раввин Вольф ежедневно связывался по телефону с секретариатом Ребе. Буквально на следующий день ему пришел ответ, чтобы парни немедленно отправлялись в путь. И через несколько дней два авреха уже вылетели в Колумбию. Так как сам Сами по-прежнему оставался в Израиле, он позвонил своему будущему зятю и сообщил ему, что двое студентов иешивыприезжают в Колумбию, чтобы учиться с ним, и он должен встретить их в аэропорту и обустроить. «Как я узнаю их?» — с тревогой спросил тот. В ответ Сами рассмеялся: «Не волнуйся, я уверен, ты их сразу узнаешь…»

В первую же пятницу после приезда израильтян в Колумбию будущий зять позвонил Сами Рору, который был еще в Израиле, и в полном замешательстве сообщил, что двое парней хотели бы пойти на пляж и купаться там, раздевшись до гола! Сами рассмеялся и объяснил, что посланники привыкли окунаться в микву перед началом Субботы, и, так как не было никакой надежды найти микву в Боготе, они хотят искупаться в море. Так что их надо отвезти на пустой дикий пляж, где они смогут полностью раздевшись, окунуться в воды моря, и он должен будет это делать каждую пятницу… «Этот жених стал самым религиозным евреем в семье!» — этими словами закончил Джордж историю о начале взаимоотношений семьи Рор с Ребе и Хабадом.

Интересно заметить, что после смерти моего деда — рава Эфраима Вольфа, были опубликованы восемь томов, включающих документальную переписку, записи телефонных разговоров и указаний Ребе о создании хабадских учреждений в Израиле и работе миссии. Помимо всего прочего, мой дед кратко записывал свои телефонные разговоры с секретариатом Ребе, и отправлял эти резюме Ребе. В этих записях можно найти документальной подтверждение рассказа Джорджа Рора. В седьмом томе на странице 260 есть запись от 16 элула 5738 года: «Вчера иешиву в Кфар-Хабаде посетил г‑н Рор из Колумбии, он встретился со студентом Шломо Рифкиндом, также посетил трудовую школу, пожертвовал 10 тыс. израильских лир». Здесь, вероятно, мой дед кратко написал Ребе о ребятах, которые ехали обучать будущего зятя г‑на Сами Рора. А в восьмом томе на странице 88 есть еще одна запись — от 4 тамуза 5741 года. Мой дед отчитывается перед Ребе, и в начале отчета он пишет: «Вчера нас посетил г‑н Рор из Колумбии, который был здесь два года назад, а затем к нему в Колумбию отправился аврех Шломо Рифкинд. Он пожертвовал на иешиву2000 израильских лир».

* * *

Ѓафторой к нашей сегодняшней недельной главе «Тойлдойс» служит отрывок из книги пророка Малахи, жившего во время возвращения в Сион в начале периода Второго Храма и, что важно, ставшего последним еврейским пророком. Со времен Моше-рабейну — «господина пророков», пророчество в среде народа Израиля существовало почти тысячу лет. Именно Малахи завершил период пророков. Книга Малахи имеет всего три главы, а Ѓафтора включает в себя первую главу и половину второй. Вот каковы первые слова последнего пророка Израиля: «Я возлюбил вас», — сказал Г‑сподь» (Малахи, 1: 2). Всевышний признается Израилю в любви. Что такое любовь? Настоящая любовь неподвластна логике и рассудку. Родитель любит своего ребенка, и ему не нужно объяснять самому себе или другим людям, почему и за что он его любит. Наоборот, если он чувствует необходимость объяснить, почему он любит, то это признак того, что что-то неладно в отношениях между отцом и сыном. Любовь — великое всепобеждающее чувство. Поэтому слова Творца: «Я возлюбил вас…» — это лучшая весть, которую народ Израиля мог бы когда-нибудь услышать. Б‑г любит нас, как родитель любит своих детей, ни от чего не зависящей истинной любовью. И как родитель никогда не откажется от своих детей и не согласится заменить их другими детьми, которые ведут себя лучше, так и наш Небесный отец не заменит Израиль другими народами: «Заменить вас на другой народ Я не могу» (мидраш «Рут рабо», 3).

Рассказывают, что когда Алтер Ребе приехал в Межирич, то первым поучением, которое он услышал от своего учителя Межеричского Магида от имени Баал-Шем-Това, было: «Я возлюбил вас», — сказал Г‑сподь», — значит, нужно любить каждого еврея». До тех пор Алтер Ребе старался отдалиться от простых людей, но услышав это поучение начал приближать их и относиться к ним с любовью (из беседы Любавичского Ребе на фарбренгене 18 тишрей 5622 года; «Тойрас Менахем», том 32, стр. 72). Возможно, Всевышний в конце периода пророков, перед тем, как пророческий голос замолкнет, хотел сказать народу Израиля, что Он на самом деле чувствует к нему. Поэтому Творец провозгласил: «Я возлюбил вас! Я хочу, чтобы вы знали, что это любовь, которая выше смысла и понимания, не подвластна логике, и поэтому она никогда не иссякнет».

Мы все знаем обычай, согласно которому на стол, накрытый для Пасхального Седера, ставится «бокал Элияѓу». Какое отношение имеет пророк к Седеру? Согласно традиции, Элияѓу является провозвестником освобождения и искупления. Именно он в будущем должен принести нам весть о приходе Мошиаха. А так как ночь Седера — самое подходящее время для искупления, ведь в эту же ночь наши предки вышли на свободу из Египта, мы готовим бокал для пророка, как бы приглашая его прийти и принести весть об искуплении. Откуда мы узнаем, что пророк Элияѓу должен прийти и возвестить нам о спасении? Об этом говорится в последних словах книги Малахи: «Вот Я посылаю к вам Элияѓу-пророка перед наступлением дня Г‑сподня, великого и страшного. И возвратит он сердце отцов к сыновьям, и сердце сыновей к отцам их» (Малахи, 3: 23, 24). И можно сказать, что возможность удостоиться того, что Всевышний пошлет нам пророка Элияѓу, чтобы объявить о приходе Мошиаха, зависит от того, что выражается в первых словах пророка: «Я возлюбил вас», — сказал Г‑сподь».

…Рассказывают, что хасиды спросили Алтер Ребе, что важнее, любовь к Б‑гу или любовь к Из-раилю, и он ответил, что любовь к народу Израиля важнее. «Люби то, что любит твой возлюбленный». Если вы действительно любите какого-то человека, то вы позаботитесь и о его детях. Тот, кто по-настоящему лю-бит Б‑га, любит и каждого еврея, потому что Творец любит всех евреев.

 

Комментарии: «Надо любить каждого еврея!»
Нет добавленных комментариев