Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Три правила нашего успеха

Четверг, 22. Декабрь, 2016 - 11:57

 

BB1_1622.jpg
На этой неделе — в понедельник и вторник, 19–20 кислева — евреи во всем мире отмечали Новый год хасидизма. В эти дни был освобожден из тюремного заключения в царской России Алтер Ребе (рабби Шнеур-Залман из Ляд, основатель хасидского движения Хабад). Его арестовали в ночь на исходе праздника Симхос-Тойре 5559 (1798) года. То, как происходил арест, и особенно приезд черной кареты, в которой перевозили особо опасных преступников, не оставил никаких сомнений в серьезности опасности, которая грозила Ребе…

Это были дни третьего поколения хасидизма. В то время хасидское движение распространилось уже довольно широко, охватив множество городов и даже целые области! Новый дух радостного служения Творцу начал захватывать широкие слои еврейства Восточной Европы. Успех хасидизма вызвал возобновление спора с его противниками, разгоревшегося на заре истории хасидского движения. В ход были пущены сплетни, клевета на хасидов и обвинения их в том, что они свернули с пути Торы. Главные стрелы были направлены на рабби Шнеура-Залмана, который был лидером хасидизма в Литве и Белоруссии — землях, которые относительно недавно были присоединены к Российской империи. Благодаря величию личности Алтер Ребе, его почитали даже те евреи, которые не являлись приверженцами хасидизма. Видя, что обычными способами не остановить растущее движение, миснагдим (противники хасидизма) решили устранить главу хасидов с помощью царских властей. Они воспользовались тем, что Алтер Ребе организовал сбор средств на содержание еврейских поселений в Земле Израиля, и послали донос о том, что он нелегально переправляет деньги в Турцию — Эрец-Исроэль была тогда частью Османской империи, находящейся во враждебных отношениях с Россией. К этому были добавлены обвинения, касающиеся идеологической стороны теории хасидизма. Главной целью доноса было устранить, не дай Б‑г, Алтер Ребе и таким образом положить конец распространению хасидизма!

Ребе был арестован и препровожден в Петербург, где на время следствия его поместили в каземат Петропавловской крепости. Он был допрошен по всем пунктам обвинения, и донос был признан ложным. В ходе следствия рабби Шнеур-Залман смог произвести неизгладимое впечатление на следователей своей удивительной мудростью и чистотой сердца. Вскоре в правительственных кругах широко распространился слух о том, что Алтер Ребе — чудотворец и мудрец, обладающий неисчерпаемыми познаниями в любой области. В его камеру начали приходить высокопоставленные правительственные чиновники, которые вели с ним длительные беседы о вере, о мировоззрении. После того, как все доносы были тщательно расследованы и оказались ложными, он был освобожден, проведя в тюрьме ровно 53 дня — по числу глав в первой части своей книги «Тания». Под вечер 19 кислева Алтер Ребе был освобожден из тюрьмы, но случайно попал в дом к одному из миснагдим, который в течение трех часов внимал его словам, пока хасиды не нашли его там в ночь на 20 кислева.

Выйдя на свободу, Ребе написал письмо (включено вторым в раздел «Святое послание» книги «Тания»), которое начинается со слов «Котойнти миколь ѓахасодим» («Мал я против всех милостей…» — Брейшис, 32: 11). В нем он предупреждал своих последователей, чтобы они не праздновали его освобождение, как победу над миснагдим, но, напротив, «смирились духом и сердцем» в надежде, что, «может быть, Всевышний пробудит в сердцах ваших братьев ответное чувство: ведь «так же, как в воде отражается лицо человека, так и сердце его отражается в сердце другого» (Мишлей, 27: 19).

