Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Миссия — породить больше еврейских жизней

Четверг, 31. Октябрь, 2019 - 12:52

MBB_4347.jpg
В 5737 (1977) году израильское правительство рассматривало инициативу о принятии закона, разрешающего аборты, не дай Б‑г. Министр юстиции Шмуэль Тамир был лидером кампании, проводимой в поддержку этого закона. Совет знатоков Торы послал к нему делегацию, чтобы повлиять на его мнение и позицию в данном вопросе. В состав делегации был включен раввин Рафаэль Левин, так как его отец, раввин Арье Левин, известный как «Иерусалимский праведник», в свое время был знаком с родителями министра юстиции. В самый разгар жаркой и волнительной дискуссии рабби Левин попросил разрешения рассказать одну историю из своего детства. Вот, что он поведал: «Пятьдесят восемь лет назад семейная пара пришла в дом моего отца. Они были злы друг на друга, расстроены и поглощены горячим спором. Женщина была беременна, ее муж учился в университете и решил, что не сможет обеспечить семью с маленьким ребенком. Поэтому он утверждал, что в данный момент они не могут расширять семью, и настаивал на прерывании беременности. Женщина возражала, и они не смогли убедить друг друга. Супруги согласились посоветоваться с раввином. «Мой отец страстно взывал к сердцу мужа и убедил его сохранить беременность жены… А теперь я хотел бы сообщить имя того ребенка, который был спасен от аборта: Шмуэль Тамир». Министр был поражен, так как никогда раньше не слышал эту историю. Он немедленно позвонил своей матери, и она подтвердила все до мельчайшей детали. Потом рабби Левин спросил: «Разве Всевышний не дал твоим родителям нахес? Разве твой успех не принес им счастье и не придал особый вкус и смысл их жизни? Как можно отказаться от этого из-за тех или иных трудностей?!»

* * *

Вторая половина нашей сегодняшней недельной главы «Ноях» посвящена новому миру, возникшему после Потопа. Ноях выходит из ковчега после того, как целый год был заперт внутри. Он смотрит вокруг и видит чистый, очищенный и обновленный мир. Всевышний дает ему целый ряд заповедей для выполнения его задачи возрождения человечества. Особенно интересна последняя заповедь: «А вы плодитесь и размножайтесь, воскишите на земле и умножайтесь на ней» (Брейшис, 9: 7). Она призывает людей не лениться, создавать семьи, рожать детей и продолжать цепочку поколений. Но разве это не само собой разумеется?! Зачем нужно было давать эту заповедь?! Ведь первые слова, которые Г‑сподь сказал Адаму и Хаве, сразу после того, как они открыли глаза, были такими же: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и покоряйте ее» (там же, 1: 28). Так почему Ноях должен был получить точно такое же повеление? Тора ничего не повторяет дважды. Приказав Авраѓаму сделать обрезание своим детям, Всевышний не повторяет это повеление Ицхоку. Когда Он приказывает Яакову не есть седалищный нерв, то не повторяет это коленам Израиля. Естественно, что заповедь, данную отцу, обязаны исполнять и его дети. Мы ясно видели это в Торе: на протяжении десяти поколений от Адама до Нояха, несмотря на то, что все они были безнравственны и порочны, и не было греха, который они бы не совершили, — они все же соблюдали заповедь «плодитесь и размножайтесь», и каждое поколение оставляло после себя потомство. Зачем нужно было заповедовать Нояху то же самое и теми же словами, которые были сказаны первому человеку?!
 

Раши и Рамбан отвечают на этот вопрос следующее: «Первый раз — это благословение, второй — повеление». Перед тем, как передать слова, которые были сказаны Адаму и Хаве, Тора говорит: «И благословил их Б‑г, и сказал им…» — им еще не было предписано иметь детей, а были они только благословлены, чтобы иметь возможность сделать это.

Каждая пара, испытывающая трудности с рождением детей, понимает разницу между благословением и повелением. Они знают, какое благословение им нужно, чтобы обнять ребенка. Момент рождения — это чудо из чудес! Мать, которая впервые видит своего новорожденного ребенка, или отец, первый раз взявший сына на руки, переживают такое незабываемое душевное состояние, которое тормозит гонку жизни. Это ощущение, что мы удостоились быть непосредственными участниками чего-то сверхъестественного, что намного выше нас. Человек по своей природе ограничен и временен и может иметь дело только с неодушевленным материалом. Он не может оживить мертвого человека, не может создать новую жизнь. И только момент рождения ребенка — это чудо, в котором человек поднимается практически до уровня Б‑га и создает новую жизнь. Он копирует себя и становится бесконечным в грядущих поколениях. И чтобы сотворить такое чудо, нужно Б‑жественное благословение. В Талмуде сказано: «Три партнера в человеке: Всевышний, отец и мать». И для того, чтобы человек родился, нужно сначала получить согласие каждого партнера. Поэтому первое указание, данное Адаму и Хаве, — это передача «ключа» от Б‑га для рождения детей. Тогда второе повеление в нашем случае — это уже обязательная инструкция.

