Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Завоевать Землю Израиля — в материальном и в духовном

Четверг, 18. Июнь, 2020 - 13:26

31922480296624128_n.jpg
В годы Гражданской войны в России процветал антисемитизм. Жизнь еврея не стоила ни гроша — их избивали, убивали, выбрасывали из поездов, устраивали многочисленные погромы. Когда еврей по имени Ицхок-Залман Пойзнер отправился по какой-то надобности в поездку на корабле, отплывшем из города Гомель, антисемиты схватили его и еще двенадцать евреев и бросили их в реку! Его сын Шолом, услышав о случившемся бедствии, три дня искал тело отца, чтобы похоронить его. Тогда, стоя на берегу реки, он решил, что покинет эту кровавую землю навсегда: там, где еврея безжалостно топят в реке, для него нет будущего! Он был уже обручен и написал своей невесте, что решил эмигрировать в Эрец-Исроэль, которая в те времена называлась Палестина. Молодым повезло — вскоре им удалось совершить алию на Святую землю. Там они поселились в кибуце Бальфурия и присоединились к таким же новым репатриантам, которые приехали в страну чуть раньше них.

Пара прибыла в Эрец-Исроэль, не имея ничего: ни денег, семьи, ни друзей. Но они были женихом и невестой и должны были пожениться. Реб Шолом и его невеста отправились в Хайфу и нашли раввина, который согласился провести обряд хупы. Он сказал, что пойдет искать людей для миньяна, и ушел. Тем временем невеста молилась, читала главы из Теѓилим и плакала. Она собиралась встать под хупу, но рядом не было ее родителей, она была на чужбине без друзей и родных… Во время этой молитвы-плача к невесте подошла женщина и спросила ее: «Почему ты плачешь?» Девушка была в середине молитвы, поэтому не ответила ей, но та продолжала спрашивать снова и снова, а потом сама себе ответила: «Ты, вероятно, плачешь, потому что только что сошла с корабля?!» (имелось в виду, что она новичок в стране, поэтому она плачет). Невеста подняла глаза от молитвенника и сказала ей: «Нет, госпожа, я плачу не потому, что только что сошла с корабля. Я плачу, потому что собираюсь подняться на корабль, на брачный корабль».
 

Чтобы зарабатывать на жизнь в те трудные дни, Шолом Пойзнер вынужден был много и тяжело работать физически. Он прокладывал дороги вместе с другими кибуцниками, большинство из которых в те дни, увы, не соблюдали заповеди Торы. Несмотря на жару, р. Шолом никогда не снимал талес-котн («малый» талес, который носится под верхней одеждой), и все видели, что это был хасид. Однажды к нему подошел молодой человек и сказал, что он приехал из Польши, где жил по законам иудаизма, а затем подумал, что такая жизнь была необходима в голусе (в изгнании — вне Земли Израиля), а здесь в этом не было необходимости. Однако, увидев р. Шолома, работавшего в талесе даже летом в хамсин, он вернулся к иудаизму и сам стал носить талес-котн, не снимая.

В 5689 (1929) году рабби Иосиф-Ицхок Шнеерсон, шестой Любавичский Ребе, посетил Святую землю. Р. Шолом Пойзнер, который жил тогда в Ришон ле-Ционе, оставил все свои дела и сопровождал Ребе все время его визита. Он также удостоился личной аудиенции, на которой Ребе сказал, что ему следует эмигрировать в США и начать заниматься там распространением иудаизма. Жена р. Шолома, которая присутствовала при этом, сказала Ребе: «Америка — трудная страна, в ней тяжело воспитывать хасидских детей». Ребе ответил: «Верно, Америка — тяжелая страна, и вы будете воспитывать в ней хасидских детей». Ребе призвал рава Пойзнера вместо того, чтобы прокладывать дороги в Израиле, прокладывать дороги в душах сынов Израиля в США и приближать их к своему Небесному отцу. Сначала рав Пойзнер поселился в Чикаго, а затем переехал в Питтсбург, где создал еврейскую школу, которая продолжает успешно работать и по сей день.