Эти два дня, 19–20 кислева, стали праздником искупления для последующих поколений. Этот праздник отмечается каждый год с большой радостью на хасидских фарбренгенах и сопровождается принятием дополнительных решений об усилении изучения хасидизма и продолжении следования по его пути…

* * *

Рассказанные выше случаи из истории хасидского движения имеют много общего с некоторыми событиями из жизни Йосефа-праведника, о которых мы читаем в нашей сегодняшней недельной главе «Вайейшев». Вспомним, что происходило до заключения Йосефа в тюрьму. Движимые чувством непримиримой ненависти, братья продали его в рабство. Они настолько его ненавидели, что сначала даже решили: «Пойдем и убьем его и бросим его в одну из ям, и скажем: «Зверь хищный сожрал его!» (Брейшис, 37: 20). Однако, в конце концов, они «только» продали его в рабство. Что вызвало эту страшную ненависть, толкнувшую братьев на столь неблаговидный поступок? Все мы знаем причины, которые ясно указаны Торой: они видели, что Яаков любил Йосефа больше, чем кого-либо другого, и так далее. Но в самом начале главы есть несколько слов, которые освещают и объясняют еще одну причину этой ненависти. Тора пишет: «А он отрок, с сынами Бильѓи и с сынами Зилпы» (Брейшис, 37: 2). Раши комментирует этот стих следующим образом: «Иначе говоря, он общался с сыновьями Билѓи и Зилпы. Потому что братья пренебрегали ими как сыновьями служанок, а он был близок с ними». В семье Яакова были две группы: сыновья жен — шесть сыновей Леи и два сына Рахель, и четыре сына служанок, Бильѓи и Зилпы. Раши говорит нам, что сыновья Леи плохо относились к сыновьям служанок, а Йосеф не мог выдержать этого, потому что, когда умерла Рахель, он остался семилетним сиротой, и Бильѓа «растила его как мать» (Раши на Брейшис, 37: 10). Йосеф утверждал, что к сыновьям служанок надо относиться так же, как и к сыновьям жен. Он считал, что все они сыновья Яакова и достойны полного равноправия. Поэтому Йосеф доложил отцу об их злых словах и рассказал о пренебрежении к членам семьи. И сыновья Леи возненавидели его за то, что он не признает разделения между братьями и лишает их заслуженного, по их мнению, превосходства.

Триста лет тому назад большинство евреев Восточной Европы были простыми людьми, не умеющими читать и писать. Они были хорошими и беспорочными людьми, но никогда не посещали школу. И существовала небольшая группа талмидей-хахомим — знатоков Торы, которые создали своего рода элиту внутри народа Израиля. Они молились в отдельных синагогах, ели отдельно и всячески подчеркивали свое превосходство. Простой человек даже не смел и подумать обратиться к ученому талмудисту, а если последний за чем-нибудь обращался к простому еврею, тот чувствовал себя так, как будто ему улыбнулась большая удача, — настолько велико было расстояние между этими двумя группами! Потом Баал-Шем-Тов и вслед за ним Алтер Ребе сказали, что Всевышний любит простых евреев, по крайней мере, в той же мере, что и ученых, а, возможно, и еще больше. Таким образом была разрушена перегородка, отделяющую эту самую элитную группу знатоков Торы от народа Израиля. Баал-Шем-Тов приближал к себе простых евреев, разговаривал с ними, рассказывал им истории из Торы, и они сидели с ним за одним столом на равных с его гениальными учениками. Религиозная элита не простила этого хасидским лидерам, что привело к доносу и тюремному заключению Алтер Ребе. Мы видим, что та же причина, по которой Йосеф был продан в рабство, привела к доносу на рабби Шнеура-Залмана.

Теперь обратимся к тому, что происходило, когда Йосеф был заключен в тюрьму. Йосеф был продан в рабство и попал в услужение к Потифару, придворному фараона. Тора говорит: «И увидел его господин, что Г‑сподь с ним, а всему, что он делает, Г‑сподь дает преуспеть в его руке» (Брейшис, 39: 3). Любавичский Ребе спрашивает: «Как Потифар, который был идолопоклонником и жил в Египте, где все поклонялись идолам, пришел к выводу, что Б‑г с Йосефом? Где он слышал о Г‑споде?» Отвечая на этот вопрос на одном из фарбренгенов, Ребе говорит, что этому способствовал сам Йосеф, так как в каждом разговоре он упоминал Имя Всевышнего. В споре с женой своего хозяина, он говорит: «И как же содею такое великое зло, и согрешу я пред Б‑гом!» (там же, 39: 9). Убеждая главного виночерпия и главного пекаря рассказать ему свои сны, он говорит: «Ведь от Б‑га истолкования!» (там же, 40: 8). И более того, в следующей главе, «Микейц», Йосеф стоит перед фараоном, самым грозным царем того времени, который обращается к нему: «Сон мне приснился, а истолковать некому его. А я слышал о тебе такое: ты внемлешь сну, чтоб истолковать его» (там же, 41: 15). Йосеф отвечает: «Не от меня!.. Б‑г даст ответ на благо фараона». Даже перед фараоном, который «выдавал себя за божество» (Раши на Шмойс, 7: 15) и от благосклонности которого он полностью зависел, Йосеф не боится заявить о своей вере в единого Б‑га. И это приводит Раши к заключению: «Имя Превечного неизменно пребывало на его устах» (комментарий на Брейшис, 39: 3).

