До Песаха осталась неделя, так что сейчас самое время вновь заглянуть в Пасхальную Агаду. Есть известная песенка под названием «Хад гадья» («Один козленок»), которой в большинстве еврейских общин завершают Седер. В ней рассказывается о том, что отец купил козленка за малую сумму в две зузы (серебряных монеты). Но кот съедает козленка, потом собака кусает кота, палка бьет собаку, огонь сжигает палку, вода гасит огонь, бык выпивает воду, шойхет (мясник) убивает быка, а ангел смерти разит мясника. Потом приходит Сам Всевышний и убивает Ангела смерти. Каждый в конце получает свое…
Евреи поют эту песню в ночь Пасхального Седера, по меньшей мере, шестьсот лет — возможно, даже больше. Поэтому становится ясно, что это не какая-нибудь простенькая детская считалочка, рассказывающая об отце, который дешево купил козленка. Так для чего же предназначена песня, о которой Любавичский Ребе сказал в одной из своих бесед: «Несмотря на то, что в Хабаде эту песню не произносят, в ней вся суть дела и даже более того»? На первый взгляд, ее послание состоит в том, что есть Хозяин в этом мире, и нет ничего случайного. Однако для выражения этого указания у нас есть много книг еврейских мудрецов и хасидских рассказов. Собственно, вся история Пасхальной Агады — это подтверждение того, что все находится во власти Б‑жественного провидения.
Одно из объяснений — эта песня предназначена для того, чтобы с помощью аллегории рассказать историю египетского изгнания от начала и до конца.
Козленок — «отец купил козленка за две зузы». Если вспомнить историю схождении народа Израиля в Египет, то козленок напомнит нам об Йосефе-праведнике. Когда братья продали его в рабство, говорится: «И взяли они рубашку Йосефа, и закололи они молодого козла и обмакнули рубашку в кровь…» (Брейшис, 37: 31). Козленок символизирует Йосефа.
Отец — это наш праотец Яаков, который подарил своему сыну Йосефу разноцветную рубашку, выделив его таким образом среди братьев.
Кот — это хищное животное, которое охотится и устраивает засаду на свою жертву. Оно символизирует братьев Йосефа, которые «пожрали» его, продав в рабство. Они «проглотили» его, как объясняет Раши имя, которым Биньямин назвал одного из своих сыновей: «Бела — потому что брат был нивла («поглощен») среди народов» (Брейшис, 43: 30). Кот «проглотил» козленка.
Собака символизирует Египет. Откуда мы узнаем, что египтяне сравниваются с собаками? В повествовании об Исходе сказано: «А у всех сынов Израиля не оскалится пес ни на человека, ни на скот; чтобы вы знали, что различие сделает Г‑сподь между Египтом и Израилем» (Шмойс, 11: 7). Всевышний сказал Моше, что не только собаки не оскалятся на сынов Израиля, но и случится чудо: собаки, которые ходят на двух ногах, не будут скалиться и мешать евреям покидать Египет. Таким образом, в изгнании египтяне («собака») укусили «кошку» — народ Израиля, который является потомком тех, кто продал Йосефа.
Палка — это посох Всевышнего, которым Моше ударил «собаку»-Египет в десяти казнях.
Огонь символизирует дарование Торы, как сказано: «А гора Синай дымилась вся, потому что снизошел на нее Г‑сподь в огне» (Шмойс, 19: 18), «Лицом к лицу Г‑сподь говорил с тобою на горе из огня» (Дворим, 4: 4). Этот огонь дарования Торы сжег палку, то есть это было настолько впечатляюще, что превзошло все удары и чудеса, случившиеся ранее. Именно Синайское откровение стало основополагающим событием, узаконившим и подтвердившим лидерство Моше-рабейну, именно благодаря ему евреи поверили, что он говорил от Имени Б‑га. Рамбам пишет: «В пророчество Моше-рабейну народ Израиля поверил не из-за знамений, которые он делал: ведь у того, кто верит на основании знамений, остается в сердце подозрение… Когда же народ поверил Моше? Во время Синайского откровения, когда наши собственные глаза видели, а не чужие, и наши собственные уши слышали, а не другой пересказал нам, тот огонь и те голоса, и языки пламени» («Мишне-Тора», «Законы основ Торы», 8: 1, 2).
Вода — символ самой Торы, как сказал пророк: «О, все жаждущие, идите к водам…» (Ишаяѓу, 55: 1). Как объясняет Алтер Ребе: «И поэтому Тору сравнивают с водой: подобно тому, как вода стекает вниз с высоты, так Тора спустилась с места славы ее — воли и мудрости Б‑га, благословен Он…» («Тания», глава 4). Тора — вода — погасила огонь, то есть дарование Торы является основополагающим, но разовым событием. Но поскольку сама Тора вечна, евреи во всем мире каждый день изучают ее, и это заряжает их энергией для повседневной жизни. Они не черпают свою жизненную силу из ностальгических воспоминаний о Синайском откровении. Изучение Торы каждый день — это новое ее дарование, ибо «воды» Торы питают нас жизненной энергией.
Бык — о чем он напоминает нам в истории Исхода из Египта? «Сотворили они тельца… Променяли славу свою на изваяние быка, который ест траву» (Теѓилим, 106: 19, 20), — говорит царь Давид, рассказывая историю Исхода. Бык выпил воду — из-за греха золотого тельца Моше разбил Скрижали, на которых были выгравированы Десять заповедей. Ибо если бы не тот факт, что Святой, благословен Он, помиловал сынов Израиля и дал им вторые Скрижали, то бык выпил бы воду и ничего не оставил нам, не дай Б‑г.
Шойхет — это Моше-рабейну, который спустился с горы Синай, разбив Скрижали, сжег золотого тельца и растер его в порошок. Моше «зарезал» быка и ничего от него не оставил, и таким образом спас козленка — народ Израиля.
Ангел смерти — в конце концов, пришел и зарезал шойхета. Моше не удостоился того, чтобы войти в Землю Израиля, несмотря на его великое желание и многочисленные просьбы, он умер в пустыне. И ответственность за это лежит на ангеле смерти.
Всевышний — в ночь Песаха после того, как мы приготовили чашу для пророка Элияѓу, предвестника грядущего Избавления, и открыли ему дверь, мы молимся и ожидаем, что Всевышний придет и убьет ангела смерти. И тогда сбудется пророчество «Уничтожит Он смерть навеки» (Ишаяѓу, 25: 8) — с приходом нашего праведного Мошиаха, да раскроется он вскоре, в наши дни, омейн!