* * *

Наша сегодняшняя недельная глава «Шлах» рассказывает о том, что Моше отправил двенадцать разведчиков высмотреть Землю ханаанскую. По возвращении десять из них принесли дурные вести о Земле обетованной, и только двое сказали, что евреям удастся завоевать Эрец-Исроэль. Это были Йеѓошуа бин-Нун и Калев бен Йефуне. Читая эту историю, мы замечаем, что именно Калев — глава колена Йеѓуды и муж Мирьям — заявил во всеуслышание о возможности вхождения в землю Всевышнего: «И успокоил Калев народ перед Моше, и сказал: «Непременно взойдем и овладеем ею, ибо в наших силах это» (Бамидбор, 13: 30). Йеѓошуа был рядом с ним, но говорил с народом именно Калев. Через несколько недель в главе «Пинхос» мы прочтем, как Моше, узнав, что не будет тем, кто введет сынов Израиля в Землю обетованную, обращается к Б‑гу и просит: «Да поставит Г‑сподь… мужа над общиной, который выйдет пред ними и который войдет пред ними, и который выведет их и который приведет их» (Бамидбор, 27: 16, 17). Всевышний отвечает ему: «Возьми себе Йеѓошуа, сына Нуна, мужа, в котором дух, и возложи руку твою на него» (там же, стих 18). Это значит, что Йеѓошуа — преемник Моше-рабейну, следующий руководитель еврейского народа. Почему Йеѓошуа, а не сыновья Моше? Ведь, например, Аѓарону-первосвященнику наследовал его сын. Комментаторы объясняют, что сыновья Моше не были достойны этого, они не были созданы для руководства. Но если сыновья не заслуживали, то почему бы не поискать кого-то еще из семьи. Следующим в очереди должен быть Калев, зять Моше-рабейну, а также глава колена Йеѓуды, из которого, по свидетельству Торы, должны произойти лидеры — еврейские цари. Почему же Б‑г выбрал Йеѓошуа, главу колена Эфраима, вместо Калева, имеющего явные преимущества и являющегося, казалось бы, естественным преемником Моше?! Раши объясняет: «Йеѓошуа получает свое вознаграждение за то, что служил и никогда не выходил из шатра [Моше]». Йеѓошуа стал руководить народом Израиля, потому что он — самый преданный ученик Моше-рабейну. Он всегда был рядом со своим учителем. Когда Моше поднимался на гору Синай, чтобы получить Скрижали завета, Йеѓошуа в течение сорока дней ожидал его возвращения у подножия горы (Талмуд, трактат «Йома», 76а).

Но, возможно, была и другая причина, по которой выбор пал на Йеѓошуа бин-Нуна?! Мидраш («Шмойс рабо», 20: 10) рассказывает, что за тридцать лет до Исхода из Египта представители колена Эфраима, следуя своим расчетам, пришли к выводу, что время избавления настало. Хотя другие евреи были против, большая группа сынов Эфраима покинула Египет, и им даже удалось при этом не столкнуться с египетскими пограничниками. Но когда они прибыли в Ханаан, филистимляне напали и убили многих из них, а оставшиеся бежали обратно в Египет. Поэтому когда Всевышний вывел сынов Израиля из Египта, Тора в главе «Бешалах» говорит: «Не повел их Б‑г по пути через землю филистимлян, хотя близок он» (Шмойс, 13: 17). Мидраш объясняет, что там были убиты тысячи сыновей Эфраима, и тридцать лет спустя их кости были разбросаны по дорогам. Всемогущий обошел землю филистимлян, опасаясь, что, заметив на дорогах кости своих собратьев, сыны Израиля падут духом и захотят вернуться в Египет. «И Б‑г направил народ в обход путем через пустыню к Тростниковому морю» (там же, стих 18).

Кто являлся главой колена Эфраима в то время и руководил этим преждевременным уходом, закончившимся катастрофой? Мидраш «Ялкут Шимони» открывает нам, кто был этот человек: «Все годы, когда сыны Израиля находились в Египте, сыновья Эфраима жили тихо и мирно, пока не явился Нун… и сказал: «Открылся мне Б‑г Всемогущий, чтобы я вывел вас». Встали и, взяв своих сыновей и дочерей, покинули Египет». Это — тот самый Нун, который был отцом Йеѓошуа. Именно он пошел против всего мира и, вопреки всему, им удалось уйти, хотя «до того времени ни одному рабу не удалось бежать из Египта, потому что страна была закрыта наглухо» (Раши на Шмойс, 18: 9). Да, они потерпели неудачу, потому что действовали не по повелению Всевышнего, но все же Нун был человеком, готовым идти на самопожертвование, чтобы повести евреев в Землю обетованную. И поэтому когда Б‑г искал лидера, способного привести народ в Эрец-Исроэль, он искал того, чьи гены хранили преданность ей. Действительно, Калев — глава колена Йеѓуды и зять Моше-рабейну, очень заслуженный еврей. Однако, чтобы ввести народ Израиля в обещанную ему страну, нужна необыкновенная самоотверженность, и именно Йеѓошуа унаследовал это качество от своего отца. Очевидно, поэтому он и был избран руководить завоеванием Эрец-Исроэль.

…Менее недели отделяет нас от третьего тамуза — даты, когда душа седьмого Любавичского Ребе, рабби Менахема-Мендела Шнеерсона, покинула этот мир. Ребе хотел, чтобы каждый еврей завоевал свою долю в этом мире и превратил ее в Землю Израиля в духовном смысле. Ребе надеялся, что у каждого еврея будет в крови этот оздоровляющий «вирус», который подвигнет его идти до конца, чтобы передать мудрость иудаизма другому еврею. Так действуют истинные последователи Ребе! Тех, у кого еще нет этого полезного вируса, мы приглашаем почтить день третьего тамуза, чтобы «заразиться» им и начать завоевывать свою долю мира и приносить Тору все большему числу евреев.

 

 

 

Комментарии: Завоевать Землю Израиля — в материальном и в духовном
Нет добавленных комментариев