В Нью-Йорке живет и успешно работает еврей Бенджамин Брэфман — адвокат по уголовным делам. Он известен тем, что на высоком профессиональном уровне и очень успешно представлял интересы многих знаменитостей, членов мафии и политических деятелей. Однажды к нему обратился популярный рэп-певец Шон Комбс, выступавший под сценическим псевдонимом Пафф Дэдди, и попросил представлять его в суде. Комбс был известен своей несдержанностью и неспособностью управлять своим гневом. На этот раз, находясь в одном из клубов Манхэттена, он вступил в драку, которая едва не закончилась убийством. Комбсу было предъявлено обвинение по четырем статьям, связанным с нарушением закона о ношении оружия. Ему грозило десятилетнее тюремное заключение, и, конечно, нужен был хороший адвокат, чтобы избавиться от этой напасти.
В рамках соглашения между ними рэпер предложил, чтобы Брэфман представлял всю принадлежащую Комбсу компанию из 600 сотрудников, считая при этом совершенно очевидным, что адвокат должен быть доступен в режиме «24/7», то есть, каждый раз, когда он позвонит — тот должен ответить. На этом месте Брэфман остановился и объявил, что это условие для него неприемлемо. Он может быть доступен только «24/6», потому что не работает в Субботу и никогда даже не поднимает трубку телефона в этот день. «Это подарок, который я получил от Б‑га: один день со своей семьей, женой и детьми, и я не откажусь от него ни за что на свете», — сказал он. Рэпер разозлился, но не мог позволить себе отказаться от услуг превосходного адвоката.
И вот представьте: как-то в Субботу вечером Брэфман сидел на семейном ужине, наслаждаясь каждым мгновением. Никакого давления, никакой работы, никаких просьб приехать в офис — только близкая и любимая семья. Внезапно звонит телефон — и продолжает звонить снова и снова. Это был, конечно, тот самый рэпер. Телефон не переставал звонить в течение долгого времени, дети насчитали более тысячи звонков! Но Брэфман не взял трубку. Он подумал: «Несмотря на то, что этот певец уверен, что мир принадлежит ему, несмотря на наличие у него миллионов подписчиков в социальных сетях и то, что он представляет важный бизнес с 600 сотрудниками, — он должен понять: я служу Всевышнему, прежде чем служить ему».
На исходе Субботы Брэфман перезвонил Комбсу: «Я сожалею о вчерашнем, но я предупреждал, что не буду доступен по субботам». Рэпер рассмеялся и сказал: «На самом деле не нужно об этом сожалеть, я заработал на тебе десять тысяч долларов. Вчера я сидел с друзьями и рассказывал о тебе, что ты живешь осмысленной жизнью и не работаешь в Субботу. Друзья насмехались надо мной и говорили, что в Америке нет таких людей, которые могли бы остановить свой бизнес на 24 часа. Я сказал, что есть, и поспорил с ними на десять тысяч долларов. К счастью, я выиграл этот спор!»
Наша сегодняшняя недельная глава «Ѓаазину» начинается словами: «Внемлите, Небеса, и говорить буду; и услышь, земля, речи уст моих» (Дворим, 32: 1). Любавичский Ребе часто цитировал «Сифри» (ѓалохический мидраш на книги Бамидбор и Дворим), где этот стих сравнивался со словами одного из величайших пророков — Ишаяѓу, начавшего свое пророчество так: «Слушайте, Небеса, и внимай, земля» (Ишаяѓу, 1: 2). Наши мудрецы объясняют иное расположение слов в этих стихах тем, что глагол лишмоа, использованный в книге Ишаяѓу, означает слушание издалека. А глагол леѓаазин — призыв слушать, переведенный как «внемлите», происходит от слова азана — вслушивание с близкого расстояния.
Согласно «Сифри», Моше-рабейну — «человек Б‑жий» и чувствует себя намного ближе к Небесам, чем к земле. Поэтому он обратился к Небесам так, как говорят с другом, стоящим рядом, сказав: «Внемлите». К земле, символизирующей все физическое и материальное, к которому Моше чувствовал отчужденность, он обратился со словом «слушай» — как человек, который говорит с кем-то далеким. Пророк Ишаяѓу, по сравнению с Моше, был дальше от Небес и ближе к земле. И поэтому он обратился к Небу, которое символизирует духовность, с призывом: «Слушайте, Небеса», а к физическому миру, который он чувствовал более близким себе, он сказал: «Внимай, земля». Что это значит? Небо и земля находятся на одном и том же своем месте, но есть тот, кто ближе к Небу и, следовательно, дальше от земли, и наоборот — тот, кто ближе к земле, далек от Неба.
«Мидраш Танхума» рассказывает, что это замечательное уточнение принадлежит рабби Акиве. Именно он был тем, кто первым сравнил высказывания Моше и пророка Ишаяѓу, обнаружил разницу между ними и объяснил, что стояло за изменением порядка слов в них. Существует и объяснение того, почему именно рабби Акива привел это обновление. Потому что в своей собственной жизни он прошел эти два периода. Известно, что в первые сорок лет жизни у него не было даже возможности научиться читать. В то время он был ближе к земле и дальше от Неба, а затем в сорок лет, когда он женился на Рахели, дочери Кальбы Савуа, и пошел изучать Тору, он приблизился к Небу и отдалился от земли. Поэтому ухо рабби Акивы оказалось чувствительным к различиям между «слушать» и «внимать», между Небом и землей. Именно он замечает, кто ближе к Небу, а кто ближе к земле.
Мы находимся в периоде праздников, а это время, когда мы «ближе к Небу и дальше от земли». Все были в синагоге на Рош ѓаШоно и Йом-Кипур, и особенно в заключительной молитве Йом-Кипура почувствовали себя ближе к Небесам, более духовными и более святыми. Но когда наступают будни после праздников, когда мы приближаемся к земле, к повседневной жизни и удаляемся от Неба, мы сталкиваемся с проблемой, как сохранить «связь с Небом», как даже при приземлении на землю не потерять свою духовность.
Именно поэтому у нас есть Суккос, который, с одной стороны, является праздником, частью «Небес», но в то же время это праздник, когда мы не постимся и не сидим целый день в синагоге и молимся, а, напротив, исполняем заповедь «И веселись в праздники твои» (Дворим, 16: 14). Человеку необходимо испытывать радость и не только от духовных переживаний, но и от материальных благ: от мяса и вина, подарков для женщин и сладостей для детей. Суккос — это «Небо и земля» вместе. Этот праздник показывает нам, что даже когда вы приземляетесь на землю, даже когда едите мясо и пьете вино, связь с Небесами может сохраняться. Суккос учит нас, что земля не противопоставлена Небесам, а наоборот, ее можно использовать для служения Всевышнему. С такими обыденными и сугубо материальными вещами, как мясо и вино, можно исполнять заповеди и радоваться на своих праздниках.
Веселого всем праздника Суккос!