У меня есть друг детства, который живет в Израиле и успешно ведет бизнес, открыв магазин в одном из самых престижных районов страны. Он уже женил своего старшего сына. Раз в несколько месяцев он пишет мне короткие письма, а я отвечаю ему. Примерно раз в два года мы видимся с ним в 3 тамуза — в йорцайт Любавичского Ребе — на оѓеле Ребе в Нью-Йорке.
На прошлой неделе он неожиданно написал мне: «Я застрял». На вопрос, что случилось, он ответил: «Не удается пробить стеклянный потолок». Я спросил, что он имеет в виду, и он написал: «Хочу вырваться из замкнутого круга своей работы и достичь намного больших успехов еще до того, как мне исполнится 50». Я написал ему: «Почему ты думаешь, что надо «вырываться»?! Это твое предназначение, и ты делаешь это хорошо. Возможно, потребуется приложить больше усилий в этой работе, возможно, придется больше зарабатывать, но на этой работе… Ведь ты — кормилец семьи, ты, слава Б‑гу, хорошо зарабатываешь и обеспечиваешь свою семью всем необходимым и даже более того. И делаешь это лучше, чем 90 процентов людей в этом мире! Так о чем ты говоришь?! Ты только в начале пути по исполнению этой своей миссии, продолжай идти по нему и наслаждаться этим! Не смотри по сторонам, получай удовольствие от того, что делаешь! У тебя есть все для этого». В ответ он написал мне: «Я должен поднять голову, посмотреть вокруг и — насколько это возможно — вверх…»
* * *
В нашей сегодняшней недельной главе «Дворим» Моше говорит сынам Израиля: «Г‑сподь, Б‑г ваш, преумножил вас, и вот вы сегодня, как звезды небесные, во множестве» (Дворим, 1: 10). Это сравнение многочисленности народа Израиля со звездами не ново. Еще в главе «Лех-лехо» после жалобы Авраѓама: «Вот, Ты мне не дал потомства» Тора говорит: «И Он вывел его наружу и сказал: «Взгляни же на небо и сочти звезды. Можешь ли счесть их?.. Таким будет потомство твое» (Брейшис, 15: 5). А еще до этого он получил такое же обещание: «И сделаю потомство твое несметным, как прах земной» (там же, 13: 16) — Всевышний обещает, что у Авраѓама будет много потомков, но сравнивает их с прахом земли. А в рассказе о жертвоприношении Ицхока Б‑г объединяет два эти сравнения вместе: «Я благословлю… тебя… умножу потомство твое, как звезды небесные и как песок, что на морском берегу» (там же, 22: 17).
Интересно, что в нашей главе сам Моше сравнивает евреев только со звездами, и это не первый раз, когда он использует этот образ. Уже в главе «Ки сисо», умоляя Б‑га простить народу Израиля грех золотого тельца, Моше говорит: «Помяни заслугу Авраѓаму, Ицхоку и Исроэлю, твоим рабам, которым Ты клялся… и говорил им: «Умножу ваше потомство, как звезды небесные» (Шмойс, 32: 13). И нет никакого упоминания о «прахе земли» или «песке на морском берегу». То же самое мы читаем в главе «Эйкев», когда Моше говорит: «При семидесяти душах сошли твои отцы в Египет, а ныне сделал тебя Г‑сподь, Б‑г твой, как звезды небесные во множестве» (Дворим, 10:22). И даже в проклятиях в главе «Ки таво» говорится: «И останется вас немного, тогда как вы были во множестве, как звезды небесные; ибо не слушал ты гласа Г‑спода, Б‑га твоего» (Дворим, 28:62).
Как видим, Моше-рабейну никогда не сравнивал сынов Израиля с прахом земли. В отличии от Моше, это сравнение постоянно использует нееврейский пророк Билам, который говорит: «Кто исчислит прах Яакова» (Бамидбор, 23: 10). Даже в благословениях, которые вырываются из уст Билама вместо проклятий, он сравнивает евреев с прахом. В общем, по словам мидраша, «Моше, который любил сынов Израиля, сравнивает их со звездами… Но Билам, который ненавидел их, сравнивает их с прахом» («Бамидбор рабо», 82: 17).
Каждый человек на самом деле представляет собой сочетание земного и небесного. Человек был создан из земли, «из праха земного», и затем Б‑г вдохнул в него «дыхание жизни» — душу, которая символизирует небесное, духовное. Внутри каждого человека каждый день его жизни происходит борьба между небом и землей. Кто победит? Его материальное начало, которое тянет его вниз, к «праху земному», или духовное стремление исполнять заповеди и прилепиться к Б‑гу, которое возносит его вверх, к небесам? Моше-рабейну подчеркивал, что самое главное у еврея — его душа. Поэтому он снова и снова сравнивает сынов Израиля со «звездами в небе», указывая на их духовность. Билам же хотел бы выделить физическую, материальную составляющую, поэтому он определяет их как «прах Яакова».
Об этом говорит Любавичский Ребе, комментируя стих: «Знай же ныне и возложи на сердце твое, что Г‑сподь есть Б‑г на небесах, вверху, и на земле, внизу; нет более» (Дворим, 4: 39). Человеческая природа устроена таким образом, что в материальных делах человек никогда не бывает доволен тем, что у него есть. Он всегда хочет большего, завидует своему соседу, у которого автомобиль дороже, дом больше и красивее и даже трава зеленее… С другой стороны, когда речь заходит о духовных ценностях, о вопросах сохранения традиции, то человек смотрит на того, кто слабее него. Когда его спрашивают, например, почему он не так часто посещает синагогу, он говорит: «Рабби, что ты хочешь от меня? Мой сосед даже в Йом-Кипур не приходит в синагогу! Я по сравнению с ним праведник!» Ребе отмечает, что в Торе не случайно написано «на небесах, вверху, и на земле, внизу». Когда речь идет о духовных вопросах, «небесах», мы должны смотреть «вверх», на тех, кто выше нас, делает больше, чем мы, и попытаться приблизиться к ним. Напротив, когда речь идет о «земле», о материальных благах, то нам следует смотреть на тех, кто ниже нас, у кого более низкий уровень жизни, и благодарить Всевышнего за все, что у нас есть, и довольствоваться этим.
И ты, мой дорогой друг, продолжай работать успешно и обеспечивать свою семью, перестань искать физических небес, начни вкладывать больше сил в те дела, которые позволят тебе приблизиться к духовным небесам… Кстати, уважаемые читатели, это касается и всех нас!