Любавичский Ребе добавляет очень особенное объяснение: Адаму было сказано «плодитесь и размножайтесь» тогда, когда он только что женился, у него не было детей. Нояху было приказано сделать это после того, как у него уже было трое женатых сыновей. Адаму было наказано родить первого ребенка, а Нояху — четвертого. Здесь мы обнаруживаем революционное ѓалохическое новшество, которое совсем не просто постичь и осмыслить. В нашем восприятии заповедь пру урву является временной, одноразовой или двухразовой. Родив одного или двух детей, человек уже выполняет свой долг перед человечеством. У него есть тот, кто прочтет по нему Кадиш, кто унаследует бизнес и кого можно назвать в честь своего дедушки или бабушки. Но здесь Г‑сподь представляет Нояху другую концепцию: плодиться и размножаться — это постоянное, вечное повеление, до тех пор, пока есть силы. Первое повеление дано нам для преумножения человечества в целом и народа Израиля в частности. И мы должны, пока можем, продолжать исполнять эту заповедь. Рамбам пишет: «Несмотря на то, что человек исполнил заповедь «плодиться и размножаться», мудрецы предписали «не отказываться от ее исполнения все время, пока в нем есть силы, так как каждый, кто добавляет Израилю одну душу, как будто строит целый мир» («Мишне-Тора» «Законы супружества», 15: 16). Фактически, Всевышний учит Нояха тому, что то же счастье, которое дарует родителям первый ребенком, они испытают и при рождении четвертого (и, может быть, даже больше!). Он повелевает Нояху точно такими же словами, которыми велел первому человеку, чтобы сказать ему, что тот же «целый мир», который был в первом ребенке Адама, проявится в четвертом ребенке Нояха. Так же, как первый ребенок приносит свет и благословение и делает жизнь осмысленной, так в равной степени четвертый ребенок приносит в дом новую жизнь.

Позвольте мне в заключение рассказать одну замечательную историю. Г‑жа Ярдена Эниг-Стокхамер — успешная адвокат в Торонто и активистка «Корпорации развития Израиля» — инвестиционного фонда для развития израильской экономики. Хотя она и ее муж не соблюдали законы Торы, они были связаны с общиной рабби Менделя Каплана, посланника Хабада, и начали приближаться к еврейской жизни. У пары росло трое детей, их семейная жизнь была счастливой. Однажды зимой Ярдена обнаружила, что беременна. Врачи посоветовали ей сделать аборт: «Ваше тело уже сделало свое дело и не готово к новому рождению». Врачи предупредили, что в случае отказа от прерывания беременности, ей придется подписать бумагу о том, что она снимает с них всякую ответственность за свою судьбу и судьбу ребенка. Шли месяцы, и Ярдена знала, что ей нужно принять решение. После очередного предупреждения врачей она попросила еще немного времени до Субботы, пообещав, что в воскресенье даст окончательный ответ. Ярдена собиралась в Субботу посоветоваться с равом Капланом. К сожалению, в ту Субботу раввина не было в городе. Она чувствовала себя потерянной, как будто все складывалось против нее. Замещал р. Каплана его тесть, главный посланник Любавичского Ребе в Торонто, раввин Залман-Аѓарон Гроссбойм. Перед молитвой Мусаф гость был приглашен для выступления, в котором он подробно рассказывал о Любавичском Ребе, упоминая его снова и снова. Ярдена вдруг начала вспоминать что-то неясное из прошлого. Через несколько минут она почувствовала, что душа буквально покидает ее!

…Это было много лет назад, когда Ребе в последний раз проводил раздачу долларов, — 27 адара I 5752 года (вечером в воскресенье, 1 марта 1992 г.). В этот день закончился международный форум «Корпорации развития Израиля» в Нью-Йорке. И раввин Шмуэль Бутман, руководитель организации «Цеирей Хабад» (молодежного движения Хабада), предложил делегатам отправиться на церемонию и получить благословение Ребе. Ярдена и ее муж были молодой парой, спустя всего несколько месяцев после свадьбы, и они прошли перед Ребе. Ярдена попросила благословения на счастливую жизнь со своим супругом. Ребе дал ей один доллар, затем второй доллар для мужа, а затем позвал ее снова и дал еще четыре доллара. Они не могли понять, почему четыре доллара, но она сунула купюры в сумочку и забыла об этом. Теперь она почти кричала: «У нас трое детей и четвертый в пути! Ребе предвидел все и дал нам благословение на четвертое рождение». Она не могла дождаться окончания выступления раввина, попросила позвать мужа в синагогу и напомнила ему обо всем. У них был готовый ответ для врачей.

Роды прошли хорошо, а потом Ярдена стала, с Б‑жьей помощью, выступать на международных женских конференциях и рассказывать свою историю. Самым сильным воздействием на слушателей обладает вывод, который она сделала из своей истории: «Когда еврею требуется принести в этот мир ребенка, он получает полномочия для этого. Испытания не начинаются, пока Всевышний не даст ему благословение, чтобы преуспеть в этой важной миссии и породить больше еврейских жизней».

 

 

 

Комментарии: Миссия — породить больше еврейских жизней
Нет добавленных комментариев