У Баал-Шем-Това, еще до того, как он стал известным мудрецом, был обычай регулярно посещать местечки и спрашивать у евреев, как они поживают. Он встречал еврея и обращался к нему с вопросом о том, как тот живет, просто для того, чтобы услышать в ответ: «Слава Б‑гу!». Потом обращался к другому и спрашивал: «Как поживают дети?» И слышал: «Слава Б‑гу, дети здоровы!» Он говорил, что Всевышний испытывает огромное удовлетворение, когда евреи упоминают и благословляют Его Имя. Творец как бы питается тем, что евреи восхваляют Его, и это пробуждает в Нем желание еще лучше влиять на тех, кто хвалит и благодарит Его. Можно сказать, что Йосеф был первым, кто начал следовать этому обычаю, — задолго до Баал-Шем-Това.

Конец истории Йосефа наступает после освобождения его из тюрьмы. На этом этапе происходят самые волнующие события в его жизни. Он становится наместником фараона, встречается с братьями и открывается им. И в первых же своих словах Йосеф говорит, что простил их: «И ныне, не печальтесь, и да не будет досадным в ваших глазах, что вы продали меня сюда, ибо для животворения послал меня Б‑г пред вами» (Брейшис, 45: 5). А далее он предупреждает их: «Не гневитесь в пути» (там же, 45:24). Раши объясняет: «Потому что они были в смущении, он беспокоился, как бы они не стали спорить в пути относительно его продажи, обвинять друг друга и говорить: «Из-за тебя он был продан!» — «А ты злословил о нем, и тем возбудил в нас ненависть к нему!..»

И снова, в конце Книги Брейшис, буквально в последних стихах, братья просили Йосефа простить их, на что он расплакался и пообещал им: «И ныне, не страшитесь, я довольствовать буду вас в ваших детей». И утешил он их, и говорил он к их сердцу» (Брейшис, 50: 21). Об этом пишет Алтер Ребе в конце 12‑й главы книги «Тания»: «На зло отвечая добром… этому можно учиться на примере того, как поступил Йосеф со своими братьями». Они хотели убить его, а он спас им жизнь во время голода.

Мы видим, что Алтер Ребе после выхода из тюрьмы вел себя подобным же образом. Он написал письмо (я уже упоминал о нем выше), в котором говорит: «Вот почему я во всеуслышание обращаюсь ко всем хасидам с предостережением: в ответ на «великие чудеса, которые Г‑сподь совершил для нас», каждому следует совершенствовать в своей душе свойство, присущее Яакову и его потомкам — «остатку народа Израиля»… Не следует быть высокомерным по отношению к своим братьям, грубо разговаривать с ними, выказывать им пренебрежение — упаси вас от этого Б‑г! Строго предупреждаю вас: не таите на них обиду; воспитывайте в себе качество, которое было свойственно Яакову, — истинную скромность; смиряйте свое сердце и свой дух перед каждым человеком». Тем самым Алтер Ребе предупредил хасидов, чтобы они не действовали как высокомерные победители, но, наоборот, проявляли смирение и любовь так же, как Йосеф к своим братьям.

Три положения, о которых мы говорили в этой статье, составляют основу успеха Хабада: все евреи равны в глазах Всевышнего, все происходит по воле Б‑га, а главное — отвечать добром на зло. Тому, кто следует этим трем правилам, успех обеспечен.

 

Комментарии: Три правила нашего успеха
Нет добавленных комментариев