Printed from chabad.odessa.ua

Первая заповедь нового еврейского дома

Четверг, 10. Январь, 2019 - 10:48

 

hFVn8160283.jpg

За последние годы несколько воспитанников детского дома «Семья» одесской еврейской общины Хабад достигли возраста создания собственных семей и стали под хупу. Каждый член общины внес свой вклад в подготовку и организацию их свадеб, помогая сделать это важное для жизни молодой пары событие наиболее красивым и торжественным. Один предоставил зал для проведения свадьбы, другие помогли заплатить за угощение, кто-то взял на себя музыкальную часть праздника, кто-то заплатил за свадебный костюм жениха, а кто-то за наряд невесты, кольцо, цветы и так до самых мелких деталей, необходимых для проведения свадьбы. Таким образом, получилось, что те, кто еще не женил своих собственных детей, и мы в их числе, неожиданно для себя оказались заняты подготовкой к свадьбе детей еврейской общины.

Мы все знаем, что свадебные приготовления — это серьезный проект, включающий организацию самой свадьбы — торжества с большим количеством гостей! — со всеми относящимися к нему деталями, и в дополнение к этому — подготовка жениха и невесты. Жених должен найти подходящий костюм, обувь и т. д. Но особенное внимание уделяют платью невесты и остальным частям ее свадебного убранства, а также одежде шошвиним — свиты невесты. Кроме того, еврейская девушка, которая решила, выйдя замуж, покрывать голову париком, значительное время уделяет его поискам, желая, чтобы он не очень отличался от ее естественного цвета волос… В общем, здесь не хватит места перечислять все многочисленные подробности свадебных приготовлений. Кроме того, молодожены должны побеспокоиться о том, чтобы у них было свое жилье — созданный «с нуля» новый дом со всем необходимым: мебелью, посудой и так далее до бесконечности. Но и это еще не все, есть также духовные приготовления, потому что молодые собираются строить не просто дом, но еврейский дом. Иудаизм дает много предписаний на тему о том, как пара должна жить согласно Торе: законы семейной чистоты, кошерная кухня и так далее. Для всего этого существуют даже специальные курсы по подготовке женихов и невест к семейной жизни. И очень важным является вопрос психологической подготовки мужчины к тому, что отныне он теряет свою свободу и будет вынужден прислушиваться к мнению жены. Как сказано в Торе: «Во всем, что скажет тебе Сара, слушай ее голоса» (Брейшис, 21: 12).
 

Любавический Ребе имел обыкновение принимать каждую пару, собирающуюся пожениться. В разговоре с молодоженами Ребе интересовался тем, как продвигается подготовка к свадьбе. Среди хасидов было известно: если жених говорил, что он уже снял квартиру, купил мебель, заказал зал для торжества и напечатал приглашения, то Ребе спрашивал его, как идет духовная подготовка, изучает ли он законы, которые нужно знать перед свадьбой. Если жених рассказывал о своих духовных приготовлениях к браку, о том, что он изучает необходимые законы, занимается на курсах подготовки к свадьбе, изучает хасидизм, который готовит его духовно к тому моменту, когда он будет стоять под хупой, — то Ребе спрашивал его, как обстоит дело с материальной подготовкой: арендовал ли он уже квартиру, купил ли мебель и т. д., и т. п. Рассказывают, что однажды на вопрос Ребе о свадебных приготовлениях жених ответил, что он уже арендовал дом. Когда Ребе спросил, что еще, он добавил более подробную информацию о самой свадьбе. Ребе продолжал спрашивать, и жених давал все более и более подробную информацию о материальных и духовных приготовлениях к свадьбе. Настал момент, когда жених исчерпал все свои ответы, и ему уже нечего было сказать. И тут Ребе спросил: «Мезузу ты уже купил?»

В нашей сегодняшней недельной главе «Бой» мы читаем о законах пасхальной жертвы. Всевышний говорит Моше и Аѓарону повелеть народу Израиля, чтобы каждый еврей взял ягненка и принес его в жертву. Заповедь состоит в том, чтобы взять египетского идола и заколоть его перед всем Египтом, и это должно быть сделано в канун Песаха — в четырнадцатый день месяца нисон. Затем Тора продолжает: «И возьмут от крови, и возложат на два косяка и на притолоку, на дома, в которых будут есть его» (Шмойс, 12: 7). Зачем это нужно? Когда Святой, благословен Он, пройдет этой ночью по земле Египетской и убьет всех первенцев «от человека и до скота», тогда, как говорит Сам Г‑сподь, «будет кровь вам знаком на домах, в которых вы пребываете; и увижу Я кровь, и миную вас, и не будет среди вас поветрия пагубного, когда Я поражать буду первенцев на земле Египта» (Шмойс, 12: 13). Название праздника Песах происходит от выражения пасахти алейхем — «миную вас». Б‑г обошел дома сынов Израиля, и они были спасены от казни первенцев.

