В один из праздничных дней этой недели после молитвы Минха я стоял, задумавшись, глядя на только что зажженные ханукальные свечи. Рядом несколько десятков прихожан изучали Талмуд на уроке, который проходит каждый день между Минхой и вечерней молитвой Маарив. В это время ко мне подошел один из молящихся и спросил: «Рабби! Почему мы учим Талмуд, а не «Шулхан орух»? Ведь мы решаем ѓалохические вопросы в соответствии с тем, что написано в этой книге, а не на основании обсуждения еврейского закона, приведенного в Талмуде. Зачем же тогда мы уделяем этому столько времени?» Я предложил своему собеседнику сесть поодаль от тех, кто был занят учебой, чтобы не мешать им, убедился, что мы сели там, где хорошо видны свечи, и начал свое объяснение так:
— В человеческом обществе учеба предназначена для достижения каких-либо целей. Тот, кто изучает медицину, хочет быть врачом, а изучающий право желает получить лицензию на юридическую практику. Люди учатся для того, чтобы приобрести профессию, получить награду или ученую степень. Мало кто учится только для того, чтобы приобрести знания и мудрость, и даже эти люди делают это, как правило, ради чего-то…
В противоположность этому, изучение Торы в среде еврейского народа имеет совершенно другую цель. Неправы те, кто думает, что изучение Торы в иешиве или любом другом месте предназначено для получения звания раввина (смихи). Обычное направление обучения в иешиве не готовит человека к раввинской службе. Для получения звания раввина требуется очень конкретное изучение четы-рех частей свода еврейских законов «Шулхан орух». Тот, кто не пошел учиться по этому специальному направлению, не сможет стать раввином. Другими словами, человек может десятилетиями учиться в иешиве или колеле и не получить никакой степени или звания. Изучение Торы для евреев — это способ соединиться с Творцом. Хотя, изучая Тору, мы также приобретаем знания и мудрость, основная цель — это исполнение главной и важнейшей заповеди, позволяющей нам приблизиться к Всевышнему и объединить свой разум с бесконечной мудростью Создателя.
Существует высказывание наших учителей о том, что мы должны сосредоточенно внимать «наставлениям» ханукальных свечей, посланию, которое они передают, и выучить урок, которому они нас учат. Это высказывание касается только Хануки. Хотя существуют и другие заповеди, связанные со светом: зажигание субботних свечей, свечи Ѓавдолы на исходе Субботы, свечи Йом-Кипура, свечи в синагоге, свечи хупы. И самый большой — свет храмовой Меноры, которую зажигали каждый вечер. И хотя есть много заповедей, которые связаны со свечами, указание наших учителей «слушать рассказ свечей» касается только свечей Хануки.
Сказав все это, я предложил еврею, который задал мне вопрос об изучении Торы, повернуться в сторону ханукальных свечей, горевших в синагоге, и вместе со мной попытаться понять, в чем состоит их уникальная особенность, отличающая их от всех остальных заповедей «света», и даже свечей Храма.
Общим знаменателем всех этих заповедей является свет, который они несут. Свечи, сгорая, распространяют свет. Но есть разница между свечами Хануки и всеми остальными, которые не просто зажигаются сами по себе, а предназначаются для других целей. Эти свечи используются как средство или приложение к тому, во имя чего они зажигаются. Роль субботних свечей — установить и поддерживать мир в доме (шлом баис), в котором они горят. Когда дом освещен субботними свечами, то ни на что не наткнешься, видно все, что происходит в комнате, и не случится ничего, что может привести к неприятным ситуациям и нарушить мир между супругами. Другими словами, свет, распространяемый свечами, приводит к цели за пределами свечи — миру и покою в доме.
Предназначение свечей Храма тоже заключено не в них самих. В Талмуде (трактат «Шабос», 22б) сказано: «Разве Всевышнему нужен свет Меноры? Разве те сорок лет, что еврейский народ ходил по пустыне, их не вел Его свет, а не свет Меноры? На самом деле, ее свет — это свидетельство для всех живущих в этом мире, что Шхина пребывает среди народа Израиля. И в чем состояло свидетельство? Сказал Рав: «западная свеча», в которую коѓен помещал столько же масла, сколько в остальные свечи, — с нее он начинал зажигать и ею заканчивал, то есть свеча горела до следующего дня, хотя масла в ней было столько же, сколько в других». Другими словами, свечи в Храме предназначались для того, чтобы все народы мира знали, что Б‑жественное присутствие покоится на народе Израиля.
В отличие от упомянутых выше заповедей со свечами, на Хануку мы зажигаем свечи в память о чуде с маслом — нет никакого смысла или цели вне самого по себе зажигания свечей. Правда, наши муд-рецы постановили (Талмуд, трактат «Шабос», 23б), что ханукальные свечи, предназначены для «распространения чуда» Хануки, чуда с кувшинчиком масла. Так что они имеют дополнительное назначение, кроме самого зажигания, но «распространение чуда» не является их основной целью. Доказательством этого служит тот факт, что даже тогда, когда ханукальные свечи зажигают таким образом, что не происходит «распространения чуда», заповедь все равно считается исполненной, и произносятся все благословения. Ѓалоха говорит, что, когда опасно зажигать ханукальный светильник на окне или у двери дома снаружи, когда возникает ситуация, при которой открытая демонстрация еврейства связана с угрозой для жизни, то закон допускает поставить светильник на стол внутри дома. И считается, что даже в этом случае человек исполнил заповедь во всей ее полноте, потому что суть мицвы Хануки — это сам свет, принесенный в окружающий мир.
То же самое относится и к изучению Торы, у которого могут быть разные цели. Изучать Тору можно для того, чтобы знать еврейский закон, что дает человеку понимание того, как вести себя в различных жизненных ситуациях. Он должен знать, как действовать в физическом мире. О таком изучении говорится, что Тора дана, чтобы установить «мир во всем мире», чтобы создать гармонию между физическим и духовным миром. Это изучение Торы, как и субботние свечи, направлено на создание шлом баис. И есть изучение Торы, которое направлено на то, чтобы еврей соединился с Б‑гом, с Тем, Кто дал Тору. Б‑г «покоится на нем». Это изучение Торы похоже на храмовые свечи — «Б‑жественное присутствие покоится на Израиле».
И есть третий тип изучения Торы — ради нее самой, чтобы постичь Тору. Не для каких-либо иных целей, какими бы высокодуховными они не были. Но учиться для изучения Торы. Тора — мудрость Б‑га. Законы, постановления и заповеди, записанные в Торе, — это воля Б‑жья. Так же, как о Всевышнем невозможно сказать, что Он предназначен для какой-то другой цели, не дай Б‑г, так и о Его мудрости и Его желании, как и о изучении Б‑жественной мудрости и желания Творца нельзя сказать, что они имеют какие-либо дополнительные цели. Это изучение Торы подобно ханукальным свечам, которые зажигаются для самого освещения мира.
Это и есть «наставления ханукальных свечей», которые надо слушать и из которых следует извлечь урок. Ханука учит нас тому, что человек должен изучать Тору для самого изучения Торы. Не для другой, даже более высокой цели. Учить Тору, потому что Тора — это цель, зажечь свечу ради самого света свечи.
И это то, что мы делаем каждый день в нашей синагоге, изучая Тору для изучения Торы. Я приглашаю вас, уважаемые читатели, стать участниками этого изучения Торы. Заходите в нашу синагогу, выберите подходящие для вас время и урок, и станьте частью тех людей, которые изучают Тору во имя изучения Торы!