Один раввин остановил на улице наркомана и спросил, где находится почта. Наркоман объяснил ему и собирался продолжить свой путь. Но раввин, решив в благодарность наставить заблудшего на путь истинный, сказал: «Мой дорогой сын, откажись от наркотиков! Позволь мне взять тебя в мир Торы. Ты будешь со мной учить ее с утра до вечера, и мы будем заниматься только святыми делами. Когда мы закончим изучать Тору, то вместе окажемся на такой высокой духовной ступени, на какой ты никогда не бывал. И тогда ты испытаешь подлинное духовное наслаждение, которое вознесет тебя на небеса!» Наркоман ответил: «Ты возьмешь меня на небеса?! Ты даже не знаешь, где находится почта!..»
* * *
Годичный цикл публичного чтения Торы в еврейских общинах по всему миру завершается и начинается заново в Шмини-Ацерес (в Земле Израиля это восьмой день праздника Суккос, а в диаспоре — девятый). В воскресенье вечером мы будем праздновать Шмини-Ацерес, а на следующий день, в понедельник, — Симхос-Тойре. В этот праздник весь народ Израиля танцует со Свитками Торы и веселится. Дети приготовили специальные флажки. И кажется, что даже Свитки Торы в арон-койдеш тоже взволнованы. На самом деле у нас определенно есть причина для веселья — мы снова удостоились изучать и закончить читать все части Пятикнижия. Рамо (рабби Моше бен Исроэль Иссерлес) пишет в своем ѓалохическом своде «Мапа» («Oрах хаим», 669: 1): «Этот последний праздничный день Суккос называется Симхос-Тойре, поскольку в этот день веселятся и устраивают праздничную трапезу в честь окончания чтения Торы… Также в Симхос-Тойре в наших странах есть обычай доставать во время вечерней и утренней молитв все Свитки Торы, имеющиеся в ковчеге, петь и возносить хвалу, в каждом месте — по своему обычаю. Также есть обычай обходить со Свитками Торы биму в синагоге… И все это — проявление радости».
О происхождении этого обычая — радоваться получению мудрости Торы — рассказывает мидраш «Шир ѓаШирим рабо». В книге Млохим I (главы 3–4) говорится, что в первый раз царь Шломо удостоился Б‑жественного откровения еще до строительства Храма, в Гивоне, куда он отправился совершить жертвоприношения. Ночью Всевышний явился Шломо во сне и предложил: «Проси, что Мне дать тебе?» (Млохим I, 3: 5). Царь не пожелал ни богатства, ни славы, ни долголетия, ни побед над врагами. Он просил даровать ему только мудрость и умение управлять народом: «Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой, чтобы различать между добром и злом» (там же, стих 9). Б‑г обещал ему и мудрость, и богатство, и славу, и, если он будет исполнять заповеди, — также долголетие.
Просьба царя Шломо была выполнена незамедлительно. Он получил чудесную мудрость. Как сказал Г‑сподь: «так что подобного тебе не было до тебя, и после тебя не встанет подобный тебе» (там же, стих 12). Мидраш пишет, что сразу же после получения мудрости он услышал пение птиц и понял их язык. Услышал крик осла и понял его, словно тот говорил по-человечески. Не только язык зверей и духов, но и тайные помыслы людей стали внятны его сердцу.
Царь Шломо был очень счастлив, получив этот Б‑жественный дар. «И пришел в Иерусалим, и стал пред ковчегом завета Г‑сподня, и принес всесожжения, и принес жертвы мирные, и устроил пир для всех рабов своих» (там же, стих 15). Рабби Элазар сказал, что он устроил праздничный пир по случаю получения мудрости («Шир ѓаШирим рабо», 1: 9). И считается, что этим было положено начало обычаю устраивать праздничную трапезу, чтобы отметить завершение годичного цикла чтения Торы.
Итак, нам понятно, что мы должны радоваться Торе. Но почему именно сейчас? В конце концов, царь Шломо устроил великий праздник сразу же после получения Б‑жественного подарка. Следовательно, было бы более уместно, чтобы мы, по его примеру, праздновали «Радость Торы» — Симхос-Тойре — на Швуэс, день дарования Торы. Зачем нужно было переносить это веселье на месяц тишрей?
На самом деле, в этом есть особый смысл. Всевышний вложил в сердца людей отвращение к незаслуженным подаркам. Поэтому человек не может по-настоящему радоваться тому, что он получил без особых заслуг, без каких-либо хлопот и усилий. Наши мудрецы, да будет благословенна их память, называют это наама дексуфа — «хлеб стыда». Объясняя значение этого выражения, Талмуд (трактат «Бава меция», 38а) говорит, что «короб своего зерна лучше девяти коробов чужого». То есть тот, кто заботится о себе, пашет, сеет, и жнет немного зерна — «один короб» — предпочитает свое, пусть в меньшем количестве, чужому, хотя того намного больше — «девять коробов».
Радость царя Шломо от полученного подарка Всевышнего была исключительным случаем, потому что это то, чего не может достичь человек своими силами. Это приходит только как Б‑жественный дар, и поэтому празднование должно было состояться немедленно. С другой стороны, мудрость Торы была дана нам, чтобы мы прикасались к ней днем и ночью, сами открывали в ней все новые и новые глубины. И в этом состоит большая разница между Швуэс и Симхос-Тойре. На Швуэс мы получили замечательный подарок — святую Тору. Но мы еще ничего не сделали сами для ее постижения, еще не обременяли себя ее изучением, еще не прикоснулись к ее мудрости. И поэтому наша радость не может быть полной. Но теперь, когда мы смогли прочитать всю Тору, — каждый из нас в этом году или сам ежедневно проходил сборник ХиТаС, или изучал Тору в колеле, на уроках STARS и других, — мы все сами подошли к концу годичного цикла. И нет большей радости, чем эта.
В воскресенье вечером и в понедельник вечером, с Б‑жьей помощью, мы все покажем Всевышнему, насколько мы рады, что смогли завершить цикл постижения Торы в этом году. Г‑сподь поможет нам испытать подлинную радость на празднике Симхос-Тойре. И пусть эта радость вдохновляет нас весь последующий год!