Затем Моше говорит: «И храните это речение как закон для тебя и для твоих сыновей вовеки» (Шмойс, 12: 24). Святой автор книги «Ор ѓахаим», комментируя этот стих, спрашивает: «Простое значение написанного говорит о том, что даже последующих поколений касается повеления, которые упоминаются в этом вопросе. Но почему мы не видели, что они делали это, и наши мудрецы также не приказали нам делать это?!» В Египте Всевышний повелел приносить пасхальную жертву и обозначить ее кровью дома сынов Израиля. Год спустя евреи принесли пасхальную жертву и затем продолжали исполнять эту заповедь на протяжении поколений. Однако повеление «и возьмут от крови, и возложат на два косяка и на притолоку» больше уже никто не исполнял. Почему же слова Моше о сохранении этого закона «для твоих сыновей вовеки» не коснулись этого повеления?

Любавичский Ребе объясняет, что слово мезуза буквально означает «дверной косяк», поэтому заповедь о мезузе, которую устанавливают на косяках дверей еврейских домов, происходит именно из того повеления, которое Святой, благословен Он, дал нам в Египте: «И пусть возьмут крови его, и нанесут на оба косяка и на притолоку в домах». И как в Египте цель крови на косяке состояла в том, чтобы «не дать ангелу-губителю войти в дома ваши, чтобы поразить вас» (Шмойс 12: 23), и защитить всех и все, что находится внутри дома, так и мезуза обладает способностью охранять дом от всевозможных несчастий и бед. Хорошо известно, что у мезузы есть две цели. Первая и самая важная из них — это то, что написано в первом отрывке Шма: «Да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем… И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Дворим, 6: 9). Тора приказывает, чтобы мезуза была установлена на каждую дверь еврейского дома, потому что на ее пергаменте написаны два отрывка из Торы, которые являются символом еврейской веры. Первый из них начинается словами: «Шма Исроэль — Слушай, Израиль: Г‑сподь — Б‑г наш, Г‑сподь — един!», а второй: «И будет: если послушаетесь Моих повелений». И каждому еврею, который входит в дом и видит мезузу на двери, она должна напоминать о Всевышнем и о существовании завета между Ним и еврейским народом.

Однако помимо этого у заповеди о мезузе есть и другая причина. «Природа» мезузы заключается в том, что она защищает дом и всех тех, кто в нем живет. Эта ее сторона является производной от данного в Египте Б‑жьего повеления обозначить кровью пасхальной жертвы еврейские дома. И как там это защищало от всякого вреда, так и в каждом поколении и во всех местах мезуза охраняет, защищает и спасает. Нам ясно, что основание заповеди было заложено уже в Египте.

Действительно, две части этой заповеди не являются отдельными вещами; напротив, одна связана с другой, и более того, как говорит Любавичский Ребе, одна создает другую. Когда еврей входит в дом, он видит мезузу и вспоминает о Б‑га, тогда это дает ему право на то, что Всевышний защитит его и дом, в котором он обитает. Твердая вера в Б‑га делает его достойным сосудом для получения охраны и защиты, в которых он нуждается.

Это также выражается в интересном установлении о еврее, который сдает дом другому еврею. Талмуд в трактате «Псохим» обсуждает вопрос о том, на ком лежит обязанность устанавливать мезузу в этом случае: должен ли арендодатель предоставлять мезузу, или арендатор является тем, кто обязан исполнить эту заповедь. Талмуд говорит: «Мезуза — обязанность жильца». Раши называет две причины: поскольку арендатор постоянно встречает мезузу на входе и на выходе, и именно он должен помнить Б‑га. Здесь Раши добавляет еще одну важную причину этого: так как арендатор является тем, кто живет в этом доме и пользуется охраной, обязанность установления мезузы лежит на нем.

Интересно, что слово мезуза на иврите можно рассматривать как сочетание двух слов: «эта» (женский род) и «этот» (мужской род). То есть, заповедь о мезузе соединяет «эту» и «этого». О ком здесь идет речь? О Всевышнем в Песне моря сказано: «Это Г‑сподь, и я буду с Ним» (Шмойс, 15: 2). Мы обращаемся к Б‑гу в сочетаниях с местоимениями в форме мужского рода. А, говоря о народе Израиля, Танах выбирает сочетания с местоимениями в форме женского рода: «Народ, который (дословно — которую) создал Я Себе» (Ишаяѓу, 43: 21). Так как Святой, благословен Он, и народ Израиля выступают как мужское и женское начала, то мезуза, таким образом, соединяет и связывает каждого еврея с Творцом.

Но у сочетания «этой» и «этого» есть и другое значение. Первая мицва, которую молодая пара исполняет, когда входит в свой дом после свадьбы, — это мезуза. Сразу же в дверях они уже исполняют эту заповедь, и именно она объединяет их, преподавая нам попутно очень важный урок: в браке «эта» предшествует «этому». Секрет семейного счастья состоит в том, чтобы усвоить этот урок навсегда.

 

Комментарии: Первая заповедь нового еврейского дома
Нет добавленных комментариев